Наш мозг - машина времени?
|
|
В последнее время в прессе замелькали сообщения о фотографах, которые с помощью специальных приспособлений (например, аппаратуры, сделанной из чистого кварца) якобы научились фотографировать… прошлое. «Этого не может быть», - скажет читатель, имеющий техническое образование. Но некоторые ученые, оказывается, считают иначе. Ведь фактов, когда люди тем или иным образом «видят» картины, которых, вроде бы, не существует в реальности, предостаточно. Задача ученых – попытаться найти чуду логическое объяснение. Если такое возможно…
|
|
|
|
И чертики зеленые в глазах
|
|
Первые сообщения о загадочных «излучениях, идущих из глаз», появились в конце 19 века. Парижский художник Пьер Буше, подрабатывавший только еще входившими в моду фотосъемками, как-то вечером напился, что называется, «до чертиков». Причем в самом буквальном смысле. По его словам, всю ночь ему мерещились кошмары, будто за ним гоняются омерзительные зеленоватые существа с рогами. Поутру он поплелся в свою лабораторию: надо было срочно проявить отснятые накануне фотопластинки. На столе царил хаос. Не в состоянии разобраться, какие кассеты чистые, а какие уже экспонированные, Пьер махнул рукой и начал проявлять все подряд. Каково же было его изумление, когда с пластинок на него уставились мерзкие рожи ночных «гостей»!
|
|
Все было бы списано на обычную белую горячку, если бы художник не показал «призраков» своему другу, естествоиспытателю Эмилю Шарро. Тот чрезвычайно заинтересовался загадочным явлением и направил пластинки и свой анализ «материализации алкогольных галлюцинаций» во Французскую академию наук. Маститые ученые опубликовать «крамолу» не решились. Однако один из первых популяризаторов науки, известный астроном Камилл Фламмарион (1842-1925) решил изучить чудо и опубликовал несколько статей о «психических фотографиях»,«лучах, исходящих из глаз».
|
|
|
|
Малограмотный «фотограф»
|
|
Известный русский психиатр В.Х. Кандинский (1849-1889) продолжил работу на эту тему и пришел к выводу: «психические картины», которые нередко называют зрительными галлюцинациями, зачастую вызваны реальностью – некими физическими излучениями, понять природу которых современная наука пока не в состоянии. В 1915 году известный японский фотограф Теншин Такеучи организовал целую фотовыставку подобных фотоизображений. Ему помогал экстрасенс Когичи Мита, об ошеломляющих результатах «психического рисования на пленке» которого тогда писали все газеты.
|
|
Ряд фантастических историй рос и пополнялся. Большинство из них, разумеется, были выдумкой. Но в 60-е годы 20 века испанский моряк Тэд Сериос доказал ученым свою способность не только засвечивать взглядом фотопленку, но и фиксировать на ней собственные «мыслеобразы». Заинтригованные ученые мужи уговорили Тэда бросить работу в порту и стать на четыре года высокооплачиваемым «подопытным кроликом». Около 800 экспериментов провели с ним доктора Денверского университета (штат Колорадо), физик и психолог Джон Пратт и Айрон Стевенсон. Во избежание жульничества они опечатали «Полароид» и сами заказывали Тэду «картинки». В 90 процентах случаев он выполнял заказ с ошеломляющей точностью. Ни о каком мошенничестве не могло быть и речи. Правда, малограмотный Тэд порой воспроизводил надписи на воображаемых объектах с грамматическими ошибками, которых в реальности не было. Это лишний раз доказало, что изображения на пленке – результат психической деятельности индивида. Но объяснить феномен Тэда ученые так и не смогли.
|
|
|
|
Послания из параллельных миров?
|
|
А в 70-е годы прошлого века – новая сенсация: фотоаппарат в данном случае вовсе не обязателен. На полосах газет замелькали сенсационные сообщения об англичанке Маргарет Флеминг, которая, сосредоточившись на каком-нибудь образе, мысленно проецировала его на фотопленку. Некоторые такие «психофотографии» опубликовал в июле 1976 года журнал «Fate». В нашей стране примерно в те же годы нечто подобное демонстрировала знаменитый экстрасенс Нинель Сергеевна Кулагина (1926-1990). Она пошла дальше своих раскрученных иностранных «коллег». По просьбе экспериментаторов, она воспроизводила на пленке не только произвольные картинки, а места, где, по ее ощущению, могли находиться пропавшие без вести люди. По «психическим картам местности» Кулагиной удалось найти более сотни человек, родственники которых уже начали терять надежду. Почти половина из них – дети. Правда, многие были уже мертвы. «Я не знаю, что это – Божий дар или наказание», - писала в своих воспоминаниях экстрасенс.
