Выксунский леший
|
|
|
"Проспект", 23.09.2003, Нижний Новгород, n39
|
|
Автор: Сергей Степанов
|
|
_*Может, его в реальности и не существует, но слишком многие его видели!..*_
|
|
Солнце зашло за облака, и среди могучих деревьев сразу же стало как-то не по себе. Ноги скользили по осклизлым валунам, заброшенным сюда много тысяч лет назад, - еще в ледниковый период. И тут неожиданно первозданный покой нарушил глухой и протяжный вой, который, казалось, исходил из-под земли.
|
|
Лицо моего спутника, Виктора Ильича, посуровело.
|
|
- Это Полоз о себе знать дает, - сказал он...
|
|
Рудознатцы в это верили
|
|
|
|
Выкса - село старинное. Основано оно еще в ХVIII веке, а статус города получило только в 1934 году. Но, как сообщалось в словаре Брокгауза и Ефрона, крепкое это было село: в 1888 году здесь проживало 8236 человек, действовали две православные церкви, богадельня, больница, одна школа министерства народного просвещения и две церковно-приходских, 15 лавок. На Выксунском заводе в том же году было добыто свыше миллиона пудов железных руд, выплавлено почти 600 тысяч пудов чугуна и 250 тысяч пудов железа, 6700 пудов изделий из металла.
|
|
У истоков создания выксунских заводов, которые "по техническому устройству принадлежали к лучшим чугуноплавильным и железоделательным предприятиям России", стояли братья Иван и Андрей Баташевы. Их предприимчивости можно позавидовать: сумели выпросить у правительства "для деловой надобности" обширный участок земли к северо-западу от реки Сноведи, одолжили у богатой промышленницы Демидовой ее уральские заводы и переселили на нижегородскую землю приписанных к ним крестьян.
|
|
Рудознатцы, которых силком доставили с Урала, привезли с собой многочисленные легенды и предания, озвученные позже Павлом Бажовым. И верили, что сказочные существа, типа Хозяйки Медной Горы, действительно существуют.
|
|
Эти легенды в дальнейшем были адаптированы к местным условиям. Все, вроде, правильно: какие под Выксой горы?! Нет тут ни золота, ни меди, ни серебра, ни самоцветов. Но вот рассказы о Великом Змее Полозе, который якобы помогает отыскивать руду, долгое время передавались из поколения в поколение.
|
|
"Ищи руду, где я пройду"...
|
|
- У меня на Выксунском заводе и дедовья работали, да и прадеды наверняка тоже, - говорит Виктор Ильич Бирюков. - По их словам, где Полоз пройдет - там руду искать надо. А он и по земле пробежит-проползет, и под землей - ему все одно. Только обмана да мошенничества не любит, а еще - жадности. Захочет - вмиг отведет руду в другое место. И нет ее, как будто никогда и не водилось.
|
|
Дед Виктора Ильича со стороны матери (он прожил долгую жизнь) однажды поведал ему такую историю. Случилось это, по его словам, еще в начале прошлого века.
|
|
- Пошли они с ребятами в лес - аккурат в это Симиловское лесничество, - рассказывает он. - В тот год дожди зарядили, тепло, грибов - ешь, не хочу. в то время голодно было, а беленькие да подберезовики - все же какая-никакая провизия.
|
|
Костерок развели. На прутики грибы нанизали, жарят. Вдруг подходит к ним человек - никогда раньше его не видели. На лесника не похож. Одет как-то странно. Что-то длинное на нем, почти до пят. Шапка остроконечная. Спрашивает: "Что привело сюда, какие-такие заботы?". Ребятишки ему все и выложили. А он им: "Грибы-то отойдут скоро, чем тогда кормиться будете?". Мальчишки и отвечают: на завод, мол, пойдем. "А вы вольной работой займитесь, - советует незнакомец (в то время кое-кто так и делал). - Я научу вас, как руду искать". И показал: "След мой видите? Если он глубокий - там и копайте". И тут же исчез. Да не просто так, а как бы в зарницу превратился и пролетел над лесом. А руду потом на том месте нашли. Вот тогда и подумал дед, что это и есть тот самый Полоз, о котором старики рассказывали...
