Уличные ковбои
|
|
Любишь превышать скорость, но не терпишь разбирательств с автоинспектором? Хочешь расслабиться после напряженного, утомительного сидения в офисе, погонять на своем четырехколесном друге и получить адреналин? Тогда гонки street race созданы специально для тебя.
|
|
|
|
Гонки под названием Street race (или drag racing) впервые стали проводиться в Америке в начале прошлого века. Как ни странно, исторически их появление связано с ковбоями, которые перегоняли бесчисленные стада из прерий Техаса к скотобойням Чикаго. Для своей работы они использовали специальную породу лошадей - знаменитых квотерхорс. Квотерхорс обладали необычной способностью - они набирали бешеную скорость на четверть мили и останавливались, как вкопанные, когда ковбой дотрагивался до лассо. Четверть дорожной мили - это 402 метра. А дрэггинг или гонки на специальных гоночных автомобилях - дрэгстерах, предназначаются для заездов именно на 402 метра со стартом с места.
|
|
Несмотря на то, что первый в России настоящий дрэгстер был спроектирован и построен в Ленинграде в 1970 году А. Капустиным, а Ю.Фролов в том же году установил на нем всесоюзный рекорд, у нас дрэггинг по многим причинам не получил дальнейшего развития. Тем не менее, с прошлого года дрэг-рейсинг включен в перечень автомобильных видов спорта.
|
|
В Санкт-Петербурге уже несколько лет проводятся соревнования на 1\4 мили (402 м) и на 1\8 мили (201 метр) для автомобилистов-любителей на серийных автомобилях. В городе есть несколько организаций, устраивающих подобные гонки. Например, регулярно проводит заезды развлекательный центр "Neva-Да". Участники делятся на две категории - "импортную" и "отечественную". Главный приз достигает $1000.
|
|
Клуб стритрейсеров Санкт-Петербурга НПА “Стритрейс Санкт-Петербург” катается по выходным в Разливе или в Коломягах. "Команда STREETRACE" гоняет по пятницам на Кольцевой дороге. Предводитель этой “группировки” Максим Жарковский по прозвищу Tank считается одним из главных идеологов и популяризатором стритрейсеров в нашем городе.
|
|
Как правило, хорошие идеи приходят весьма спонтанно. Так было и на этот раз. Максим вспоминает, что ехал как-то со своим другом на стареньком “опеле”. Настроение было приподнятое - хотелось приключений. На светофоре остановился рядом с “мерседесом”, а затем на старте обогнал его. Друзьям это так понравилось, что они целый день катались по городу и “делали” каждого встречного.
|
|
Со временем уличные гонки стали куда более серьезными. Однако, по мнению Tanka, street race по сути до сих пор остаются той же забавой. Хотя, судя по их массовости, так не скажешь - в настоящее время по пятницам приезжают погонять до восьмиста машин. Для того, чтобы раскрутить этот вид соревнований Максиму с другом пришлось проявить инициативу и побегать. Для начала печатали рекламные листовки и совали их в окна автомобилистам. Потом заказали специальные стикеры. Правда, сейчас эти наклейки изготовляют и приклеивают на машины все кому не лень.
|
|
В заездах могут принимать участие любые автотранспортные средства - легковые автомашины, мотоциклы. Чаще всего они обладают несколько улучшенными разгонными характеристиками.
|
|
Заезд происходит весьма картинно. Пары машин выстраиваются в очередь по направлению к старту, где Максим Жарковский в роли стартера дает отмашку очередным претендентам, стоящим на одной линии. Автомобили, рявкнув моторами, рвут с места. Время каждого заезда фиксируется секундомером и заносится в таблицу. Выигрывает тот, кто первый приходит к финишу.
|
|
Стремительно увеличивающееся число участников гонок служит причиной того, что их организатору часто приходится менять место их проведения. «Когда мы проводили заезды на дороге в Угольную гавань, на выезде из порта скапливалось столько грузовиков, что пробка стояла метров на 300-400», - вспоминает он. Конечно же, от места, выбранного для заезда, зависит качество удовольствия и уровень организации гонок.
|
|
В первый раз гонки устроили на Морском проспекте, на Крестовском острове - от ворот “Приморского парка Победы” до переезда. Длина дороги там как раз 800 метров - необходимый минимум. На разгон надо примерно 600 метров и на торможение - 200. Позже перебрались на Кольцевую в Выборгский район. Но здесь не поладили с местными стражами правопорядка. Когда в очередной раз собралась привычная команда - те уже поджидали неуемных лихачей. Пришлось подыскивать другое место.
