Бредовые ошибки фантастов
|
|
“…И вот началась межгалактическая битва! Яркие лазерные боевые лучи прорезали секторы пустого космического пространства, не занятые звездолётами противоборствующих сторон. То и дело огненные струны пронзали один звездолёт за другим, и тогда ужасающий грохот взрывов потрясал ближайшие планетные системы, заставляя трепетать их обитателей. Один из боевых лазеров словно выискивал эскадренный корабль Великой Метагалактической Империи, и его капитану приходилось совершать умопомрачительные виражи на световой скорости, уклоняясь от смертоносного излучения. Но неприятель всё-таки достиг своей цели, и луч угодил прямо в боевой запас ядерных бомб. Непостижимый по своей мощности и силе взрыв разнёсся на многие парсеки вокруг, и мельчайшие осколки эскадренного крейсера усыпали окружающее пространство…”
|
|
|
|
Приведённый в кавычках абзац - иронический продукт мимолётной “творческой” деятельности автора статьи, сочинённый буквально за две минуты. В каждом из этих шести предложениях даже с учётом фантастических допущений - полный ноль достоверности. Автор сделал это специально: слишком много подобных “шедевров” морочат головы читателям и кинозрителям. О причинах подобной халтуры можно лишь строить предположения, но одно бесспорно: сотни и тысячи таких вот опусов переполнены как минимум грубыми научными ошибками.
|
|
Самые распространённые ошибки специально допущены автором в этом ироническом псевдоотрывке, который вполне мог стать и фрагментом научно-фантастического (далее везде “НФ”. П.Л.) романа, и картиной сценария НФ-фильма.
|
|
Во-первых, звуки жутких взрывов в космическом пространстве просто невозможны, ибо вакуум есть вакуум, а звук распространяется исключительно в какой-либо среде - жидкостной, газовой или твёрдой. Так что, звуковые эффекты, применяемые в кино или описанные в остросюжетной НФ-литературе для придания “произведению” напряжённости - не более чем нелепая выдумка.
|
|
Во-вторых, даже если допустить, что в космическом пространстве есть некие газы, способные проводить звуковые колебания, то скорость распространения звука достаточно мала для того, чтобы эти звуки раздавались тотчас же после гибели боевых космических кораблей. Пока доберётся звуковая волна до источника отражения, пока вернётся обратно - пройдёт не одна сотня часов или даже дней.
|
|
В-третьих, опять-таки на пустоте вакуума основывается тот простой факт, что самого лазерного луча не было бы попросту видно: он вообще-то невидим. Если мы на поверхности Земли и видим иной раз луч лазера, то исключительно потому, что на его пути встречаются мелкие частички пыли.
|
|
И, в-четвёртых, эскадренный крейсер в приведённом псевдоотрывке смог бы совершить лишь один манёвр уклонения от лазера противника по той простой причине, что для проведения следующего виража звездолётом оказалось бы некому управлять. Потому как авторы подобных опусов плевать хотели и на силу ускорения, вжавшую пилотов в кресла капитанского мостика, и на центробежные силы, и на силу инерции. Благодаря коей, к слову, сам звездолёт не смог бы в считанные тысячные доли секунды, тем более-то при световой скорости (а это около 300.000 км в секунду!), остановиться и двигаться уже в совсем иную сторону.
|
|
В общем, и эти, и другие бредовые ошибки вызывают у грамотного читателя и кинозрителя приступы здорового смеха. А мы продолжим рассмотрение научно-фантастических ляп на конкретных примерах.
|
|
|
|
Чудовищные монстры не смогли бы разрушать города
|
|
Годзилла, Кинг-Конг и т.п. красавчики - персонажи давно популярного поджанра фантастики катастроф. Посмотрите, как лихо, с огоньком, чуть ли не шутками-прибаутками они управляются с гигантскими небоскрёбами, военно-морскими кораблями и прочими, мягко говоря, немаленькими объектами из реальной части сюжета! Однако такие гимнастические и атлетические упражнения невозможны по следующей причине.
|
|
Если длину тела этакого милого создания назвать условно N, то пропорции роста силы и массы чудовища выражаются формулой N2:N3. То есть туша раздавила бы сама себя, не успев и двинуться с места - не то что ворочать небоскрёбами, как бейсбольными битами. Не говоря уже о такой совсем нефантастической нелепости, как непробиваемость (даже иной раз со стороны артиллерии!) поверхности туловища: напряжение натянутой кожи или чешуи было бы таким высоким, что легко и непринуждённо монстр лопнул бы от укола перочинным ножиком.
|
|
В этой связи вспоминается, насколько ответственно в научном отношении работал Спилберг над первым фильмом “Парк Юрского периода”, в котором, как это было и в реальности, самые крупные динозавры - отнюдь не самые кровожадные, а милые травоядные, были неуклюжие и малоповоротливые. Правда, при всей научной достоверности Степан (так имя великого режиссёра переводится на русский) ухитрился допустить всего один ляп, но какой! В названии фильма. Пора расцвета предложенных в фильме динозавров - эпоха мезозоя, вымерли эти виды ещё до юры. Отчасти и потому, что имели слишком большие туши.
