Земля хранит немало легенд и преданий Абхазы именуют свою родину Апсны
|
Так называют Абхазию, чья земля хранит немало легенд и преданий Абхазы именуют свою родину Апсны, «страной души». По местному преданию, когда Бог делил землю между народами, абхаз опоздал, так как в это время принимал гостей. Вся земля была роздана, но Бог за гостеприимство абхаза дал ему частичку от своего сердца – райский уголок, «страну души». Красивая легенда, но недавно появились и вполне научные теории, которые «помещают» библейский рай именно в Абхазию. |
В греческих мифах Абхазия - это Колхида, куда приплыли за золотым руном аргонавты. Братья-близнецы Диоскуры, входившие в их число, основали там город Диоскурию - современный Сухуми. |
Позднее греки в этом благодатном крае создали множество торговых факторий и колоний: Гиэнос (Очамчира), Питиунт (Пицунда), Анакопию (Новый Афон). |
Удел Богородицы В христианской традиции земли, составляющие нынешнюю Абхазию, именуются Уделом Богородицы. По преданию, Иисус направил двенадцать апостолов нести Благую Весть народам, которых они выбирали по жребию. Богородица хотела идти с ними, но апостолы предложили Святой Деве участвовать в жребии, а потом избрать одного из них, чтобы он — сверх собственного жребия — отправился проповедовать вместо нее в земли, которые выпадут ей на долю. Она избрала Симона Кананита. По некоторым источникам, он был сводным братом Иисуса, одним из четырех сыновей святого Иосифа от первого брака. Историки церкви считают, что, возможно, именно Симон был женихом на евангельской свадьбе в Кане Галилейской, где Христос сотворил свое первое чудо, претворив воду в вино. |
Так и получилось, что Симон Кананит отправился в Абхазию. Местом жительства он избрал грот в ущелье бурной горной реки Псырдзха. Там он молился, проповедовал, принял мученическую кончину и был похоронен. Каменное надгробие со святыми мощами сохранилось до наших дней. Как великую святыню почитают в Абхазии и гранитный валун на берегу Псырдзхи, на котором остался отпечаток стопы апостола. Красные камешки, и сейчас находимые близ грота, именуются в народе «каплями апостольской крови». |
Следует сказать, что, прежде чем отправиться на Русь, апостол Андрей также провел какое–то время в Абхазии и даже успел совершить здесь чудо. В одном из преданий говорится, что он ударом небольшого топорика повалил в Пицунде огромное дерево, в дупле которого жили бесы, после чего абхазы прекратили почитание этого древа и уверовали в христианского Бога. Однако, как мы убедимся, от своих обрядов и почитания местных духов они так никогда и не отказались. |
Ангел и назойливые люди Первостепенной остается для абхазов традиционная религия предков, почитание святилищ и жрецов. И главное святилище абхазов – это гора Дыдрыпш, место обитания некоего духа, то принимающего форму столба неземного света, то являющегося в виде клубящегося огня, то изредка встречающегося путникам в облике мужа небесной красоты в белых одеждах. Временами дух дает о себе знать и гулким звуком, похожим на пушечный выстрел. |
Гора находится в Гудаутском районе Абхазии вблизи села Ачандара. Высота ее 919 метров над уровнем моря. Моления на горе Дыдрыпш проводятся представителями абхазского крестьянского рода Чичба, с незапамятных времен выступающими в роли жрецов великого духа. |
Никто уже точно не скажет, когда и как возник национальный культ абхазов. Ученые находят его истоки и в местном фольклоре, и в зороастризме - религии огнепоклонников, и в том факте, что на вершине горы были когда-то развалины христианского храма. В изложении же нынешнего хранителя святилиша Заура Чичбы легенда о происхождении культа Дыдрыпш-ныха («ныха» означает святилище) звучит так. |
В стародавние времена жил в этих местах апаимбар, то есть ангел, слуга Бога по имени Дыдрыпш. |
Среди людей он выделялся лишь красотой и праведным образом жизни, однако в нем сочетались человеческое и божественное начала. Как человек, Дыдрыпш был подвержен болезням, о чем свидетельствует легенда о появлении родника рядом с Малым Дыдрыпшем – молельной поляной у подножия горы. Однажды Дыдрыпш, занедужив, настолько обессилел, что не мог дойти до источника и погибал от мучительной жажды. Тогда он обратился к Всевышнему с мольбой о помощи, и после этого из земли забил источник с чистой и вкусной водой. |
