Наш мозг - машина времени?
|
|
В последнее время в прессе замелькали сообщения о фотографах, которые якобы научились с помощью специальных приспособлений фотографировать... прошлое. "Этого не может быть", - скажет читатель, имеющий техническое образование. Но некоторые ученые, оказывается, считают иначе.
|
|
Ведь фактов, когда люди тем или иным образом "видят" картины, которых, вроде бы, не существует в реальности, предостаточно. Задача ученых - попытаться найти чуду логическое объяснение. Если такое возможно...
|
|
И чертики зеленые в глазах
|
|
Первые сообщения о загадочных "излучениях, идущих из глаз", появились в конце 19 века. Парижский художник Пьер Буше, подрабатывавший только еще входившими в моду фотосъемками, как-то вечером напился, что называется, "до чертиков". Причем в самом буквальном смысле. По его словам, всю ночь ему мерещились кошмары, будто за ним гоняются омерзительные зеленоватые существа с рогами. Поутру он поплелся в свою лабораторию: надо было срочно проявить отснятые накануне фотопластинки. На столе царил хаос. Не в состоянии разобраться, какие кассеты чистые, а какие уже экспонированные, Пьер махнул рукой и начал проявлять все подряд. Каково же было его изумление, когда с пластинок на него уставились мерзкие рожи ночных "гостей"!
|
|
Все было бы списано на обычную белую горячку, если бы художник не показал "призраков" своему другу, естествоиспытателю Эмилю Шарро. Тот чрезвычайно заинтересовался загадочным явлением и направил пластинки и свой анализ "материализации алкогольных галлюцинаций" во Французскую академию наук. Маститые ученые опубликовать "крамолу" не решились. Однако один из первых популяризаторов науки, известный астроном Камилл Фламмарион (1842-1925) решил изучить чудо и опубликовал несколько статей о "психических фотографиях","лучах, исходящих из глаз".
|
|
Малограмотный "фотограф"
|
|
Известный русский психиатр В.Х. Кандинский (1849-1889) продолжил работу на эту тему и пришел к выводу: "психические картины", которые нередко называют зрительными галлюцинациями, зачастую вызваны реальностью - некими физическими излучениями, понять природу которых современная наука пока не в состоянии. В 1915 году известный японский фотограф Теншин Такеучи организовал целую фотовыставку подобных фотоизображений. Ему помогал экстрасенс Когичи Мита, об ошеломляющих результатах "психического рисования на пленке" которого тогда писали все газеты.
|
|
Ряд фантастических историй рос и пополнялся. Большинство из них, разумеется, были выдумкой. Но в 60-е годы 20 века испанский моряк Тэд Сериос доказал ученым свою способность не только засвечивать взглядом фотопленку, но и фиксировать на ней собственные "мыслеобразы". Заинтригованные ученые мужи уговорили Тэда бросить работу в порту и стать на четыре года высокооплачиваемым "подопытным кроликом". Около 800 экспериментов провели с ним доктора Денверского университета (штат Колорадо), физик и психолог Джон Пратт и Айрон Стевенсон. Во избежание жульничества они опечатали "Полароид" и сами заказывали Тэду "картинки". В 90 процентах случаев он выполнял заказ с ошеломляющей точностью. Ни о каком мошенничестве не могло быть и речи. Правда, малограмотный Тэд порой воспроизводил надписи на воображаемых объектах с грамматическими ошибками, которых в реальности не было. Это лишний раз доказало, что изображения на пленке - результат психической деятельности индивида. Но объяснить феномен Тэда ученые так и не смогли.
|
|
Послания из параллельных миров?
|
|
А в 70-е годы прошлого века - новая сенсация: фотоаппарат в данном случае вовсе не обязателен. На полосах газет замелькали сенсационные сообщения об англичанке Маргарет Флеминг, которая, сосредоточившись на каком-нибудь образе, мысленно проецировала его на фотопленку. Некоторые такие "психофотографии" опубликовал в июле 1976 года журнал "Fate". В нашей стране примерно в те же годы нечто подобное демонстрировала знаменитый экстрасенс Нинель Сергеевна Кулагина (1926-1990). Она пошла дальше своих раскрученных иностранных "коллег". По просьбе экспериментаторов, она воспроизводила на пленке не только произвольные картинки, а места, где, по ее ощущению, могли находиться пропавшие без вести люди. По "психическим картам местности" Кулагиной удалось найти более сотни человек, родственники которых уже начали терять надежду. Почти половина из них - дети. Правда, многие были уже мертвы. "Я не знаю, что это - Божий дар или наказание", - писала в своих воспоминаниях экстрасенс.
