Неразлучные в жизни и смерти
|
История Петра и Февронии не один век существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их мощи. Записал повествование о святых, ставших образцом христианского брачного союза, священник Ермолай Еразм, талантливый литератор эпохи Ивана Грозного. В середине ХХ века историю муромских супругов пересказал писатель Алексей Ремизов, мастер обработки старинных преданий, который создал повествование «О Петре и Февронии Муромских», наполненное яркими образами и духом народных сказаний. |
Деревенская целительница Петр был вторым сыном муромского князя Юрия. Княжил в городе в описываемые времена (конец XII века) его старший брат Павел. Однажды в семье Павла случилась беда - по наущению дьявола к его жене повадился летать огненный змей. Несчастная женщина, уступив демонской силе, во всем призналась мужу. Князь велел супруге выведать у злодея тайну его смерти. |
Выяснилось, что погибель тому «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча (Агрик - богатырь из древнерусского эпоса)». |
Петр тотчас решился убить насильника. При молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч - его нашли в алтарной стене. Выследив змея, Петр сразил демона. Но перед смертью адская тварь обрызгала победителя ядовитой кровью. |
Тело героя покрылось струпьями и язвами. Ничто не могло его излечить. Но Господь послал Петру вещий сон: исцелить его может дева Феврония, дочь бортника, добывавшего дикий мед. |
Февронию, крестьянку деревни Ласковой в Рязанской земле, слушались птицы и дикие звери. |
Она знала свойства трав и камней, умела лечить недуги, была красива, добра и благочестива. |
Петра, который сам ходить уже не мог, привезли к дому целительницы. Он послал сказать девушке о любой награде, если сможет ему помочь. «Я хочу его вылечить, - ответила Феврония, - но вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то и лечить мне не подобает». Деревенская целительница прозрела будущее: только с нею Петр будет здоров телом и душой. |
Жениться Петр пообещал, но слукавил: гордость княжеского рода мешала согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела молодцу вымыться в бане, смазав все струпья, кроме одного. Она назначила такое лечение не случайно. |
Как Христос, исцеляя прокаженных, слепых и паралитиков, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни Бог посылает во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. |
Баня, по Священному Писанию, - образ крещения и очищения грехов. Закваске же сам Христос уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, очищенные баней крещения. |
Однако Феврония, прозрев ложь и гордыню Петра, велела ему оставить несмазанным один струп - свидетельство греха. |
Вскоре от этого струпа болезнь возобновилась. Князю пришлось вернуться к Февронии. Теперь он сдержал слово и взял дочь бортника в жены. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво». |
Изгнание После смерти брата Петр стал править в Муроме. Бояре ничего против не имели, но их жен оскорбляло, что княгиня - простолюдинка. Собравшись, знатные мужья известили князя, что согласны подчиняться ему, но вот боярыни не хотят кланяться бывшей крестьянке. Петр, выслушав их мнение, улыбнулся: «Скажите об этом Февронии, послушаем, что она думает». |
Обрадованные, бояре предложили Февронии оставить мужа и покинуть город. «Что же вы дадите мне взять с собой?» - спросила она. «Да что угодно! - поклялись бояре. - Все, что хочешь, любые богатства!» «Хорошо. Но я хочу забрать только одно - своего мужа!» - ответила Феврония. Бояре были ошеломлены. Но боясь нарушить свою клятву, решили: пусть князь сам сделает выбор. |
Каждый подумал, что Петр может уйти вместе с женой, и тогда при благоприятном стечении княжить сможет любой из них. |
Узнав о решении Февронии, Петр сказал слова из Библии: «Что Бог сочетал, того человек не разлучает» и стал собираться в дорогу вместе с любимой женщиной. С несколькими приближенными изгнанные супруги поплыли по Оке, куда Бог направит. |
Некий придворный, плывший со своей семьей, похотливо засмотрелся на красивую княгиню. Она с укоризной сказала: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки. Одинакова вода или одна слаще другой?» - «Одинакова», - отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, - молвила Феврония. - Почему же ты о чужой жене помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе. |
Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» - с грустью размышлял Петр, а Феврония ласково утешала его: «Не скорби, милостивый Бог не оставит нас в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил две маленькие березки. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила обрубки словами: «Да будут они утром большими деревьями». |
