Призрак живет своей жизнью
|
|
В русской истории встречаются удивительные свидетельства появления "двойников», призрачных копий человека. Кто же они, эти «двойники»? У многих народов считается, что человек имеет как бы две души, одна из них - точная его копия. Несколькими душами наделяли человека и древнекитайские философские школы. В существовании у человека двух душ уверены были и индейцы Америки. То же представление о двух душах бытовало в Древнем Египте. Это можно видеть на некоторых древнеегипетских изображениях — Бог, создавая человека, творит одновре-ренмо и его двойника.
|
|
Очевидно, призраки, посмертные двойники, о которых есть так много свидетельств и которых видят много лет спустя после смерти «оригинала», своего рода подтверждение этому.
|
|
Куда исчезает, куда уходит призрак-двойник, когда его нет для окружающих? Если это прижизненный призрак, возвращается ли он в тело своего «хозяина», да и хозяин ли ему человек? Остается ли такой двойник среди людей, просто перестав быть видимым ими? Прекращает лион бытие или удаляется в запредельные пласты реальности? На мысль о таком отдельном, независимом существовании наводит, в частности, довольно рискованный эксперимент, который провела как-то известная исследовательница Тибета Александра Дэвид-Нил.
|
|
В магической традиции Тибета существует практика создания таких двойников-призраков, так называемых тульпа. Тульпа имеет внешность конкретного человека, а его поведение неотличимо от поведения и поступков оригинала.
|
|
«Считается, — писала Дэвид-Нил. - что практика эта чревата опасностью, если тот, кто прибегает к ней, не достиг высокого уровня духовного и интеллектуального озарения и не осознает в полной мере характер тех психических сил, которые используются при этом.
|
|
Как только тульпа оказывается наделен жизненной силой в достаточной мере, чтобы играть роль реального существа, он начинает стремиться освободиться от контроля своего создателя. Это,говорят тибетские оккультисты, происходит почти механически, подобно тому как ребенок покидает материнскую утробу, когда тело его развилось достаточно, чтобы стало возможным самостоятельное существование. Иногда такой фантом становится как бы мятежным сыном, и тогда происходит беспощадная борьба между ним и его создателем, причем фантомы даже убивают тех, кто их создал.
|
|
1ибетские маги рассказывают также о случаях, когда тульпа, будучи послан с некой миссией, не возвращался обратно и начинал собственные странствования в качестве полубессознательной и опасной куклы. То же самое, говорят, может случиться, когда создатель тульпа умирает, не успев растворить его. Как правило, однако, фантом либо сам исчезает в момент смерти своего создателя, либо исчезает постепенно, как гибнет тело, лишенное пищи. В то же время другие тульпа изначально бывают ориентированы на то,чтобы пережить своего создателя, и создаются специально с этой целью».
|
|
Отдавая дань своей «обычной недоверчивости» и желая проверить 13 эти утверждения, Дэвид-Нил решила сама провести подобный эксперимент и вызвать к жизни такую сущность.
|
|
«Я закрылась в келье, - продолжает Дэвид-Нил, - и принялась за соответствующие упражнения по мысленной концентрации и другие ритуальные действия. Через несколько месяцев призрачный монах появился. Его облик постепенно становился все более четким и жизненным. Он стал как бы гостем, живущим в моей комнате. Какое-то время спустя я прервала мое уединение, отправившись в путь вместе с моими слугами.
|
|
Монах присоединился к нам. Несмотря на то, что мы все время были на открытом воздухе, проезжая верхом целые мили, призрак не исчезал. Я могла видеть толстого монаха постоянно. Без моей команды фантом совершал различные действия, которые были бы естественны для человека, который путешествует. Иллюзия была чисто визуальная, но несколько раз я почувствовала как бы легкое касание его платья, а однажды его рука коснулась моего плеча.
|
|
Черты, которыми я мысленно наделяла мое творение, когда создавала его, постепенно претерпевали изменения Полный и круглощекий, он стал вытягиваться, лицо его приняло лживые и злобные черты Он стал более беспокойным и нахальным. Одним словом, он вышел из-под моего контроля Однажды пастух, принесший мне масло в подарок, застал тульпа в моей палатке и принял его за ламу.
|
|
Нет бы оставить призрак в покое, пусть следует своим путем, но присутствие этого нежелательного компаньона начало действовать мне на нервы, превратилось в постоянный кошмар. Кроме того, я собиралась начать путеше ствие в Лхасу, и ум мои должен был быть спокоен и свободен от забот Я решила растворить фантом. Мне удалось это только после шести месяцев упорной борьбы Порождение моей мысли упорно цеплялось за жизнь
|
|
Не составляет труда представить себе и другой исход эксперимента Дэвид-Нил могла бы оставить призрак в покое, перестав обращать на него внимание. Вероятно, тогда тульпа продолжил бы свое уже независимое бытие, затерявшись среди людей 0 том. что такой ход событий не исключен, Александра Дэвид-Нил сама писала со слов других тибетцев
|
|
Можно предположить, что такой призрак-двойник постарается раствориться, затеряться среди людей, не догадывающихся, что их собеседник, сосед по купе, знакомый - не настоящий человек, а энергетическая копия. Такие фантомы тем более неотличимы от обычных людей, что бывают наделены и полной физической реальностью.
|
|
Известны свидетельства о таких встречах. Вот одно из них, как было оно записано в прошлом веке в России. «Дело происходило в провинции. Приехав к знакомым в собственном экипаже и приказав кучеру быть к известному времени на месте, В.И Д пробыл в гостях гораздо меньше, чем предполагал, и, уйдя от них, решил взять извозчика и ехать домой. Не прошло нескольких минут, как несмотря на слабый свет фонарей, скудно освещавших улицу, по которой он ехал, В.И.увидал фигуру одного своего большого друга, идущего по тротуару.Тот тоже его увидал. Оба страшно обрадовались друг другу. Извозчик был моментально остановлен, и приятели, усевшись рядом, стали оживленно беседовать. Вдруг на повороте ближайшей к дому улицы В.И. увидел, что н один...
|
|
Как это произошло, он не мог дать себе отчета и страшно встревожился. Но каков же был его ужас, когда он внезапно вспомнил, что этот друг уже много лет тому назад умер и что он сам присутствовал на его похоронах. Заподозрив галлюцинацию, В.И спросил извозчика, видал ли он, как садился встретившийся барин. Извозчик был изумлен, так как остановился по приказу В.И. и видел, как его приятель садился в коляску. В.И. не мог понять, как случилось, что он мог забыть о смерти такого большого друга, и встреча эта осталась для него на всю жизнь загадкой еще большей, потому что была связана с таким, как бы нарочитым забвением именно на тот промежуток времени,какой употребил отошедший для того, чтобы пробыть вместе с живым. Когда В И. спрашивали, помнит ли он ощущение пожатия руки, — не была ли она холодна7 Он отвечал- Рука была тепла, пожатие такое же точно, как если бы он был живой, и вообще ничто ни на одну минуту не дало повода усомниться в том, что передо мною живой человек
|
|
Подобный фантом, появляющийся, а может, постоянно живущий среди людей, воспринимается ими как человек, неотличныи от них самих
|
|
Незадолго до смерти Александр Блок сказал такие слова: «Я за последнее время достоверно узнал про некоторых, что они не существуют. Но про немногих я знаю это, про немногих...» Что поэт мог иметь в виду?
|
|
Александр ГОРБОВСКИЙ
|
|
НЛО 39,2002
|