Спасение праведного Лота
|
|
|
Лот из древнего Содома... Единственный, кого пощадил Господь, приговоривший к уничтожению два города... Содом и Гоморра были испепелены почти четыре тысячи лет назад. И тем не менее люди помнят легенду о них. Помнят потому, что в ней отражена ужасающая природная катастрофа тех времен.
|
|
«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба. И ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли».
|
(Бытие 19:24, 25).
|
|
Лот, сын Арама, приходился племянником праотцу Аврааму, с которым вышел из Ура Халдейского. «И у Лота, который ходил с Авраамом, также был мелкий и крупный рогатый скот и шатры». Иными словами, у каждого было свое хозяйство, челядь, рабы. Потому были и споры между дядей и племянником, и постоянные драки их пастухов из-за пастбищ.
|
|
«Не вся ли земля перед тобою? Отделись же от меня», - сказал Авраам и поселился в Хевроне.
|
Лот же, избрав долину Сиддим у реки Иордан, раскинул шатры возле Содома. Согласно другому преданию, он поселился в самом городе.
|
|
Кровопролитное сражение, в котором с одной стороны приняли участие цари пяти городов долины Сиддим, а с другой - цари Еллисара, Елама, Сеннара и Гоима, закончилось взятием и разграблением Содома и Гоморры. Лота вместе с другими пленниками увели в Месопотамию, на чужбину. Что же до потерпевших поражение царей, то, обратившись в бегство, они упали в смоляные ямы. «В долине же
|
Сиддим было много смоляных ям», - дается в «Бытии» важное указание.
|
|
Узнав, что его родственник уведен в рабство, Авраам вооружил своих людей, напал на поработителей и освободил Лота вместе со всем его имуществом, «женщинами и народом». Новые властители Пятиградья вышли встречать доблестного победителя. В глазах народа триумф был достигнут его личной отвагой.
|
Прошло время, и выяснилось, что Лот избрал себе не лучшее место жительства. Ибо повествует Библия: «И сказал Господь: вопль Содомский и Гоморрский, велик он, и грех их, тяжел он весьма».
|
|
Содом и Гоморра «были злы и весьма грешны перед Господом». Недаром сами эти названия вошли в
|
пословицу, а термины «содомия», «содомский грех» навеки стали нарицательными. «Они прелюбодействуют и ходят во лжи, поддерживают руки злодеев, чтобы никто не обращался от своего нечестия; все они предо мною - как Содом и жители его - как Гоморра» (Иеремия, 23:14). Когда услышал все это прародитель иудеев Авраам, то пришел в ужас. Ведь всего 400 лет минуло после Великого потопа, истребившего греховный люд на земле! Неужели же теперь вместе с грешниками должны погибнуть и праведники? Тогда Господь сказал, что готов пощадить нечестивый город, если найдется там пятьдесят невинных... Но не нашлось и десяти не запятнанных скверной среди содомян.
|
|
Господь не вошел в обреченный город, но послал туда двух своих ангельских странников. На заходе солнца они повстречали у городских ворот Лота, который поспешил преклониться перед ними и пригласить к себе в дом. Следуя правилам благородного обхождения, ангелы долго отказывались, но в конце концов дали себя уговорить. Обрадованный хозяин приказал рабыням испечь хлебы и вдоволь накормить гостей. Только собрались они улечься на заботливо приготовленные ложа, как дом окружили местные жители и громкими криками потребовали выдать им чужестранцев: «Выведи их к нам, мы познаем их!»
|
|
Блюдя священный закон гостеприимства, Лот предложил беснующейся толпе своих дочерей-девственниц, но грязные мужеложцы не унимались, угрожая уже и самому Лоту. Тогда ангелы поразили их слепотой. Лоту же, известив его о воле Всевышнего, повелели как можно скорее покинуть город. И стал он вместе с женой и детьми собираться. Дочери проливали слезы, ибо женихи их высмеивали предсказание и решили остаться в Содоме. Лота тоже одолевали сомнения, и он медлил с уходом. Пришлось ангелам взять за руки Лота и его домочадцев и вывести на дорогу. Когда городская стена осталась далеко позади, один из небесных посланцев запретил им оглядываться: «...и нигде не останавливаться в окрестности сей; спасайся на гору, чтобы тебе не погибнуть».