|
|
Змеиная яма
|
|
Рожнов бор находится на землях Выксунского лесхоза. Он достаточно большой - площадь его превышает 850 гектаров. Летом 1998 года в Рожнов бор отправился и Виктор Ильич. Забрел в поисках грибов в глушь и провалился в яму, замаскированную сухими ветвями.
|
|
Яма была глубокой. Позвать на помощь некого, сам же Бирюков выбраться оттуда не мог. Во-первых, глубоко, во-вторых, отвесные склоны, а в-третьих, вдобавок ко всему, сильно подвернул ногу.
|
|
Дно ямы устилали трава и корни. И тут, к своему ужасу, Георгий увидел, что коренья шевелятся. Это были змеи.
|
|
- Как я из той ямы выбрался, сам не помню, - вспоминает он. - Смотрю: лицо надо мной в шапке остроконечной, кто-то нездешний. И веревку протягивает. Ухватился я за нее, вытянул он меня, гляжу, а спасителя моего и след простыл. Вот я и думаю: а не Полоз ли это был?
|
|
Фантастика? Или...
|
|
На первый взгляд, легенды о Полозе выглядят фантастикой. Но вот что говорит кандидат биологических наук Лидия Макарова:
|
|
- Мы еще недостаточно хорошо знаем, кто вообще населяет наши леса и водоемы. А в древности на Руси, похоже, водились даже крокодилы. По описанию путешественника Герберштейна, это были "змеи с четырьмя короткими ногами, наподобие ящериц, с черным и жирным телом". Змей всегда уважали и всегда боялись. Существует поверье, что в старину в жертву питонам приносили молодых девушек, которые сжимали их в своих смертельных объятиях. Таким образом, считалось, что жертва становилась "женой" огромной змеи, и тем самым ее задабривали.
|
|
В покровители выбирают сильных
|
|
Но какая связь между Великим Змеем Полозом и рудознатцами? Почему именно он выбран ими в качестве покровителя?
|
|
Ответ прост: в покровители выбирали самых сильных и мудрых, пусть даже это были сказочные персонажи. Человек нуждался в защите от свирепых врагов, свирепых крепостников-самодуров, стихийных бедствий, болезней и прочих напастей.
|
|
- Колонизация Урала в основном проходила тогда, когда уже свергли монголо-татарское иго, - говорит Лидия Макарова.- Рудознатцы были более свободны от крепостной зависимости, их звали "государственными крестьянами". Они не испытали такого ужаса и унижения, как жители центральных районов России. А ужас этот был связан не только с жестокостью завоевателей, а еще и с тем, что войска Батыя и его преемников применили против русских воинов самое современное по тому времени оружие, позаимствованное у китайцев. Речь идет о пороховых разрывных снарядах.
|
|
Такие снаряды делали в виде круглых бочонков или шаров и разрисовывали как можно страшнее. Вот и воспринимались они как мифические существа - драконы. Черная нефть казалась кровью, дым от взрыва пороха отожествлялся со "зловоннным" дыханием.
|
|
Версия номер два
|
|
Но есть и другое объяснение преданий о Полозе.
|
|
- Можно связать их с посещением нашей Земли инопланетянами, - говорит Лидия Макарова. - Рев двигателей космического корабля, огонь и дым, вылетающий из его сопла, - все это тоже могло приниматься за визит сказочного дракона. Если же пришельцы с другой планеты, занимаясь благотворительностью, обучали первобытные народы ремеслам, математике, астрономии, зачаткам других наук, объясняли им, что такое письменность, становится вполне понятным, что они могли показывать, как ищут рудные месторождения. И тут все выстраивается в единую логическую цепочку. "Змей", покинув корабль, превращался в существо, похожее на человека, конечно же, в высшее существо или божество.
|
|
Между прочим, как свидетельствуют уфологи из Выксы, "летающие тарелки" появляются здесь достаточно часто. За последние 13 лет их видели, по меньшей мере, четыре раза...
|