"Роза Мира" выросла в сталинских лагерях
|
|
Исполнилось 45 лет самой странной книге ХХ столетия
|
|
Даниилу АНДРЕЕВУ, сыну известного русского писателя Леонида Андреева, выпала судьба и счастливая, и трагичная одновременно. Мать умерла при его рождении, и Даниил воспитывался в семье своих родственников Добровых, одной из замечательнейших интеллигентных московских семей.
|
После окончания Высших литературных курсов (в университет сына "непролетарского" писателя не приняли) работал художником-шрифтовиком, по ночам писал стихи. Военные дороги Андреева: Ладога, Ленинград, Шлиссельбург, Синявино. В 1947 году арестован. Приговор: десять лет Владимирской тюрьмы.
|
В тяжелейшем состоянии после инфаркта выпущен на свободу. Умер 30 марта 1959 года. Но только тридцать с лишним лет спустя основной труд жизни крупнейшего философа и мистика ХХ столетия "Роза Мира" увидел свет, почти чудом спасенный его вдовой Аллой Александровной Андреевой.
|
"Роза Мира" - произведение, жанр которого трудно определить. Видение, историософский трактат, очерки философии - каждый находит в нем свое, в этой книге о сложной мировой иерархии добрых и злых сил мироздания...
|
|
Вестник будущего
|
|
С Аллой Александровной я познакомилась в 1992 году. Тогда для меня как-то удивительно совпали получение диплома Литературного института имени Горького, появление на столичных книжных развалах первой легальной публикации ходившей до этого в "самиздатовском" виде "Розы Мира" и наша многочасовая беседа с Андреевой в ее квартире на Неждановой. Потом были наши встречи на международных фестивалях и конгрессах, но тот самый первый разговор остался самым памятным.
|
|
- Алла Александровна, можно ли в нескольких словах рассказать о даре Даниила Андреева?
|
|
- Уникальность Даниила Андреева состоит в удивительной прозрачности его сознания, способного проникать сквозь наш физический мир в миры иные. Первое видение посетило его в 15 лет. Но только в тюрьме, куда он был брошен по доносу за "крамольный" роман, произошло раскрытие духовного слуха, духовного зрения, пробудилась глубинная память.
|
Один из сокамерников Андреева, академик В. В. Парин, физиолог материалистического склада, атеист, рассказывал мне, как Даниил работал в тюрьме: "Казалось, что он не пишет, а записывает то, что откуда-то слышит, что как бы льется через него, причем едва успевает записывать".
|
|
- А откуда взялось название книги - "Роза Мира"?
|
|
- Воплощение всечеловеческого братства Даниил Андреев видел в свободной добровольной федерации государств, объединенных этической инстанцией - Розой Мира. Именно этика, а не политический строй, не религия - по Андрееву - может объединить человечество.
|
В своей книге Даниил Андреев рассказывает о том, что Вселенная многослойна. Наша Земля, вернее тот слой, в котором мы живем, это - перекресток, где встречаются системы миров иных измерений. Условно говоря, вверх от нас поднимаются Миры Просветления, уходя в обитель Христа. Вниз - по Андрееву - уходят Миры Возмездия с сердцевиной в обители Дьявола. Из этой структуры Вселенной происходит вся жизнь и метаистория человечества. Ее отражением в повседневном сознании является то, что мы называем историей.
|
С этой точки зрения Даниил Андреев в "Розе Мира" рассматривает и историю России. Каждый народ имеет своего светлого Водителя - Демиурга, ведущего к Свету. Каждый народ имеет и свою светлую Соборную Душу - женственную сущность, вдохновительницу и охранительницу светлого творческого начала. Все Демиурги - братья, и все Соборные Души - сестры.
|
В книге есть главы, посвященные новейшей истории России, в том числе глава о Сталине, как сильнейшей концентрации персонифицированного Зла. Значительная часть "Розы Мира" посвящена природе, ее скрытым движущим силам - стихиям, духам и т.д.
|
|
- Пресловутая 58-я статья была сформулирована таким образом: антисоветская агитация, террор, подготовка покушения на Сталина. А в действительности причиной для ареста Даниила Леонидовича и вас, ваших близких послужила рукопись его романа "Странники ночи"?
|
|
- Даниил начал писать этот роман в 1937 году. Писал по ночам, без всякой надежды на его издание. Работа была закончена уже после войны, весной 1947-го. Рукопись читали в кругу друзей, родных. И вот нашлись люди... Рукопись романа была уничтожена "органами" после вынесенного Даниилу приговора. В Русском архиве университета города Лидс (Великобритания) хранятся тюремные черновики Даниила Андреева, которые мне удалось туда переправить, не надеясь, что они когда-нибудь будут напечатаны на Родине автора. В 3-м томе собрания сочинений Даниила Андреева, вышедшем в девяностые годы, их фрагменты опубликованы.
|
Действие "Странников ночи" происходит в Москве конца 30-х годов. Название романа значит следующее: мы, русские люди, странствуем через ночь, простершуюся над Россией. Один из эпизодов: арестованный руководитель подпольной группы, индолог Глинский посажен в камеру на Лубянке, набитую разными людьми. В этой же камере находятся православный священник и мулла. Не говоря друг другу ни слова, они по очереди молятся обо всех остальных. Молча. Когда того, кто молится сейчас, вызывают на допрос, он взглядом передает свою молитвенную стражу остающемуся...
