Охота на ведьм - одна из самых позорных страниц в истории человечества
|
|
Охота на ведьм - одна из самых позорных страниц в истории человечества. Прокатившиеся в течение нескольких столетий по Европе ведьмовские процессы унесли жизни более ста тысяч человек. Однако одним из самых кровавых судов историки считают события в Салеме (США, штат Массачусетс).
|
|
Причины трагедии «салемских ведьм», случившейся три века назад.Трагические события в Салеме начались невинно. Бэтти, девятилетняя дочь преподобного Пэрриса, и его племянница Абигайль Уильямс долгими зимними вечерами находились под присмотром черной рабыни Титубы, вывезенной с Барбадоса.
|
|
Она развлекала девочек рассказами о своей родине, о магии вуду, и этот загадочный мир настолько увлек девочек, что им захотелось применить новые знания на практике. Вместе с другими подругами они соорудили примитивный магический шар, погрузив яйцо в стакан с водой, и попытались предсказывать будущее.
|
|
Во время таких сеансов одной из молодых ведуний привиделся гроб, что означало скорую смерть, и после этого невинные детские шалости начали приобретать совсем другой оборот.
|
|
В январе 1692 года у Бэтти Пэррис начались необъяснимые припадки: девочка стала подолгу прятаться в темных углах, издавать странные звуки, кривляться. Вскоре подобные симптомы появились и у других юных участниц оккультных занятий.
|
|
В феврале родственники пострадавших обратились к деревенскому врачу Уильяму Григгсу. Следует вспомнить об уровне медицины в то время: не умея объяснить странное поведение детей, врач поставил диагноз - околдованы. Меры для лечения были предложены соответствующие: чтобы избавиться от наведенной порчи, необходимо изловить и уничтожить ведьму, напустившую ее. С этого момента была объявлена охота на ведьм.
|
|
Заковать в кандалы…
|
|
На основании показаний девочек, которые утверждали, что их терзают злые духи, были подписаны ордера на арест первых трех жертв: самой Титубы, городской нищенки Сары Гуд и старухи Осборн. Все три не ходили в церковь, так что не заподозрить их в колдовстве было попросту невозможно. Что заставило девочек зайти в своих играх так далеко?
|
|
Неуемное детское воображение, распаленное красочными рассказами Титубы, боязнь сознаться, что все эти припадки и видения - обычное притворство, или они стали инструментами в умелых руках кого-то, кто решил воспользоваться ведьмовским процессом для сведения счетов с неугодными односельчанами? Этого мы не узнаем, так же как не узнаем, что заставило Титубу не только признаться в колдовстве, но и выдать двух других женщин как своих пособниц, входивших в тайную общину ведьм.
|
|
С этого момента обвинения стали нарастать как снежный ком, видения девочек приводили на скамью подсудимых все новых обвиняемых. До вынесения приговоров все они томились в бостонской тюрьме закованные в кандалы. В заключение стали попадать уже не только «асоциальные элементы» общины, но и вполне добропорядочные прихожане, а также те, у кого хватало смелости протестовать против творящегося именем церкви беззакония: так случилось с супругами Проктор, открыто возмущавшимися происходящим. Уважаемая жительница Салема Ребекка Нурс была арестована вместе со своей четырехлетней дочерью, которая тоже обвинялась в колдовстве, и ее тоже заковали в кандалы!
|
|
И покатилась лавина
|
|
Дальше - больше: в тюрьму попал бывший салемский священник преподобный Баррафс. В свое время он не сошелся во взглядах с некоторыми прихожанами, и теперь прошлые конфликты обернулись против него. Баррафса представили как руководителя той самой мистической общины ведьм, которая якобы терзала окрестное население, наводила порчу и болезни на домашнюю скотину.
|
|
Уже были казнены несколько «ведьм», их «главарь» пойман, но остановить лавину было невозможно. Успех и всеобщее внимание кружили девочкам головы, их приглашали для выявления колдунов в окрестные деревни. Там у подружек возникли некоторые сложности: они не могли назвать обвиняемых по именам, поэтому искать «колдунов» приходилось, методично обходя поселки.
