Многие думают, что если это кочевое племя кого и чтит, так уж, наверное, нечистую силу
|
Многие думают, что если это кочевое племя кого и чтит, так уж, наверное, нечистую силу, а не Господа Бога. Ктото, наверное, выскажет предположение, что цыгане – язычники. А вот и нет, сами они искренне считают себя христианами. Правда, христианство у них столь же своеобразное, как и образ жизни… Дорога из ниоткуда Обычно ученые, пытаясь разобраться, что представляют собой особенности религии какого-нибудь народа, вглядываются вглубь его истории. И верно, русское православие с его любовью к масленичным и поминальным «солнышкам» - блинам, с пристрастием к святочному разгулу, победившему все церковные запреты, без древних славянских поверий не понять. |
Однако с цыганами сей «научный номер» не проходит. Вопрос о том, откуда взялся этот загадочный народ, где его родина, по-прежнему остается открытым. |
Сами цыгане называют себя «ромами», «ромэлами или «романами» и утверждают, что являются выходцами из Древнего Египта. Немногие образованные представители этого народа уверяют, что их гадательное искусство – это наследие великих жрецов эпохи пирамид. Нет, говорят специалисты, между прорицательскими практиками древних египтян и ворожбой цыган общего крайне мало, а уж о сходстве мировоззрения и говорить не приходится. |
В последние десятилетия благодаря исследованиям цыганского языка была обнаружена идентичность его корней с санскритом. Так, может, цыгане - выходцы из Индии? Но ни один из индийских богов, ни один индуистский ритуал в клановой памяти цыган почему-то не сохранился. Скорее, когда-то давно они шумным табором прошлись по северозападу Индостана… Точно известно лишь, что цыгане, как огромное кочующее племя, заявили о себе в XI веке, когда перемещались по Ирану и Византийской империи. Через Грецию они в начале XIV века попали в Европу, где к XVI веку расселились почти во всех странах, существуя в основном за счет денег, которые им платили за предсказание будущего либо по руке, либо на картах (ну, конечно, и за счет мелкого криминала). |
«Чистые» и «нечистые» Пожалуй, главное, во что цыгане верят твердо и свято, – это в некую ритуальную чистоту и нечистоту, что свойственно большинству племенных религий, которым надо было поставить барьеры между «своими» и «чужими». |
Цыгане всегда жили, да и продолжают жить обособленно. Для них внешний мир состоит из ритуально нечистых существ. |
К «иным» они относятся с чувством превосходства и брезгливости, хотя довольно добродушно – примерно так же, как некогда белые плантаторы относились к работающим на них «дикарям» - неграм. |
Сравнение не случайно: мир нечистых, по убеждению цыган, для них - естественный кормилец, а уж честными или нет способами приходится получать от него прокорм, вопрос второй. |
И сегодня, снимая квартиру или дом, цыгане первым делом красят стены или клеят новые обои, драят углы, чтобы не оскверниться. В кафе и рестораны они идут, только когда нет других вариантов, и обязательно попросят там одноразовые пластиковые приборы. Если их нет, будут есть руками. Цыгане не моются в общественных банях, не купаются на пляжах, стараются избегать общественных туалетов, предпочитая свернуть куда-нибудь в уголок. После каждого соприкосновения с миром нечистых «ромы» стремятся тщательно вымыть руки. Этого требует обычай, а не любовь к гигиене: у себя дома цыгане бросают окурки и объедки на пол, кое-как выметая потом вонючее месиво на задний двор. Все, что за порогом жилища, им безразлично. |
Библейские легенды Религиозно-ритуальное неприятие «гадже» (иных) и «ромов», надо признать, взаимно. В разных христианских странах во множестве существуют легенды, утверждающие, что цыгане не зря обречены на роль вечных скитальцев. |
Например, греки рассказывают, что цыгане вынуждены бродить по миру потому, что они указали неверный путь Деве Марии и святому Иосифу с младенцем Иисусом, когда те бежали в Египет. А испанская легенда повествует, что цыгане обречены на скитание из-за того, что цыганский кузнец по имени Петуленгро ковал гвозди для распятия Христа. |
«Ромы», однако, парируют эти наветы собственными мифами. Если им верить, то право воровать по мелочи цыганам дал сам Господь. Дело было так: маленький цыганский мальчик по имени Нальчик, увидев гвозди, лежащие на земле возле креста, на котором должны были распять Иисуса, стащил один из них. Вообще-то, он хотел украсть все, но тут его маневры заметил римский центурион, и мальчишке пришлось спасаться бегством. |
Есть и другой вариант цыганской легенды про гвозди, обеляющий кузнеца Петуленгро. Римляне якобы приказали ему выковать пять гвоздей – четыре для рук-ног, пятый – для сердца. Цыган пытался отказаться, но его под кнутами заставили выполнить работу. Однако когда Христа стали казнить, кузнец незаметно проглотил пятый гвоздь и в муках скончался. За подвиг Петуленгро Господь возлюбил цыган и покровительствует им до сих пор. |