Божественная природа Дыдрыпша позволяла ему предсказывать судьбы, лечить больных, и люди в конце концов поняли, что он не простой человек, а ангел. |
Они стали беззастенчиво злоупотреблять временем и терпением Дыдрыпша. |
Тот, совершенно замученный людскими просьбами, пришел к Богу и спросил, что ему делать. Бог решил сделать просителя невидимым, как и он сам. С тех пор люди стали догадываться о его местонахождении только по следам, которые он оставлял, например, по кострищам. Чаще всего эти следы встречались на вершине горы, названной горой Дыдрыпш. Поэтому люди и решили, что она является местом его обитания. |
Очистительная клятва Обращаться к апаимбару за помощью можно лишь тогда, когда абхазскому народу угрожает опасность либо когда люди сами не в силах выяснить истину. |
Жрец, к примеру, не может попросить Дыдрыпша помочь бездетной женщине или спасти умирающего, так как судьбы людей «предопределены Богом и тут ничего нельзя изменить». Зато Дыдрыпш может исправить грешников и «сделать плохих людей хорошими». |
Многие абхазы уверены, что после обращения человека к ангелу его обидчики понесут наказание, преступники под угрозой гибели всего рода или фамилии раскаются, а судьба просителя непременно изменится к лучшему. Дыдрыпша не обманешь: приводятся десятки примеров, когда после принесения ложной клятвы человек тут же погибал либо по разным причинам начинали умирать его родственники и он был вынужден признаться в своей вине. |
На Малом Дыдрыпше проводится церемония очистительной клятвы людьми, стремящимися доказать свою невиновность в тяжком преступлении – убийстве, грабеже, краже, грехе кровосмешения. Происходит это у старого граба, огороженного круглой невысокой кладкой из необработанных камней. Дерево настолько мощное, что его ствол разрушил часть ограды и теперь как бы заменяет ее собой. Перед произнесением очистительной присяги жрец дает пришедшему веточку, сорванную с одного из растущих в святилище деревьев. Если подозреваемый стремится доказать свою полную непричастность к какому-либо преступлению, то он говорит: «Я не виновен, я не знаю, кто совершил преступление, и, если это не так, пусть я не сойду с этого места». Затем он бросает веточку внутрь ограды, после чего стоящие здесь же соприсягатели из числа друзей и родственников подозреваемого присоединяются к его клятве. |
Чудо спасения Многие абхазы, и не только преклонного возраста, уверены, что есть прямая связь между происходившими в прошлом историческими событиями и сверхъестественной силой Дыдрыпша. Живущий там дух всегда защищает абхазов. |
События Второй мировой войны они вспоминают так. Когда немцы прошли горные перевалы и подошли к Ачандаре (это было в конце 1942 года), в селе совсем не осталось мужчин, которые могли бы его защитить, – все они еще раньше ушли на фронт. К жрецу пришли люди и попросили, чтобы он обратился к Дыдрыпшу с просьбой заступиться за Абхазию. Жрец с женщинами и детьми (среди них был и маленький пастушок Заур Чичба) поднялся на гору и произнес молитву: «Кто упал на нас – верни его обратно на свою землю». Через месяц после этого немцы были разгромлены под Сталинградом, в войне произошел перелом, и она закончилась поражением Германии. |
В 1949 году абхазам вновь понадобилась помощь Дыдрыпша: Лаврентий Берия приказал выселить их и греков. На железнодорожных путях уже стояли предназначенные для этого эшелоны. Людям было объявлено, что в течение 24 часов они должны собрать вещи. Жрец с женщинами и детьми поднялся на гору и попросил у Дыдрыпша заступничества. После этого эшелоны ушли без абхазов (греки же действительно были выселены поголовно)… *** Не зная абхазского языка, не поймешь глубину молитв, которые будто экспромтом произносит жрец. Однако Александр Крылов, один из ведущих исследователей абхазской культуры, утверждает, что в его молитвах можно найти параллельные места с псалмами царя Давида. Что это - заимствования? Свидетельства общих корней с пракультурами? Или подтверждение того, что истины, изреченные Давидом, а сегодня жрецом Зауром Чичбой, – едины для всех, кто слушает голос Свыше? |
Валерий САФРОНОВ |
Тайная Власть 9,2010 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|