Построим летающую тарелку!
|
|
|
"Комсомольская правда в Петербурге", 31.01.2003, Санкт-Петербург, n18, стр.16
|
|
Автор: Нина Глазкова
|
|
Есть шанс к 300-летию Петербурга запустить в небо первый дискообразный объект, сконструированный питерским инженером Володаром Бирюлевым
|
|
Опытный образец уже построен и успешно прошел испытания под Пушкином. Он совсем маленький - полтора метра в диаметре. Рабочая же летающая тарелка может достигать размеров стадиона, подниматься в небо на три километра, развивать скорость 140 км в час и переносить полторы тысячи тонн груза (!).
|
|
Возвращение Цеппелина
|
|
Специалисты говорят, что в европейской части России перевозка грузов дирижаблями обойдется в 20-25 раз дешевле, чем самолетами, в 8-10 раз - чем вертолетами и в 2-3 раза - чем автотранспортом даже по хорошей дороге. А в условиях бездорожья дирижабли вообще не имеют конкурентов. Неслучайно на Западе еще в 70-х годах началось возвращение к жизни этого забытого транспорта. В Англии дирижабли с 1987 года возят пассажиров с комфортом, недоступным самолету. Немецкая фирма Zeppelin производит небольшие и недорогие дирижабли. Экономисты подсчитали, что Западной Европе требуется около полутора тысячи дирижаблей.
|
|
У нас в России тоже начинают осознавать их полезность. Мэр Москвы Лужков закупил пять импортных дирижаблей (по 500 тыс. долларов штука) для "городских нужд". Гибэдэдэшники будут наблюдать с них за движением транспорта и доставлять к местам образования пробок и ДТП постовых и спасателей.
|
|
Мы, питерцы, пока что в хвосте. Хотя именно у нас есть проект самого прогрессивного дирижабля - летающей тарелки.
|
|
Сделай сам
|
|
Володар Бирюлев работал начальником лаборатории в петербургском Государственном институте оптики. Однажды их группа сделала аппаратуру для измерения температуры почвы в тайге (чтобы предотвращать лесные пожары). Встал вопрос, на каком летательном аппарате ее установить. Самолет летит слишком быстро, на вертолете трясет. Идеально подошел бы дирижабль - решили инженеры и поехали в Долгопрудное, где еще с довоенных времен работала организация "Дирижаблестрой". Но оказалось, что, кроме чертежей, здесь уже ничего нет по причине отсутствия финансирования. "Да вы сами сделайте, - сказали питерцам дирижаблестроители. - Тут ничего сложного нет. Вот вам литература..."
|
|
В Институте оптики строить дирижабль отказались, но Володару Ивановичу эта идея запала в душу: "Почему же, черт возьми, такая полезная вещь, а не применяется?" - думал он. А когда вышел на пенсию, вплотную занялся проектированием своего собственного дирижабля.
|
|
Какая от них польза?
|
|
- Сейчас для проверки отопительной системы снимают тепловую карту Петербурга, - говорит Володар Иванович. - Вертолет использовать для этого очень дорого. А дирижабль мог бы выручить.
|
|
У нас в Питере много предприятий тяжелого машиностроения. И каждый раз транспортировка крупногабаритных изделий превращается в головную боль. "Ижорские заводы" даже были вынуждены построить причал для перевозки регенерационной колонны нефтехимикам.
|
|
Ребята из "Полиметалла" (организации, которая строит шахты) говорили мне: "Надо забросить в тайгу буровые вышки, бульдозеры - а нечем". Дирижабль может взять 100, 500, полторы тысячи тонн груза. Взлетает и садится он вертикально, на любое ровное место.
|
|
У американцев над мексиканской границей висят дирижабли. С них не только отслеживают перемещения каждого человека, но даже слышат, что говорят внизу. А наши рубежи охраняют солдатики на вышках. В Чечне можно было бы снизить потери войск, если применять привязные аэростаты для радиолокации. Можно и стратегические грузы перевозить, и сделать летающий госпиталь, который спас бы жизни многим.
|
|
А как красив дирижабль в туристическом бизнесе! Представьте, к 300-летию Петербурга над городом взмывает летающая тарелка, в которой находится роскошная гостиница. И на высоте метров 50-100 без шума и тряски туристы обозревают наш прекрасный город и его окрестности...
|
|
Рекламу очень выгодно на брюхе дирижабля размещать - ведь не найдется человека, который бы не поднял голову и не посмотрел завороженно на НЛО.
|
|
* * *
|
|
Как у них?
|
|
Сейчас заграница переживает настоящий бум дирижаблестроения. Дешевые и экологичные "аппараты легче воздуха" перевозят туристов и многотонные грузы. Более тысячи дирижаблей используют военные. Забытые цепеллины могут очень быстро и дешево решить транспортную проблему даже на российском необъятном бездорожье.
|
|
* * *
|
|
Из истории вопроса
|
|
Первый дирижабль был построен в 1852 году Анри Жераром. А серийное производство начал немецкий граф Фердинанд фон Цеппелин.
|
|
В 1926 году Руаль Амундсен совершил на дирижабле свой исторический полет к Северному полюсу.
|
|
Самый большой в мире дирижабль был у Гитлера. Его длина в два раза превышала длину футбольного поля, а в оболочку закачивалось 198 тысяч кубометров водорода.
|
|
После войны на Западе использовалось 500 дирижаблей.
|
|
У Сталина был план за пятилетку построить 425 дирижаблей.
|
|
* * *
|
|
Подробности: чем безумнее идея, тем она нужнее
|
|
А почему все-таки летающая тарелка? Что за экстравагантность такая?
|
|
Все гениальное - просто. Если бы после воздушных шаров не начали делать дирижабли в форме гигантской колбасы, а сразу догадались сплющить шарик, избежали бы многих проблем.
|
|
Еще Циолковский пытался решить задачку: как регулировать давление внутри дирижабля? (Оно все время должно быть на 4-5% больше наружного, а на высоте давление атмосферы меняется). В сигарообразном баллоне это невозможно, а в диске - элементарно. В нем можно установить центральную втулку, которая одним легким движением сплющивает диск, изменяя его объем и давление. Таким образом тарелку можно сделать тяжелее воздуха и приземлиться без проблем. Ведь обычный дирижабль посадить очень трудно: надо скинуть канат, аэродромная бригада должна захватить его, привязать к мачте и лебедкой притягивать аппарат к земле. Да еще ветер должен все время дуть "колбасе" в нос. К тому же для длинных дирижаблей надо строить гигантские ангары, а тарелка может переждать плохую погоду на любом стадионе.
|
|
Вот такая у нас, в Питере, есть замечательная идея. Есть и фирма, готовая построить дирижабль. Нет только людей с деньгами, которые поняли бы перспективность развития этого вида транспорта. Не так уж много и нужно. Тысяч 6-8 баксов, чтобы сделать тарелку, еще 12-15, чтобы купить амфибийный катер - с ним дирижабль будет садиться и на землю и на воду.
|