|
|
Если у ворот дома у девочек начинались корчи, то это считалось равносильным приговору - виновного немедленно заключали в тюрьму, а затем приводили в зал суда, заседания которого были больше похожи на какие-то безумные театральные представления. Людей судили на основании видений девочек, которые при появлении подсудимых начинали биться в припадках, что считалось доказательством их вины.
|
|
Тех же, кто пытался сомневаться в правомочности таких методов, ждало место рядом с жертвами. Джон Уиллард, который ранее участвовал в арестах, попал в число обвиняемых после того, как отказался подписать несколько ордеров; судья Солтонстолл, засомневавшийся в объективности методов следствия, также был обвинен в колдовстве. Но многие обвиняемые от страха подписывали признания и давали показания против своих же товарищей по несчастью, тем самым еще больше укрепляя авторитет девочек.
|
|
Жестокость без границ
|
|
Прежде чем истерия стихла, в Салеме было повешено 19 человек из 141, что проходили по этому делу, еще двое умерли в тюрьме, не дождавшись приговора суда. Но самой ужасной была смерть 80-летнего землевладельца Джайлса Кори, который отказался признать правомочность суда. За сопротивление суд приговорил его к «строгой и мучительной» казни.
|
|
Его привезли на салемские поля, положили на землю, а сверху придавили доской, на которую стали складывать камни, пытаясь таким образом «выдавить» из него признание. Вскоре от таких испытаний у Кори вывалился язык изо рта, но шериф Джордж Корвин тростью запихнул его обратно…
|
|
Джайлс Кори оказался упрямым человеком, и на все вопросы отвечал требованием увеличить груз, что палачи и делали до тех пор, пока несчастный не был раздавлен насмерть. Такую гибель команда обвинительниц сочла вполне справедливой: они объявили, что Кори согласился подписать книгу дьявола в обмен на обещание, что он никогда не попадет на виселицу. По всему выходило, что дьявол свое слово сдержал.
|
|
Конец этому массовому помешательству положил губернатор Фипс, после того как зарвавшиеся девочки обвинили в колдовстве его жену. Указом губернатора суд был распущен, а новый состав выносил уже лишь оправдательные приговоры.
|
|
Забытые уроки
|
|
Ученые неоднократно исследовали феномен «салемской истерии» в общем и охоты на ведьм в частности. При этом выдвигались самые различные версии: начиная от продолжения практики искоренения ереси в лоне церкви и заканчивая массовыми отравлениями спорыньей - плесенью на хлебных злаках, вызывающей галлюцинации. Но и по сей день ни одно из объяснений не кажется достаточно убедительным.
|
|
Были ли в Салеме настоящие ведьмы? Один из эпизодов этой истории навевает подобное мистическое настроение. Перед казнью так и не признавшейся Сары Гуд священик Нойес призвал ее покаяться, на что она ответила: «Я не больше ведьма, чем ты клоун, и если ты лишишь меня жизни, Бог заставит тебя пить собственную кровь». Эти слова оказались пророческими: Нойес умер в 1717 году от внутреннего кровоизлияния, захлебнувшись собственной кровью...
|
|
Если считать ведьм исчадиями ада, то куда больше на эту роль подходят сами девочки. Как могла прийти им в голову мысль устроить подобную массовую расправу над односельчанами, не щадя даже собственных родителей: в числе прочих обвиняемых под суд попали родители Абигайль Уильямс? А о чем думали взрослые люди, подчиняясь указаниям детей, в нормальности которых стоило бы усомниться?
|
|
К сожалению, салемский процесс - это далеко не самый масштабный и уж точно не единственный пример массовой слепоты и агрессивности, которые известны истории.
|
|
Сколько же еще потребуется кровавых расправ, чтобы люди научились делать соответствующие выводы из уроков, данных нам историей?
|
|
Наталья ИВАНОВА
|
|
Тайная Власть 9,2013
|