Если войти в келью своего сердца, там можно узреть всю Вселенную
|
|
Принятый наукой метод познания основывается на предположении, что сами свойства измеряемых объектов не зависят от наблюдателя. Но недавно выяснилось, что это не так. Эксперименты по проверке неравенств Белла в конце 70-х - начале 80-х годов показали, что некоторые параметры микроскопических объектов (скажем, координата или импульс) не существуют вне измерений. Именно не существуют, а не просто неизвестны нам, - и, самое поразительное, это можно проверить в эксперименте. Выяснилось, что многие качества, считавшиеся «объективно существующими», представляют собою результат взаимодействия наблюдателя с исследуемой реальностью. То есть наука, по существу, подошла к опровержению своих исходных предпосылок. Квантовая механика и теория относительности показывают, что «элементами» картины мира являются не «объективные» факты, но события, эффекты события человека и мира.
|
|
Это позволило Джону Арчибальду Уилеру, одному из крупнейших физиков XX века, выдвинуть гипотезу: само наблюдение делает мир таким, каким мы его видим. Основываясь на анализе процесса квантово-механического измерения, Уилер предположил: возможно, именно миллиарды наблюдений порождают совокупный образ мироздания! Так и человек в определенном смысле участвует в творении Вселенной, оказывается со-творцом Творца, со-работником Божьим.
|
|
Дело в том, что, с точки зрения христианства, человек - не микро-, а макрокосм. Как говорится в книге Экклезиаста, Бог «вложил мир в сердце человека» (мир -как полноту бытия, а не просто состояние мирности). Человек в определенном смысле включает в себя всю Вселенную. Но именно об этом и свидетельствует «антропный принцип». Он указывает на удивительно тесную взаимосвязь между параметрами человеческого существования и параметрами Вселенной. Если бы мировые константы имели чуть-чуть иное значение, появление и существование человека стало бы попросту невозможным!
|
|
Как известно, человеческое тело состоит из органических веществ, в первую очередь из водорода и углерода. Согласно теории Большого взрыва, водород образуется в первые несколько минут после возникновения Вселенной, затем облака водорода собираются в звезды, и в их недрах начинаются ядерные реакции, где образуются тяжелые элементы, в том числе углерод. И оказывается, что мировые константы «подобраны» так, что углерода образуется чуть больше, чем распадается. Когда звезда «догорает», она взрывается и тяжелые элементы выбрасываются в окружающее пространство. Каждый атом углерода в нашем теле некогда родился в недрах какой-то звезды, мы действительно сотворены из «праха мироздания», мы - по крайней мере телесно -дети звезд. Возникает ощущение, что уже в самом начале творения мира было «предусмотрено» творение человека.
|
|
Мы сводим жизнь до физиологических проявлений и создаем комфорт для тела, не осознавая этого. Таким образом, наблюдатель, по мысли Уилера, определяет наблюдаемое. Антропный принцип свидетельствует в пользу христианских представлений о сверхмирности человека. Он говорит и о том, что человек (каждый!) может изменять этот мир. О том же сказал Серафим Саровский: «Спасись сам - и вокруг тебя спасутся тысячи...» То есть когда меняется человек, изменяется структура мироздания! И факт Боговопло-щения свидетельствует, что в человеке есть та глубина, которая позволяет вместить не только все сотворенное, но и Творца.
|
|
По Уилеру, то, что мы видим, - результат статистического воздействия людей, и отклонения незаметны. По христианской традиции, основное воздействие на мир человек оказывает своей глубинной природой. Это огромная редкость - чтобы человек переменился до самой глубины (как святые).
|
|
Человек - как айсберг, невидимая часть намного превосходит видимую, ведь весь мир заключен внутри него. По словам преподобного Исаака Си-рина, «если войти в келью своего сердца, там можно узреть всю Вселенную». Или, как писал Рильке, «Единое пространство, там, вовне,И здесь, внутри. Стремится птиц полет / И сквозь меня. И дерево растет Не только там: оно растет во мне. И все живет слиянностью одной...»
|
|
Евгений ГОЛУБЕВ. «Труд».
|
|
На грани невозможного 23,2002
|