Аэрография
|
|
Как часто мы сетуем на то, какое сейчас сложное время. Хотя не замечаем много положительного в нашей жизни, в частности почти безграничную творческую свободу, которая сейчас есть. Например, вы задумывались над тем, что можно считать произведением искусства? Сегодня – все, что угодно. Постепенно стираются грани, между высоким и низким, экспонатами музея и предметами обихода. Так, питерский художник Артем доказывает это, превращая в произведения искусства обычные машины.
|
|
|
|
Его величество случай
|
|
Артем начал осваивать новое направление несколько лет назад, не предполагая, что оно со временем станет основным делом его жизни. Он доказал, что молодой художник вопреки стереотипу может не быть бедным. А его произведения могут радовать не только редких посетителей музеев и картинных галерей, а гораздо более обширную аудиторию - всех автомобилистов и пешеходов.
|
|
Впрочем, искусство росписи автомобилей, так называемая, аэрография, в Америке и Европе существует уже не один десяток лет. В России этот вид искусства появился в 90-е годы. Раньше суровый закон запрещал иметь более двух цветов на кузове. Сейчас важно, чтобы стандартный цвет автомобиля, указанный в документах был все-таки виден.
|
|
Артем начал заниматься этим делом случайно. Учился себе на 4-м курсе Герценовского института. Писал занимавшие его целиком картины. Кое-что удавалось продавать. Но все же приходилось подрабатывать. А тут звонит знакомый директор одной из питерских СТО и предлагает попробовать освоить перспективное направление.
|
|
Сначала в качестве холста художник использовал автомобильный капот. После того, как “проба пера” удалась, Артему предоставили на растерзание целый автомобиль - внедорожник LandCruiser 80.
|
|
В разработанном самим художником эскизе сказалось его увлечение восточной философией - ведь для первооткрывателя питерской аэрографии важно было и творческое самовыражение. В результате джип украсили живописные пейзажи времен расцвета Поднебесной с самураями, иероглифами и знаками первоначал.
|
|
Вторая работа оказалась более приземленной - владелец “Жигулей” шестой модели пожелал увековечить на своем авто черно-белый портрет Синди Кроуфорд. Так постепенно у художника стали появляться первые заказы, а на улицах Петербурга - первые картины на колесах.
|
|
|
|
И пошло, поехало...
|
|
Аэрография – это одновременно искусство для масс и элиты. В силу определенных технических причин расписывать проще и удобнее иномарки. Понятно, что наличие такого автомобиля предполагает определенный статус владельца, да и сама ручная работа ценится недешево. К тому же, аэрография – искусство прикладное. Поэтому несмотря на свободу самовыражения – есть ограничения. Это могут быть четко определенные пожелания клиента типа – хочу на капоте портрет жены или президента. Если клиент неординарная личность и представляет собой индивидуальность, а, как правило, именно такие люди решают расписать свое авто, нужно прочувствовать его стиль, понять мировоззрение. Тогда автомобиль будет органичным продолжением его образа. Играют роль также модель машины, ее цвет и возраст.
|
|
Нередко тема рисунков определяется профессией или хобби человека. Охотники хотят любоваться стилизованными портретами своих диких жертв; архитекторы - дорогими им сооружениями; состоятельные девушки любят украшать свои авто нежными, манящими пейзажами. Но самые нестареющие сюжеты - это фэнтези и обнаженные красавицы.
|
|
Высшим искусством считается не отдельный рисунок на двери или капоте, а создание целостного образа - слияние внешнего оформления с душой автомобиля, а еще лучше - самого автомобилиста. Ведь не секрет, что сейчас многие владельцы машин одушевляют свое транспортное средство. И в этом ничего нет плохого. Ведь до Аристотеля, введшего понятие материи, считалось, что все сущее - материальное и духовное – есть копия божественного.