Так и случилось: наутро на этом месте два деревца весело шелестели листвой. Этим чудом она хотела укрепить дух супруга. Ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Книга Иова, 14:7), то человек, надеющийся на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей. |
Не успели они собраться в путь, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться. Бояре поссорились из-за власти, началась междоусобица, было перебито много народа. В довершение всего в городе случился большой пожар. Бояре не выдержали и отправились на поиски Петра. |
И умерли в один день... |
Князь и княгиня возвратились в Муром-город и правили долго и счастливо. Когда подошло время старости, они умолили Бога, чтобы им умереть в один день. И завещали, чтобы обоих положили в одну гробницу, велев сделать из одного камня два гроба, имеющие меж собой тонкую перегородку. В одно время приняли супруги монашество, князь - с именем Давида, Феврония - с именем Ефросинии. |
Однажды Петр почувствовал, что умирает, и отправил послушника в соседний монастырь к жене. В это время Феврония вышивала золотом покрывало чаши для причастия. «Пусть подождет, мне надо закончить», - просила передать Феврония. Через некоторое время опять прибежал послушник с сообщением, что ее супруг умирает. И опять просила Феврония подождать. Когда в третий раз посыльный сказал, что князь отходит, Феврония сделала последний стежок, воткнула иголку в шитье, обмотав иголку золотой нитью, и умерла. Это случилось 8 июля 1228 года. |
После их кончины князя Петра решили похоронить в городе, у соборной Богородичной церкви, а Февронию - в загородном женском монастыре. Сочли, что, раз они стали иноками, нельзя их хоронить вместе. Тело Петра положили в один гроб и поставили до утра в городской Богородичной церкви. Тело Февронии положили в другой, поставив его в загородной Крестовоздвиженской церкви. Общий же гроб, который они повелели высечь себе из одного камня, остался пустым в том же городском соборном храме Пречистой Богородицы. |
Но на другой день утром люди увидели, что отдельные гробы, в которые были положены Петр и Феврония, пусты, а их тела находятся в общем гробу. Пару снова попытались разлучить, переложив останки в отдельные гробы. Но утром муж и жена опять оказались в одном гробу. После этого приближенные и церковники уже не смели трогать тела и погребли их возле соборной церкви, как супруги желали того сами - в одном гробе. |
Через триста с лишним лет Петр и Феврония были причислены к лику святых. А в 1552 году Иван Грозный, во время похода на Казань, отслужил в Муроме молебен Петру и Февронии, пообещав в случае победы над татарами воздвигнуть над их мощами каменный собор. Свое обещание царь исполнил: вскоре над могилой святых вознесся красивый храм, а из Москвы прислали в него икону святых Петра и Февронии, «писанную на золоте». |
После революции гробницу святых передали Муромскому музею, но сейчас она возвращена церкви и перенесена в Муромский СвятоТроицкий женский монастырь. |
В Москве икона и частица мощей святых Петра и Февронии находятся в храме Вознесения Господня («Малое Вознесение») на Большой Никитской улице. |
Праздник любви и семьи Идея учредить 8 июля национальный День любви в честь Петра и Февронии возникла у жителей Мурома. Инициативу поддержала Русская православная церковь и правительство. |
В 2008 году праздник получил официальный статус. |
Священнослужители отмечают, что «февроньки», как быстро прозвали отечественный праздник семьи, любви и верности журналисты, нельзя сравнивать с католическим Днем святого Валентина. Они считают, что День святых Петра и Февронии имеет более глубокое значение. «14 февраля празднуется как День влюбленных, а ведь влюбленность не всегда заканчивается любовью, а уж тем более семьей и верностью», - отмечает патриарх Кирилл. |
За два года День семьи, любви и верности обрел собственные приметы. Особую популярность 8 июля завоевало как дата вступления в брак. Также в этот день проводятся чествования супружеских пар, празднующих золотые и бриллиантовые свадьбы, проходят торжественные регистрации новорожденных. |
В Москве в Кузьминках изюминкой праздника стала установка в прошлом году бронзовой скамьи «примирения» - оригинальная наклонная конструкция не позволит поссорившейся паре усидеть, не прижавшись друг к другу. Авторы надеются, что скамья станет одним из заветных мест для влюбленных. |
Валерий САФРОНОВ |
Тайная Власть 12,2010 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|