|
|
В конце 20 века замелькали многочисленные сообщения о том, что фотографы из Воронежа, Перми, Сыктывкара, Калининграда каким-то образом запечатлевают на пленке то, чего в реальности, вроде бы, не существует. Старинные дома, рыцарские замки, картины боев, изображения святых, странные конструкции из отдаленного будущего, корабли инопланетных пришельцев... Интересно, что не только фотоаппарат, но и пленка для этого оказались не обязательны. Подобные "миражи", только огромные, не раз наблюдали над гладкой поверхностью озера или в горах большие группы людей. Застывшее в воздухе призрачное видение поражало воображение от двух секунд до 15 минут, а потом постепенно рассеивалось. Поначалу чудо трактовали как "массовую галлюцинацию". Но, поскольку подобных фактов стало слишком много, а их свидетели, как правило, оказывались психически здоровыми людьми, появилась необходимость подвести под них "научную базу". Посыпались догадки.
|
|
Например, высказывались порой безапелляционные утверждения, что все это существовало или будет существовать на самом деле, а человеческий мозг - это своего рода "машина времени". А может, говорили другие, у нас в голове находится "локатор", улавливающий "вибрации мирового разума"? А может, никакого времени вообще нет, и мы живем одновременно везде и всегда? Или это - письма из параллельных миров?
|
|
Наш глаз - биолазер
|
|
- На самом деле в нашей стране еще в 1973 году были предприняты серьезные попытки истолковать феномен с научных позиций, - рассказывает доктор физико-математических наук, профессор МГУ, академик РАЕН Вадим Пименов. - Пермский врач-психиатр Геннадий Крохалев взялся подтвердить версию о том, что возникающие в нашем мозге зрительные образы предаются на сетчатку глаза, а затем излучаются в пространство. Было сконструировано специальное устройство: на лицо испытуемого надевали маску для подводного плавания, к ней присоединяли растяжной мех от аппарата "Фотокор", узкой частью состыковывая его с фото- или кинокамерой. Съемка зрительных галлюцинаций проводилась в полной темноте на расстоянии 15-45 сантиметров от глаз пациента. Уже через полтора-два часа после начала "сеанса" 87 из 203 пациентов пермской городской больницы, участвовавших в эксперименте, запечатлели на пленке свои "глюки". Разумеется, перед тем, как продемонстрировать полученное изображение, ученые просили пациентов подробно описать зрительные образы, возникшие в мозгу. Сравнивая описания с полученными изображениями, участники эксперимента пришли к выводу: более чем в 90 процентов случаев они полностью совпадают. Люди "фотографировали" воображаемые деревья, танки и солдат, своих умерших родителей, фабрику, свой дом, в мечтах наделяя его деталями, которых не было в действительности...
|
|
Доктор физико-математических наук Михаил Герценштейн из ВНИИ оптико-физических измерений РАН считает, что все это нисколько не противоречит законам физики. Он допускает, что чувствительные клетки глаза - палочки и колбочки - обладают свойством обратимости. Не исключено, что они работают, подобно полупроводниковым фотодионам, которые не только воспринимают свет, но и излучают его, если через них пропустить ток. Иначе говоря, рецепторы сетчатки глаза могут быть и приемниками, и генераторами каких-то излучений.
|
|
- Из глаз идет не видимый свет, а, скорее всего, электромагнитные волны с частотой колебаний, не доступной нашему глазу, - считает доктор биологических наук, профессор Юрий Симаков из Института медико-биологических проблем РАМН. - Можно предположить, что в сложно устроенных палочках сетчатки возникает что-то вроде рентеновского биолазера, действующего очень короткими вспышками. Проведенные мною исследования показали, что если в место стыковки волокон хрусталика ввести лазерный луч, то далее он будет двигаться, как по световоду. Возможно, именно по этому пути и передается информация из сетчатки в окружающее пространство.
|
|
Известный исследователь аномальных явлений, доктор технических наук из Института физики Земли РАН Алексей Чернетский предположил, что "излучение из глаз формируется не только в видимом нами диапазоне волн, но и в каком-то другом, например, лазерном и рентгеновском". Другие ученые предполагают, что речь идет о торсионных полях - наименее изученном типе физических взаимодействий, активно влияющих на нашу жизнь.
|
|
Итак, глаз - удивительный прибор покруче любого фотообъектива, способный "фотографировать" даже то, чего никогда не видел. Но, в таком случае, вопросов для ученых только прибавляется. Как, например, эти образы попадают на сетчатку? Откуда появляются видения тех мест, где ты никогда не был, но совпадающие с реальностью, как, например, в случае с Нинель Кулагиной? Или еще одна загадка: для появления "психических картин", оказывается, участие глаза вообще не обязательно. Есть, например, результаты экспериментов со слепыми от рождения детьми, которые "фотографировали" мыслеобразы, совпадающие с картинами реальной жизни. Мало того: незрячие оказались более чувствительными и способными учениками, чем обычные люди.
|
|
Как же такое может быть? Что за тайны хранит наш мозг? Почему они нам никак не откроются? Или развитие разума возможно только в том случае, пока существует неразгаданное?
|
|
http://www.podrobnosti.ua/technologies/2003/10/09/81623.html 09.10.2003
|