|
|
|
|
Настоящим героям радиация по барабану!
|
|
Популярный нынче писатель Васильев в НФ-романе “Чёрная эстафета” преподносит этакий сюжетный финт. Космический крейсер с Земли угодил в звездолёт противника из нейтронной пушки, и экипаж оного, не успев вскрикнуть, моментально пал смертью храбрых. Прошло два дня, и на звездолёт прибыли исследователи. Спокойно проследовали внутрь, изучили, что надо, и даже перекусили имевшейся здесь пищей. Ну, и отчалили обратно, разумеется. Все живы, здоровы и даже не чихают. Так и хочется сказать: “Ха-ха-ха” восемьсот пятьдесят раз.
|
|
Как известно из школьного курса физики, нейтронное излучение - не ионизирующее и не вызывающее лучевой болезни. Оно “всего лишь” настолько радиоактивизирует сторонние атомы, что, получив такой нейтронный заряд, от которого экипаж тут же помер, звездолёт порядка следующих тыщи-другой лет был бы настолько радиоактивным, что войти в него у землянина не имелось бы никакой возможности ни в каком скафандре. Тем более - питаться настолько же радиоактивными хлебом-солью.
|
|
|
|
Откинут ли копыта тотчас же заразившиеся смертоносными микробами?
|
|
Ещё один распространённый в НФ сюжетный ход: некий человек (или группа граждан) подвергаются воздействию смертельно опасных вирусов. Проходит считанное количество минут - и готов голубчик (голубчики): кожа трескается, или покрывается волдырями, или экземой, или вообще слезает, глаза выпучиваются дальше некуда, руки-ноги атрофируются… продолжать не стоит, ибо вдруг часть читателей изучает эту статью на сон грядущий? Затем, разумеется, инопланетная (или искусственно созданная злым гением, агрессивной военщиной, психопатом и т.п.) зараза так же скоренько косит и других персонажей.
|
Чушь и мухлёж! Да, сам вирус может быть сколь угодно зловредным, но даже самые мерзкие на сегодня вирусы (ВИЧ, гепатиты, гриппы и т.д.) распространяются в теле человека со скоростью, в тысячи раз меньшей, чем допускают, злоупотребляя доверием своих поклонников, фантасты. Причина - в организме человека. Вирус сам по себе - как бы кусок огромной молекулы ДНК (или РНК) с ошибочным кодом, допускающим неправильное воспроизводство и развитие этих молекул, которые проходят с определённым жизненным циклом. Быстрее повлиять на заражённую молекулу вирус просто не может. И пройдёт не одна тысяча циклов размножения вируса, прежде чем у человека появляются симптомы болезни.
|
|
Если же в НФ-сюжете используется бактерия, то в таком случае скорость распространения заболевания по организму заражённого человека и вовсе (относительно, конечно) незначительна. Например, инкубационный период (время, в течение которого болезни никак себя не проявляет) у таких опаснейших инфекционных заболеваний, как туберкулёз и лепра (проказа) составляет порой до и 17 лет! Все эти годы человек даже иной раз и не знает, насколько серьёзно заражён.
|
|
|
|
Историки возмущены
|
|
Историки также недовольны массой недостоверных деталей в таких популярных нынче жанрах НФ, как альтернативной истории или фэнтэзи на тему старины глубокой. Например, фантасты, совершенно не владея, например, древнерусским языком, черпают лжесведения о нём из православной библии, которая никогда не отражала мирского языка, или используют региональные лингвистические нормы конца XVIII и начала XIX веков. Более того: авторы псевдоисторического жанра НФ не удосуживаются даже заглянуть в относительно точный четырехтомный словарь древнерусского языка, изданный в конце перестройки!
|
Положительные примеры бережного отношения, впрочем, имеются. Юрий Никитин в своих произведениях поступает грамотно: его герои изъясняются вполне современным языком за исключением крохотных вкраплений совсем уж характерных для той эпохи слов, ныне умерших. И тотчас же каждому незнакомому слову даётся пояснение-перевод. Замечательный петербургский писатель Романецкий очень бережно поступает с тем же древненовгородским языком, чему есть простая причина: сам Николай Михайлович родом из Старой Руссы, одно время служившей столицей Новгородской Руси…
|
|
|
|
Вместо заключения
|
|
Об ошибках в сферах зоологии и ботаники, щедро допускаемых фантастами, следует рассказывать в отдельной статье - настолько эта тема широка, многообразна и неисчерпаема. Упомяну лишь об одной, весьма распространённой и в реалистической литературе.
|
|
Характернейший пример вычитан автором статьи совсем недавно, хотя и опубликован давно. В рассказе “Конёк-Горбунок” фантаста Игоря Пидоренко герой мечтает купить саженцы банановых (?!) пальм. Хотя даже самый распоследний ботаник знает, что бананы - это пусть и многолетняя, но всё-таки трава!
|
|
|
|
Павел Лаптинов
|
|
На грани невозможного 22(327),2003
|