|
|
Тут беглецы услышали за спиной оглушительный грохот, отчего содрогнулись и прибавили шаг, но жена Лота, с испугу забыв предупреждение, невольно обернулась и тотчас же обратилась в соляной столб.
|
Осиротевшее семейство нашло на горе глубокую пещеру и укрылось в ней от огненного ада, поглотившего Содом, Гоморру и соседние Адму и Севоим. Только Сигор, по просьбе Лота, избежал уничтожения. Побывав в Сигоре, он возвратился назад в пещеру, где оставался до конца своих дней, что явствует из слов его дочерей:
|
|
«И сказала старшая младшей: отец наш стар, и нет человека на земле, который вошел бы к нам по обычаю всей земли, итак напоим отца нашего вином, и переспим с ним, и восстановим от отца нашего племя».
|
|
Так они и поступили: старшая в первую ночь и младшая во вторую. Обе благополучно забеременели и в положенный срок произвели на свет сыновей. Сын старшей Моав стал прародителем племени моавитян, от сына младшей Бен-Амми ведут род аммонитяне. Этим и завершается удивительная легенда о гибели Содома и Гоморры.
|
|
Легенда ли? Новейшие открытия подтверждают историчность библейских сказаний.
|
|
Еще в середине XIX века удалось установить, что южная часть Мертвого моря была некогда сушей, затопленной в результате мощного тектонического катаклизма. В «Книге Бытия» прямо указано, что погибшие города находились «в долине Сиддим, где ныне море Соленое». А в XX веке удалось обнаружить глиняные таблички с отрывками из «Первобытной истории», написанной финикийским жрецом Санхунетоном, в которых говорилось: «Долина Сиддим провалилась и стала озером...»
|
|
Геологические исследования позволили реконструировать природу «огненного дождя», испепелившего Содом и Гоморру. Углеродный анализ показал, что это случилось в начале II тысячелетия до нашей эры, что приблизительно соответствует временам библейского Авраама. Долина, простирающаяся от Африки до Красного моря, носит на гигантских пространствах следы интенсивной вулканической деятельности.
|
|
Очевидно, разлом земной коры вызвал невероятной мощности землетрясение. Море хлынуло в трещину, что вызвало взрыв исполинской силы. Вместе с газами высоко в небо выбросило горящую серу, и она воспламенила нефтяной битум в многочисленных смоляных ямах. Бушующее, воистину адское пламя с чудовищной быстротой распространилось по всей долине.
|
|
И в наши дни можно видеть следы разлома на горе, где нашел спасение Лот, и бесчисленные ямы, и
|
желтый налет серы на обожженной земле. Но самое удивительное - это часто встречающиеся выветренные временем соляные столбы! Конечно, геологу понятно, что они образованы выпаренной солью, которая не только до предела насыщает тяжелые воды Мертвого моря, но и толщей в 3,5 метра залегает под его дном. И все же... Столбы и впрямь напоминают человеческие фигуры, а столб, в который обратилась жена Лота, даже, по свидетельству древних, ежемесячно окрашивался в розовый цвет в соответствии с менструальным циклом.
|
|
Древнеримский историк Иосиф Флавий сам видел чудесный столб, о нем упоминают и другие римские авторы, а ранний христианский теолог Тертуллиан даже слагает стихи. Свидетельства, правда, сильно расходятся в оценке высоты этого уникума: от 13,5 до 50 метров.
|
|
В 1924 году у подножья горы Усдом, что, собственно, и означает по-арабски Содом, проводила раскопки американская экспедиция Олбрайта и Кайла. В культурном слое, относящемся, как установили позднее, к периоду 2500 годов до нашей эры, были найдены осколки керамики и кремниевые орудия, но в слое более позднем уже никаких следов человеческой деятельности не обнаружено, только мертвый пласт каменной соли и глина с вулканической серой под ним. Благодатные некогда оазисы, щедро орошаемые быстрыми ручьями, перестали существовать. Их животворные воды напитала горечью вездесущая соль. И лишь на некотором удалении от горы, в долине Иордана, удалось обнаружить человеческие скелеты.