|
|
В конце 20 века замелькали многочисленные сообщения о том, что фотографы из Воронежа, Перми, Сыктывкара, Калининграда каким-то образом запечатлевают на пленке то, чего в реальности, вроде бы, не существует. Старинные дома, рыцарские замки, картины боев, изображения святых, странные конструкции из отдаленного будущего, корабли инопланетных пришельцев… Интересно, что не только фотоаппарат, но и пленка для этого оказались не обязательны. Подобные «миражи», только огромные, не раз наблюдали над гладкой поверхностью озера или в горах большие группы людей. Застывшее в воздухе призрачное видение поражало воображение от двух секунд до 15 минут, а потом постепенно рассеивалось. Поначалу чудо трактовали как «массовую галлюцинацию». Но, поскольку подобных фактов стало слишком много, а их свидетели, как правило, оказывались психически здоровыми людьми, появилась необходимость подвести под них «научную базу». Посыпались догадки.
|
|
Например, высказывались порой безапелляционные утверждения, что все это существовало или будет существовать на самом деле, а человеческий мозг – это своего рода «машина времени». А может, говорили другие, у нас в голове находится «локатор», улавливающий «вибрации мирового разума»? А может, никакого времени вообще нет, и мы живем одновременно везде и всегда? Или это – письма из параллельных миров?
|
|
|
|
Наш глаз - биолазер
|
|
- На самом деле в нашей стране еще в 1973 году были предприняты серьезные попытки истолковать феномен с научных позиций, - рассказывает доктор физико-математических наук, профессор МГУ, академик РАЕН Вадим Пименов. - Пермский врач-психиатр Геннадий Крохалев взялся подтвердить версию о том, что возникающие в нашем мозге зрительные образы предаются на сетчатку глаза, а затем излучаются в пространство. Было сконструировано специальное устройство: на лицо испытуемого надевали маску для подводного плавания, к ней присоединяли растяжной мех от аппарата «Фотокор», узкой частью состыковывая его с фото- или кинокамерой. Съемка зрительных галлюцинаций проводилась в полной темноте на расстоянии 15-45 сантиметров от глаз пациента. Уже через полтора-два часа после начала «сеанса» 87 из 203 пациентов пермской городской больницы, участвовавших в эксперименте, запечатлели на пленке свои «глюки». Разумеется, перед тем, как продемонстрировать полученное изображение, ученые просили пациентов подробно описать зрительные образы, возникшие в мозгу. Сравнивая описания с полученными изображениями, участники эксперимента пришли к выводу: более чем в 90 процентов случаев они полностью совпадают. Люди «фотографировали» воображаемые деревья, танки и солдат, своих умерших родителей, фабрику, свой дом, в мечтах наделяя его деталями, которых не было в действительности…
|
|
Доктор физико-математических наук Михаил Герценштейн из ВНИИ оптико-физических измерений РАН считает, что все это нисколько не противоречит законам физики. Он допускает, что чувствительные клетки глаза – палочки и колбочки – обладают свойством обратимости. Не исключено, что они работают, подобно полупроводниковым фотодионам, которые не только воспринимают свет, но и излучают его, если через них пропустить ток. Иначе говоря, рецепторы сетчатки глаза могут быть и приемниками, и генераторами каких-то излучений.
|
|
- Из глаз идет не видимый свет, а, скорее всего, электромагнитные волны с частотой колебаний, не доступной нашему глазу, - считает доктор биологических наук, профессор Юрий Симаков из Института медико-биологических проблем РАМН. – Можно предположить, что в сложно устроенных палочках сетчатки возникает что-то вроде рентеновского биолазера, действующего очень короткими вспышками. Проведенные мною исследования показали, что если в место стыковки волокон хрусталика ввести лазерный луч, то далее он будет двигаться, как по световоду. Возможно, именно по этому пути и передается информация из сетчатки в окружающее пространство.
|
|
Известный исследователь аномальных явлений, доктор технических наук из Института физики Земли РАН Алексей Чернетский предположил, что «излучение из глаз формируется не только в видимом нами диапазоне волн, но и в каком-то другом, например, лазерном и рентгеновском». Другие ученые предполагают, что речь идет о торсионных полях – наименее изученном типе физических взаимодействий, активно влияющих на нашу жизнь.
|
|
Итак, глаз – удивительный прибор покруче любого фотообъектива, способный «фотографировать» даже то, чего никогда не видел. Но, в таком случае, вопросов для ученых только прибавляется. Как, например, эти образы попадают на сетчатку? Откуда появляются видения тех мест, где ты никогда не был, но совпадающие с реальностью, как, например, в случае с Нинель Кулагиной? Или еще одна загадка: для появления «психических картин», оказывается, участие глаза вообще не обязательно. Есть, например, результаты экспериментов со слепыми от рождения детьми, которые «фотографировали» мыслеобразы, совпадающие с картинами реальной жизни. Мало того: незрячие оказались более чувствительными и способными учениками, чем обычные люди.
|
|
Как же такое может быть? Что за тайны хранит наш мозг? Почему они нам никак не откроются? Или развитие разума возможно только в том случае, пока существует неразгаданное?
|
|
|
Евгения Иванова
|
|
На грани невозможного 10 (315),2003
|