|
|
Один из самых запомнившихся Артему заказов - Chevrolet Suburban. На необъятном кузове американского джипа разместились древнерусские сюжеты: заднюю дверь украсил «Плач Ярославны», капот – «Георгий Победоносец» и «Илья Муромец». По одной стороне можно изучать Куликовскую битву во всех подробностях (это было основное пожелание заказчиков). На другой - патриарх всея Руси благословляет войско Дмитрия Донского на Куликовскую битву. Вот где художнику удалось совместить казалось бы несовместимое – американский железный конь своим видом отныне пропагандирует русскую духовность и культуру. После такой работы питерского мастера не упрекнешь в отсутствии патриотизма!
|
|
Случалась и абсолютная мистика. Так, вишневый джип раскрашивался по мотивам фильмов Альфреда Хичкока. И вот совершенно случайно (!) работа была завершена в пятницу, 13-го числа, и, как оказалось, в день столетнего юбилея Хичкока.
|
|
При выборе темы рисунка необходимо учесть многие факторы: цвет, размеры машины, его формы, линии, изгибы. Все это удалось наиболее гармонично совместить в одной из последних работ. Необычный дизайн Пежо 406 определил стиль росписи автомобиля: представьте, что где-нибудь на загородной трассе вечернюю мглу разрезает акула со святящимися глазами-фарами, с резко обозначенными жабрами, механическим сердцем и бронированными боками.
|
|
В связи с тем, что год от года в России становится все больше мотоциклистов, поступают к художнику заказы и от маститых байкеров. Несмотря на меньшую площадь “холста”, расписать мотоцикл сложнее, чем автомобиль. Множество рваных линий поверхности рисунок должен привести в гармонию. При этом детали художественного оформления не должны нарушать общей дизайнерской концепции.
|
|
К примеру, самый мощный серийный мотоцикл мира “Кавасаки Ниндзя” теперь еще украшает и декоративная роспись в виде стилизованных японских иероглифов, обозначающих слово “Свобода”. Общая цветовая гамма - серебристо-черная с вкраплениями красного. В том же стиле оформлен и шлем. В разработке дизайна активно участвовал сам владелец. Увидев свое преображенное детище, он поначалу испытал шок. А затем влюбился в него еще больше и даже прозвище ему придумал - “Император”.
|
|
Сам питерский мастер ездит на Volkswagen Beetle 1972-го года выпуска. Кузов является наглядным пособием по истории развития этой модели. Черно-белые изображения напоминают старые фотоснимки. С капота на Вас приветливо смотрит портрет самого изобретателя “Жука” Фердинаннда Порше. На одном боку - разместился заводской конвейер образца 1949-го года, на другом - запруженная “Жуками” улица Кельна. Автор работы не преминул пошутить, изобразив на крышке моторного отсека сцену встречи астронавта с “Жуком” на Луне.
|
|
Кстати, в июле этого года автомобиль занял первое место в конкурсе по аэрографии, который проходил в рамках фестиваля “Sound & Drive” на стадионе “Петровский”. Жюри особенно покорило то, что стиль и качество росписи полностью соотносятся с легендой отечественного автомобилестроения.
|
|
Вообще-то Артем - мастер разноплановый. Поэтому использовать в качестве холста и превратить визитную карточку владельца может ни только автомобиль, но и самолет, сноуборд, шлем, мобильник и даже компьютерную мышку. Так, Максим Соколов, вратарь нашей хоккейной сборной играет только в масках, расписанных Артемом. Популярная услуга - роспись бытовой техники. Т.е. всего, что сделано из металла или пластика, в том числе холодильников, телевизоров. Можно расписать и целую стену в квартире, и даже все стены, в зависимости от пожелания хозяина.
|
|
Несмотря на популярность аэрографии ее бума в Петербурге пока не наблюдается. Несмотря на это, клиентов ему хватает – его стиль росписи узнаваем на питерских дорогах. Ведь успех дела напрямую зависит от искусности самого мастера. Выходит, искусство и бизнес вполне совместимы. Еще один стереотип остался в прошлом. Так что неплохое все-таки время на дворе.
|
|
|
|
Диана Росс
|
|
|
На грани невозможного 8(339),2004
|