|
|
Картина гибели Содома более или менее понятна. Но точное местонахождение самого города до сих пор неизвестно. Предполагают, что это руины, называемые Бен-Эбра, датируемые третьим тысячелетием до нашей эры, а возможно и какое-то другое, близлежащее, но еще не раскопанное городище. Конечно, взоры исследователей были по-прежнему прикованы к горе Усдом, но даже в самых смелых мечтах вряд ли кто мог надеяться, что когда-нибудь удастся отыскать знаменитую пещеру Лота...
|
|
Но вот в 1986 году на крутом склоне возле возвышающейся скалы лопата археолога наткнулась на часть стены высокого резервуара, обмазанного изнутри водонепроницаемым цементом. По всему выходило, что это хранилище на тысячи литров воды. Но нигде ни малейших признаков террас с плодовыми деревьями и виноградной лозой! Такое казалось весьма странным. Позднее отыскали еще печь и жернова, но ни хотя бы кусочка окаменевшей лепешки или зернышка пшеницы найти не удалось. Тем больше было оснований продолжать поиски.
|
|
Путеводную нить к «Храму Лота» совсем неожиданно дала «Карта из Медобы» - хорошо сохранившаяся мозаика на полу разрушенной византийской церкви VI века. После этой находки археолог Константин Политис, опять же на горе Усдом, раскопал базилику с еще более великолепной византийской мозаикой. На закладном камне удалось прочитать посвятительную надпись: «Святой Лот, ты, кто вдохновил на сей труд, благослови его создателя». Это была уже подлинная сенсация!
|
|
Культ патриарха-праведника - явление закономерное. Знаменательным показался сам факт закладки «Храма Лота» именно здесь, на овеянной легендой горе. Значит, еще в VII веке греки из Византии считали, что в этом месте укрылся Лот с дочерьми. Арабы, проникшие в тот же период на Святую землю, заимствовали рассказ о Лоте, что нашло свое отражение в Коране, и название Бинт шейх Лут, то есть «дочь вождя Лота», данное одному из соляных столбов.
|
|
Дальнейшие поиски обернулись подлинным триумфом. В 1991 году позади Храма неожиданно открылась пещера! Мальтийский крест в круге и прочие знаки свидетельствовали, что церковь намеренно пристроили прямиком ко входу в укромное прибежище. Было ли оно той самой пещерой?!
|
|
Древний слой, понятно, следовало искать внизу, в недрах пещеры. Лишь на глубине двух метров появились первые рукотворные предметы. Это были глиняные горшки, датируемые концом III - началом II тысячелетия до нашей эры!
|
|
Археолог и библеист отец Пикарелло уверен, что найдена именно та самая пещера, о которой сказано в Библии:
|
|
«И вышел Лот из Сигора и стал жить в горе, и с ним две дочери его, ибо боялся жить в Сигоре. И жил в пещере, и с ним две дочери его» (Бытие 19:30).
|
|
Было бы наивно считать, что получены всеобъемлющие доказательства одного из самых загадочных библейских сказаний. История впрямую не сопрягается с легендой. И здесь и там - своя правда. Но воистину поражает воображение, когда весомая правда науки подтверждает правду вдохновенного слова легенды.
|
|
«И встал Авраам рано утром и пошел на место, где стоял перед лицом Господа.
|
|
И посмотрел к Содому и Гоморре, и на все пространство окрестности, и увидел: вот дым поднимается с земли, как дым из печи» (Бытие 19:27, 28).
|
|
То была типичная картина дымящегося после бурного извержения кратера - все, что осталось от «грешных» городов...
|
|
|
Еремей ПАРНОВ
|
|
Тайная Власть 11,2003
|