"Летающие тарелки" для Брежнева и Трумэна
|
|
|
"Комсомольская правда", 14.03.2003, Москва, n46, стр.10
|
|
Авторы: Игорь Лесков, Роман Попов.
|
|
*Дисколеты, удивительно похожие на "классические НЛО", пытались строить и в США, и в СССР*
|
|
Использованы материалы сайта www.ufolog.nm.ru
|
|
Продолжая серию публикаций об НЛО ("КП" от 16 и 30 января с. г.), мы огласили фантастическую на первый взгляд версию происхождения "летающих тарелок". Якобы в нацистской Германии шли активные работы по строительству дисколетов. Но если эту информацию еще можно подвергнуть сомнению, то никто не отрицает следующий факт: в США свою "летающую тарелку" все-таки построили! А СССР пытался сделать это!
|
|
"Тяжеловес" для строек социализма
|
|
- Вы случайно не американский шпион? - таким вопросом ошарашил меня при встрече Юрий Ишков, автор самого оригинального проекта строительства отечественного дисколета. - А иначе зачем вы интересуетесь историей двадцатилетней давности? Нет великой империи - и нет великих проектов. Чтобы сейчас построить термоплан, надо покупать компоненты на Западе. У нас же все производство, способное обеспечить такой проект, уничтожено!
|
|
Термоплан - сверхтяжелый аэростатический летательный аппарат, задуманный в начале 80-х для транспортировки больших грузов на дальние расстояния. Внешне он представляет собой огромный диск (диаметром от 140 до 320 м в зависимости от модификации) с подвешенной снизу гондолой. Внутри диск разделен на два отсека. Первый заполняется гелием или водородом, второй - горячими выхлопными газами от работающих двигателей. Экипаж (от 12 до 24 человек), регулируя поступление газов, контролирует скорость подъема и спуска аппарата и его перемещение в воздухе. Предполагалось, что термоплан сможет летать на расстояния до 8000 км, развивая максимальную скорость 180-250 км/час, и перевозить от 100 до 2000 тонн груза, либо от 650 до 10.000 человек (чем больше диаметр диска, тем больше и работоспособность машины).
|
|
- Термопланы были бы полезны, к примеру, для суперблочного строительства в регионах Сибири и Дальнего Востока, - рассказывает Юрий Григорьевич. - Подсчитано, что экономичность термоплана, например, с нагрузкой 600 т, в пять раз лучше, чем для самолета "Боинг-747". А по экономичности он равен железной дороге в районе БАМа! Кстати, этим проектом серьезно интересовался Святослав Федоров. Офтальмолог рассчитывал с помощью термопланов доставлять свои клиники туда, куда не доехать и не доплыть.
|
|
Программы применения термопланов неоднократно получали медали ВВЦ СССР и "Международного салона промышленных изобретений". Но, увы, из-за недостаточного финансирования работы были свернуты. Лишь в 1991 году на Ульяновском авиазаводе был продемонстрирован заказчикам технологический образец - "тарелка" диаметром 40 и высотой 16 метров, - который не мог летать по определению, но произвел на всех сильное впечатление.
|
|
Об изобретении двадцатилетней давности Юрий Ишков говорит с неохотой. Чувствуется, ему больно вспоминать прошлое. И все-таки я не удержался, чтобы не задать вопрос:
|
|
- Так почему же вы своему аппарату дали форму диска?
|
|
- Я НЛО никогда не встречал. Но в "летающие тарелки" верю. В детстве мне как-то приснилась непонятная встреча, может быть, с "инопланетянами". Они прилетели, естественно, на диске. Можете считать меня немного романтиком, но мне интересно построить летательный аппарат дискообразной формы. Увы, мечту осуществить пока не удалось...
|
|
Американцы мечтали на дисколетах воевать
|
|
Работы по созданию американской "летающей тарелки" начались по заказу армии США в 1947 году. Под руководством англичанина Джона Форста в канадском отделении британской самолетостроительной фирмы "Авро" был построен дисколет "Аврокар" VZ-9V диаметром 5,48 м. 12 декабря 1959 года на территории завода "Авро Канада" в Мэлтоне этот аппарат впервые поднялся в воздух, а вскоре начались и его горизонтальные полеты. Дисколет отрывался от земли на воздушной подушке. Затем набирал требуемую высоту с помощью трех воздушно-реактивных двигателей. После чего, меняя вектор их тяги, разгонялся до нужной скорости. Однако уже через семь месяцев работы над этим проектом были свернуты "в связи с истечением срока контракта". По официальной версии, - из-за недостаточной устойчивости построенного аппарата и из-за того, что дисколету так и не удалось достичь даже расчетной скорости - 419 км/час.
|
|
Правда, через 17 лет после завершения работ было озвучено мнение военного историка, полковника Роберта Гаммона, который заявил, что проект "Авро" лишь отвлекал внимание общественности от... реальных исследований НЛО.
|
|
Всего было построено две модели "Аврокаров". Один аппарат разобрали, а со второго только сняли двигатель и оставили в ангаре-запаснике Мелтона.
|
|
Фото:
|
|
|
|
- Технологический образец отечественного термоплана так и не взлетел...
|
|
|
|
- ...а вот американский дисколет совершил-таки несколько полетов.
|