В обьятиях вампира
|
|
Боннский исследова тель Петер Кройтер до называет, что легенда о вампирах основана на страхах и невежестве деревенских жителей, искавших причину бед в кознях односельчан.
|
|
О внешности и поведении вампиров в румынских селах издавна сложились четкие и определенные представления. Вампир обязательно должен быть одетым или закутанным в погребальный саван. На его щеках отвратительно морщилась слегка разложившаяся кожа, на подгнившем носу зияли мелкие дырочки. При такой отталкивающей внешности вампира легко было с первого взгляда отличить живого человека, и меньше всего походил Тома Круза или Брэда Пит-та в «Исповеди вампира».
|
|
Были и другие вампиры: обыкновенные деревенские жители - мужик из соседней хаты, батрачка или хозяин постоялого двора. Их все знали как облупленных. Сельские упыри не сгорали при первых лучах утреннего солнца и не впивались клыками в шеи своих жертв.
|
|
- В народных поверьях, как правило, нет живописных, экзотических кровососов, - говорит историк из Боннского университета Петер Кройтер. - Их придумали писатели и кинематографисты.
|
|
П. Кройтер исследовал многочисленные истории о вампирах, на которые этнологи в прежние времена редко обращали внимание. Самое старое сообщение датируется 1382 годом, а одно из самых свежих относится к 1968 году.
|
|
Эти рассказы, записанные в Румынии, Албании, Болгарии и в Македонии, изобилуют бытовыми подробностями и всегда точно привязаны к определенной местности. Упыри в этих деревенских историях играют ту же роль, какую в других местах отводили ведьмам, которых сжигали на кострах: они были вечными козлами отпущения, виноватыми во всех бедах и напастях. Появилась какая-то новая болезнь или побило градом посевы -что бы ни стряслось в деревне, во всем обвиняли упыря. Если вампир вылез из гроба, значит, быть беде: каждый, кто подойдет к нему близко, скоро умрет от того же, от чего умер он, и тоже станет бродить после смерти, как неприкаянный, и преследовать своих соседей и родню.
|
|
Упыри старались тайком затесаться среди людей. Покойник, вылезший из могилы, приобретал способность превращаться в жабу, мышь, курицу или лошадь. Самые искусные и коварные вампиры могли обернуться каким-нибудь предметом, например, вилами, лопатой или горшком, чтобы люди их не обнаружили.
|
|
- Вампиры всегда были рядом с людьми, чтобы улучить момент и напасть на выбранную жертву, - говорит Петер Кройтер. - Пополдничает крестьянин, приляжет на меже вздремнуть после обеда, а упырь тут как тут!
|
|
Если уберечься от вампира не помогали чеснок (лучшее святая вода и обереги, селяне учиняли расследование. Энергичные поиски виноватого начинались с посыпания кладбища золой, чтобы обнаружить на ровном слое отпечатки ног злоумышленника. Иногда применяли другой способ: пускали на погост черную курицу - существо, тонко чувствующее вибрации потустороннего мира. Где черная курица удобно устроится, там под землей лежит вампир!
|
|
При всей бессмысленности этих действий они не были совсем бесполезными. «Борьба против зла сплачивала односельчан, приободряла их и давала уверенность в победе», - такой вывод сделал Петер Кройтер из услышанных им рассказов об упырях. В селах, где верили в вампиров,ко всем покойникам относились с большим недоверием. Особенно подозрительными казались землякам люди, которые при жизни отличались явными странностями. Один упал с копны сена или каждый день валялся под дверью кабака, другой отмечен родимым пятном или проклят повивальной бабкой, кто-то умер очень молодым или, наоборот, долго зажился на свете -многие попадали под подозрение. Ожидали,что скрытое в них зло проявится после смерти, и они будут бродить среди живых и вредить им.
|
|
Всех подозрительных покойников обряжали и готовили к погребению особенно тщательно, с соблюдением всех возможных предосторожностей. Чтобы «кандидат в упыри» смирно лежал в своем гробу, ему подрезали ахиллесовы и коленные сухожилия. Туловище придавливали тяжелыми камнями, а иногда даже приколачивали гвоздями к доскам гроба.
|
|
В Румынии всего 20-25 лет назад находились люди, которые вводили усопшим в задний проход зубчики чеснока и связывали ноги веревкой. В некоторых странах совсем недавно можно было наблюдать особые процессии на кладбище, организованные для проверки «подозрительных» покойников -разлагаются они или нет. Если «общественным контролерам» казалось, что труп слишком свежий, они вбивали в сердце мертвеца внушительных размеров кол - универсальный способ успокоить упыря и окончательно отправить его на тот свет.
|
|
Немецкий историк отмечает, что вера в существование вампиров особенно глубоко укоренилась в юго-восточной Европе. Упыри, встающие из могил, как бы выражают примитивный ответ на вопрос: что происходит с людьми после смерти?
|
|
- Каждый вампир был доказательством реальности потустороннего мира, - рассуждает Петер Кройтер. - Ведь все остальные умершие, которые не возвращались в деревню в качестве упырей, где-то находили вечный покой.
|
|
Многие ученые считают, что возникновение легенд о выходцах с того света, пьющих кровь, объяснить довольно просто. Заболевшие бешенством (гидрофобией) иной раз бросались на людей в приступе необъяснимой ярости, и это могло послужить причиной фантастических представлений о нападающих на людей кровопийцах. При порфирии, редком заболевании, вызываемом нарушением обмена веществ в организме, в крови образуется очень мало красных кровяных телец. Сверхчувствительная кожа больных порфирией «боится» солнечного света, они всегда смертельно бледные, а при разговоре заметно, что зубы у них красноватые.
|
|
Петер Кройтер не соглашается с теорией, объясняющей возникновение рассказов о вампирах симптомами порфирии:
|
|
- Это крайне редко встречающееся заболевание. За все века описаны только двести случаев. Они не могли вызвать такое массовое повсеместное явление, как вера в упырей.
|
|
По мнению некоторых психоаналитиков, в представлениях об упырях выражается подавленное стремление мужчин с сексуальными расстройствами к полному обладанию женщиной - до последней капли крови, которое они не способны реализовать. Кройтер считает, что гипотеза о сексуальной подоплеке веры в вампиров неубедительна:
|
|
- Это чушь. Люди убеждены, что вампиры приходят к женщинам как полноценные любовники.
|
|
В румынских деревнях верили, что женщина, к которой захаживает по ночам упырь, умрет нескоро и не будет после смерти выходить из могилы. Как ни странно, деревенские женщины не особенно боялись упырей и по секрету рассказывали подругам, как горячо и страстно обнимали их «холодные и склизкие» выходцы из могил.
|
|
Галина СИДНЕВА
|
|
НЛО 23,2002
|