Католицизм по-цыгански Большинство цыган считают себя католиками. Несомненно, главную роль тут сыграло то обстоятельство, что в европейских странах, где они расселились в Средние века, свирепствовала инквизиция. Попробовали бы «ромы» не стать католиками! Костры, на которых сжигали еретиков и иноверцев, полыхали во всех крупных европейских городах едва ли не каждое воскресенье… Тем не менее католицизм у них особенный, цыганский: свои святые, свои обычаи, свое представление о благочестии. |
Цыгане носят кресты, в домах у них часто висят распятия, картинки с Иисусом Христом и Девой Марией (преимущественно просто вырезанные из журналов или календарей с репродукциями картин известных живописцев, а то и мазней некого любителя из «своих»). Мысль о том, чтобы освятить эти образы, «ромам» и в голову не приходит. |
В церковь цыгане ходят лишь по большим праздникам – главным образом, в Рождество или на Пасху. И даже попадая в храм, не молятся, не исповедуются и не причащаются, очень редко ставят свечи, да и вообще минут через пять стараются ускользнуть со службы. Посещение церкви у цыган – скорее дань суеверному страху (не отметишься – высшие силы накажут), чем душевная потребность. |
Впрочем, таким отношением к церковным службам грешат отнюдь не только «ромы»… К монахам и католическим священникам цыгане относятся с подозрением, поскольку те соблюдают целомудрие, что, по твердому убеждению цыган, противоречит человеческой природе. |
Покровительница племени Поверхностное отношение к религиозным канонам не помешало цыганам обзавестись собственной святой, которая покровительствует их народу, – пусть Ватикан ее в этом качестве и не утверждал. |
Имя этой «местночтимой» святой – Сара. |
Была она цыганской королевой во Франции, табор ее жил на берегах Роны. |
Саре было видение, в котором ей явились сразу три Марии: Мария, мать святого апостола Иакова, Мария, ее дочь, и Мария Египетская, покровительница кающихся грешниц. |
В ее видении все они были на борту корабля, который отходил от французского побережья. Сара побежала к берегу, где она обнаружила, что корабль с тремя святыми мог погибнуть из-за сильного шторма, разыгравшегося на море. |
Тогда Сара сбросила с себя свою тунику – и та стала мостом, по которому терпящие бедствие три Марии благополучно сошли на берег. В благодарность за совершенное деяние Сара была окрещена в католическую веру и остаток своей жизни провела в Провансе, оказывая помощь всем, кто в ней нуждался. Есть и более древняя версия этой легенды, где цыганка Сара была служанкой трех святых Марий. |
Прах Сары покоится в церкви Трех святых Марий в Провансе, куда 24 и 25 мая каждого года со всех сторон стекаются цыгане, кочующие по Европе. Хотя Сара и не была канонизирована, похоронена она в украшенном серебром склепе, за которым постоянно присматривают ее соплеменники. Склеп украшен статуей Сары, и каждый год 24 мая она украшается цветами. Среди цыган, да и не только, существует обычай приносить подношения этой статуе в виде украшений или яркой одежды. Их обычно приносят родные тех людей, которые попали в беду или нуждаются в исцелении. |
В этот день изображения Сары также проносят по улицам, которые ведут к берегу моря. Там их бросают в морскую пучину как мольбу о небесном покровительстве, рождении множества детей и сытной жизни. |
Зеленый Георгий Из общехристианских святых у цыган почему-то в особом почете святой Георгий, чей праздник они стараются отмечать дважды - и по католическому, и по православному календарю (соответственно, 24 апреля и 6 мая). У них он именуется Зеленый Георгий, а то и совсем по-язычески - Зеленый Человек. |
Цыганский Зеленый Георгий – отнюдь не тот известный всем хотя бы по гербам и иконам христианский римский рыцарь, который победил змия-Сатану. |
Это божество, которое покровительствует растительности, а также символ мужской сексуальной мощи, дух весны, супруг Матери-Земли. И даже, как обнаружили ученые, своего рода Робин Гуд – цыганский Георгий, оказывается, сражался не со змием, а с жадным и похотливым бароном, который в голодные дни отобрал у подвластных ему людей последние съестные припасы. Правда, облик этого барона принял сам Сатана. |
В праздник Зеленого Георгия цыгане срезают ветви молодых верб или берез (нечто «среднеботаническое» между атрибутами Вербного воскресенья и Троицы), украшают их лентами и бросают в реку. Смысл обряда: пусть род перетекает из поколения в поколение столь же неизменно, как эта река, пусть, струясь среди грязных берегов, он останется так же чист, как речная вода. Для цыган свободное течение – символ свободного кочевья, а значит, символ их племени и его обрядовой чистоты… В общем, цыгане, прожив полтысячелетия среди европейцев, так и остались «вещью в себе». Другие народы, некогда тоже болезненно относившиеся к ритуальной чистоте, скажем, индийцы или японцы, давно вписались в современный мир. А «ромы» по-прежнему остаются в нем как масло в воде – не пытаются с ним бороться, но и не растворяются… |
Зинаида ЧУЙНОВА |
Тайная Власть 13,2010 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|