Физиогномистика
|
|
Опытный врач разоблачает симуляцию по едва уловимой фальши в мимической игре. Люди, стремящиеся казаться сумасшедшими, обычно не знают, что даже в состоянии психоза сохраняются так называемые взоровые реакции – обращение взора в сторону внезапного раздражителя. Симулянты затормаживают эти реакции, полагая, что так скорее сойдут за потерявших рассудок.
|
|
|
|
Связь строения и мимической динамики лица и глаз – зеркала души – с самой душой подтверждается медиками. Анатомические и психологические признаки лица, несомненно, отвечают организации нервной системы человека. Но связь эта непроста. Непроизвольная, подсознательная мимика лица, как правило, сдерживается, тормозится.
|
|
Трудно сказать, кто – художники или врачи – раньше начал вскрывать эти взаимосвязи. И искусство, и наука веками приближаются к постижению тайн человеческого лица. На этом пути встречалось немало заблуждений.
|
|
Первым начал исследовать лица больных людей Гиппократ. Почему именно больных? Они более непосредственно выражают в мимике физические и психические реакции. Мимика здоровых обычно изменена из-за условностей и под влиянием воспитания. Гиппократ правильно толковал многие нарушения мимики, он понял важность лица для диагностики и прогностики.
|
|
А вот его последователь Аристотель завел едва зарождавшуюся науку о лице в дебри предрассудков. Например, таких: человек с толстым носом имеет животные наклонности, ибо аналогичным тупым носом располагает бык. В представлении Аристотеля, люди с тонкими волосами – трусы: ведь у самых трусливых животных – овцы и зайца – волосяной покров тонкий. И наоборот, грубые волосы – признак мужества: недаром грубый волос присущ самым крупным и смелым хищникам – льву и дикому кабану.
|
|
Аристотель – автор первого трактата, от которого пошла физиогномика – искусство распознавать характер и склонности по внешним признакам. Наряду с полезными наблюдениями очевидны нелепицы. Так, орлиный нос указывает якобы на мужество, ослиные уши – на глупость, широкий лоб будто бы говорит о жестоком характере, а узкий и низкий – об умственном убожестве.
|
|
Но та же физиогномика дала толчок подлинно научным исследованиям структуры и мимики лицевых мышц.
|
|
Скажем, сморщивание лба и подъем бровей кверху Дюшен характеризовал как мимику внимания. Дарвин видел в этом проявление настороженности при опасностях, а биологический смысл – в расширении глазной щели: чтобы открыть более широкое поле зрения и создать условия для лучшей ориентации в окружающей обстановке.
|
|
Вертикальные складки посередине лба возникают при напряжении внимания и бурных эмоциональных взрывах. Врач-психиатр, доктор медицинских наук Лазарь Маркович Сухаребский, более полувека изучавший лица людей, нашел этому подтверждение. При некоторых психических заболеваниях в периоды повышенной агрессивности у человека заметны вертикальные складки лба над переносицей. При полном психическом покое, например, у слепых из-за отсутствия зрительного контакта лоб пассивный, плоский, как бы разглаживается.
|
|
Чрезвычайно мимически активен рот. Плотно закрыт, стиснуты зубы, крепко сжаты губы – значит, выражены решимость, воля, психическая собранность, целеустремленности личности. Если же ротовая щель расслаблена, а нижняя челюсть отвисает, активность личности снижена (отсюда выражение «разиня»: с разинутым ртом).
|
|
Особенно диагностически значимо состояние уголков рта. По ним часто можно определить жизненный тонус. При тоскливом, подавленном настроении они опущены книзу, в состоянии радости и бодрости выровнены. В современной системе психической саморегуляции существует даже специальная гимнастика уголков рта: утром, просыпаясь, человек несколько раз приподнимает их кверху, немного растягивая, - это внушает активное, бодрое состояние психики на весь день.
|
|
Сухаребский одним из первых в Советском Союзе ввел в практику лечения психических заболеваний диагностику по лицу. Применение в клинике фото- и видеодокументации для врачей становится хорошим подспорьем в работе.
|
|
При экспериментальном исследовании мимических расстройств очень информативны реакции на раздражение вкуса и обоняния. Больным предлагают сахар, соль, горчицу, варенье, гвоздику. Варьируя количество и насыщенность вкусовых и пахучих веществ, получают различную мимику.
|
|
|
|
Даниил Земляк
|
|
На грани невозможного #20(325),2003
|