|
Канонически это, конечно, недопустимо. Но я не думаю, чтобы нашелся священнослужитель, осуждающий этих людей. Общее противостояние бездуховности само собой рождалось в лагерях и тюрьмах того безбожного времени...
|
Что же касается формулировки обвинения, то, естественно, никакого заговора в действительности не было. То же показало и следствие, продолжавшееся 19 месяцев. Это однако не помешало вынесению приговора: 25 лет тюрьмы Даниилу и 25 лет лагерей мне.
|
|
- Противостояние одиночек, пусть даже сильных духом, целой системе... Не обречено ли это изначально на гибель? Вы и полвека спустя можете сказать, что годы, проведенные в тюрьме, в лагере все-таки остались годами борьбы?
|
|
- Конечно, ведь у нас была опора. И не только Вера. Опорой становились люди, бывшие рядом. Об академике Парине я уже говорила. Черновики "Розы Мира", стихотворений Даниила дважды погибали во время тюремных шмонов. И все-таки их прятали, спасали от надзирателей не только русские, но немцы, японцы. Благодаря в том числе их помощи Даниил Леонидович, выйдя на свободу, смог закончить свой труд.
|
Тяжелее было другое. После вынесения приговора, то есть с 1948 по 1950 год, мы с Даниилом не только не имели весточки друг о друге, но даже не знали, жив ли другой. И только когда разрешили переписку, я узнала от своей мамы, что Даниил жив, а с 1954 года мы уже могли с ним переписываться. Одно письмо в месяц, на которое имел право заключенный, - тогда это казалось роскошью... Но мы выстояли.
|
|
"И только имя твое со мной"
|
|
Я рассматриваю семейные фотографии Андреевых: когда жена рядом, ласковым, теплым светом начинает лучиться взгляд Даниила Леонидовича, замкнуто-напряженный, обращенный куда-то в глубь себя на других снимках, где он один.
|
Как часто к сорока - пятидесяти годам выгорают-гаснут голубые глаза у многих людей. У моей собеседницы яркий васильковый взгляд. Между тем Алла Александровна родилась в 1916 году.
|
Конечно, здоровья со временем не прибавлялось - несмотря на перенесенные операции, она неумолимо теряет зрение, и в незнакомых местах не может передвигаться без посторонней помощи. Но всегда меня поражал и поражает в этой женщине с трудной судьбой неистребимый оптимизм, страстный молодой огонь, словно рвущийся изнутри нее.
|
Несколько лет назад мне удалось отыскать женщину, сидевшую вместе с Аллой Александровной в мордовском лагере. Когда они, не видевшиеся сорок лет, бросились в объятия друг друга, слезы навернулись на глаза у всех случайных свидетелей той встречи...
|
"Если вести речь о ходе следствия, то я могу сказать, что, кроме всевозможных обманов и провокаций, мне в Лефортове не давали спать три недели, после которых я, естественно, была полувменяемой..."
|
"Вместе со мной в лагере сидели Галина Маковская, дочь философа Карсавина Ирина, дочь наркома просвещения Елена Бубнова, дочь Троцкого, жена Бориса Пастернака..."
|
"Страшны не физические страдания. Страшно потерять себя, свою внутреннюю свободу. У нас в лагере была отдушина - мы организовывали концерты, ставили спектакли - Пушкин, Шекспир, Островский..."
|
Не раз, обомлев от таких вот случайно оброненных Аллой Андреевой во время наших бесед слов, я восклицала: "Вам бы самой книгу написать о том времени, о Данииле Леонидовиче, о самой себе. Это же страшно интересно..."
|
Видимо, не одна я высказывала такие пожелания, потому что в 1998 году вышли в свет мемуары Аллы Андреевой "Плавание к Небесному Кремлю".
|
|
Дорога без конца
|
|
- Даниил Леонидович был глубоко верующим человеком. Однако после выхода в свет "Розы Мира" возник конфликт с Церковью. В одной из радиопередач уважаемый мною отец Артемий Владимиров заявил, что будто бы автор "Розы Мира" на смертном одре, отрекшись от своей книги, просил ее уничтожить, что труд опубликован в нарушение его воли.
|
|
- Это ложь. Даниил Андреев никогда от своего творчества, своей личности не отрекался. Ни в тюрьме, ни на воле. Все последние месяцы его жизни я безотлучно находилась рядом. И думаю, что Даниил, до последней минуты делившийся со мной своими замыслами, идеями, не стал бы утаивать от меня столь важное решение. У нас не было секретов друг от друга.
|
|
- Если же вернуться к разногласиям с Церковью...
|
|
- Думаю, не только можно, но и нужно отмечать, что в этом произведении не согласуется с православными догматами. Ведь Даниил Андреев - поэт, а не философ и уж никак не богослов. Это дает ему право на особое, поэтическое видение мира, хотя и не спасает от ошибок, свойственных нашему уму. Однако я не знаю ни одного человека, которого бы "Роза Мира" увела из храма, но знакома со многими, кого она туда привела. Несколько лет назад я получила письмо от одного иеромонаха, который пишет: "Чтение "Розы Мира" ставит живое религиозное сознание перед собственным органом веры..." Отношение Церкви к Андрееву никак нельзя считать однозначным.
|
|
Ольга Скибинская
|
"Российская газета"
|
|
http://www.rg.ru/Anons/arc_2003/0913/7.shtm 12.09.2003
|