|
|
К чести стритрейсеров стоит отметить, что они не стремятся быть бурными нарушителями обычного дорожного движения и тем более спокойствия горожан. А потому трассы для заездов выбирают свободные от движения и как можно дальше от жилых домов.
|
|
Пока из всех трасс, где проводились заезды, наиболее оптимальным был участок Красносельского шоссе. Он заканчивается тупиком и ограничивается колхозным полем. Там помещалось до пятисот машин. Такое количество участников обязывало проводить гонки если не на профессиональном, то, по крайней мере, на весьма серьезном уровне. Автомобили делили на 4 класса согласно международной системе в зависимости от объема двигателя, наличия турбин и электронных систем управления мотором.
|
|
Но чаще всего строгого разделения не происходит - автомобили просто разбивают по парам. Естественно, при этом учитывается сопоставимость технических характеристик “гоночных” машин. Из самых скромных вариантов транспортных средств среди участников Tank припомнил “Москвич - 412”, у которого на ходу отваливались “пороги”. Из «крутых» приезжали “Alfa Romeo”, “Porshe”, “Astin Martin”. В большинстве своем, в street race участвуют автомобили среднего класса.
|
|
При этом разницу в скоростных характеристиках автомобилей, стартующих попарно, призван компенсировать, так называемый, временной гандикап - задержка времени старта для более быстрого автомобиля. Именно это сделало гонки демократичными и, учитывая техническую доступность, привело к необычайному росту их популярности.
|
|
Нередко победителями становятся водители “доработанных” отечественных легковушек. Многие энтузиасты вкладывают в тюнинг таких машин по 20-25 тысяч рублей. Так один из участников гонок, проходивших этой зимой на Петровском стадионе, занял третье место на своей ВАЗ-2108. Владелец восемь лет потратил на ее доработку. В итоге улучшенная коробка передач, жесткая подвеска, тюнинговый двигатель сделали свое дело. И все-таки, как выяснилось, побеждают не только технические характеристики гоночной машины, а умение и профессионализм водителя.
|
|
Кстати, зимнее “ледовое побоище”, как его окрестили в одном из питерских СМИ, получило тогда широкую огласку. Да и готовились к нему организаторы серьезно. Расчистили от снега замерзший пруд стадиона, выложили изготовленные вручную маркеры разметки трассы. Зимой, когда любое превышение скорости грозит трагическим исходом, street race превратились в состязание в маневренности на Ледовой трассе. При этом, по признанию Максима, погонять на “Петровский” приезжало несколько высокопоставленных лиц города. Однако все обошлось благополучно.
|
|
Да и вообще, несмотря на то, что недоброжелатели склонны причислять стритрейсеров к разряду самоубийц, статистика по аварийности во время уличных гонок пока не сильно страшит. По словам, Tanka, за все время на трассе произошло не более четырех мелких аварий. Да и те случились по глупости или невнимательности водителей. Правда, один раз перед началом заезда Максим почувствовал изо рта участника запах перегара. Тогда он ни на шутку рассердился, и не позволил ему участвовать в гонках. После этого случая у него появилось железное правило – перед заездом убеждаться в трезвости участника, в наличии у водителя прав и удостоверения техосмотра.
|
|
Обычно гонки проходят с полуночи до начала третьего утра, чтобы успеть к закрытию мостов. Помимо команды под предводительством Tanka к организаторам street race себя причисляют еще как минимум шесть человек. Все делается на энтузиазме. Самое большее, что организаторы пытаются заработать – берут 50-100 рублей за участие в заездах. Иногда участники добровольно сдают в общую кассу, кто сколько может. Правда, есть в городе несколько тусовок, которые зарабатывают более реальные деньги, устраивая гонки и организуя тотализаторы.
|
|
Что касается юридической подоплеки проведения гонок, то почти все street race устраиваются нелегально. Вообще с милицией практически у всех организаторов уличных гонок сложные отношения. Одни пытаются успеть провести заезды до того, как приехали сотрудники ГИБДД, другие стараются как-то договориться. Накануне трехсотлетнего юбилея города правоохранительные органы строго-настрого наказали лидерам стритрейсерского движения оставить свои забавы во время проведения праздничных торжеств. И street race действительно не проводились. Тем не менее, власти понимают, что одними запретами здесь ничего не добьешься. Выгонишь стритрейсеров с одной трассы, они найдут себе другую. Поэтому пока ведутся поиски путей мирного “разруливания” ситуации.
|
|
|
Диана Росс
|
|
На грани невозможного 9(340),2004
|