Королева Вуду
|
Жуткое землетрясение на Гаити приковало к этой стране внимание всего мира. Разгулу преступности, который там в итоге воцарился, по мнению СМИ, поспособствовало то, что господствующая гаитянская религия – это вуду. В этом колдовском культе нравственные нормы – дело весьма условное… В 1794 году во французской колонии Эспаньола – так тогда называли Гаити - вспыхнуло восстание рабов. Многие уцелевшие от резни белые, прихватив домашних слуг-негров, среди которых были приверженцы культа вуду, бежали в Новый Орлеан. Там и родилась самая знаменитая колдунья вуду – Мари Лаво. В некоторых источниках ее отцом называют Шарля Лаво -богатого белого плантатора, в чьих жилах текла кровь французских аристократов, а матерью, видимо, была красивая рабыня с звучным именем Маргерит Даркантрель. |
О детстве и юности Мари документов не сохранилось. Первая достоверная дата – 4 августа 1819 года: католичка Мари Лаво вышла замуж за Жака Пари, свободного квартерона (то есть 75 процентов белой и 25 процентов африканской крови), покинувшего Гаити. Вероятно, именно он и приобщил Мари к вуду. Вскоре после свадьбы Жак бесследно исчез (говорили, что вернулся на родной остров). Интересный факт – спустя пять лет после его исчезновения местные власти выписали свидетельство о смерти Жака (превращающее Мари во вдову) без каких-либо документов, подтверждающих факт погребения молодого человека. |
Мари открыла парикмахерский салон, ставший заодно и местом посиделок новоорлеанских зажиточных дам, а спустя год сошлась с еще одним гаитянским квартероном Луи-Кристофом Дюмини де Клапьоном. Вместе они прожили долгие годы и обзавелись многочисленным потомством – в семье было пятнадцать детей. После смерти сожителя Мари забросила парикмахерский бизнес и посвятила себя более прибыльному делу – вуду, став его «королевой»: главной жрицей в Новом Орлеане. |
Шоу на пустыре В Новом Орлеане культ вуду возник с того давнего времени, когда сюда были доставлены первые партии черных рабов. Помимо исполнения африканских религиозных обрядов, адепты вуду лечили травами и заклинаниями, торговали любовными настойками и травили растительными ядами чересчур злобных хозяев. Для запугивания своей паствы колдуны вуду использовали страшную угрозу – превратить непослушного в зомби. |
То есть в живого мертвеца, покойника, которого негр-чародей воскрешал, чтобы тот служил ему. Слухи о могуществе черных колдунов дошли до белых, часть из которых стала регулярно обращаться к жрецам вуду за помощью (приворот, предсказания, проклятия). |
Частые встречи вудуистов стали настораживать городские власти, которые опасались восстания рабов. В 1817 году городской совет принял постановление, запрещающее чернокожим жителям города собираться вместе в любой из дней, кроме воскресенья, и только в специально отведенных местах. Одним из таких мест был Конго-Сквер, пустырь, расположенный около улицы, где жила Мари. Там по воскресеньям собирались негры, среди которых многие являлись последователями вуду. Другим местом сборищ вудуистов стало озеро Понтшартрен. |
Мари превратила тайные церемонии вуду в пышные шоу, на которые приглашала прессу, молодых повес, охотников за острыми ощущениями и даже полицию. При этом она стала взимать плату с участников, тем самым поставив культ на коммерческую основу. Негры и полукровки проводили непонятные для белых ритуалы, пели и танцевали. Богатые пресыщенные белые мужчины знакомились с симпатичными негритянками и темпераментными мулатками, а жены этих нуворишей обращались к колдуньям вуду с «заказами» - к примеру, приворожить загулявшего мужа и вернуть его в лоно семьи. |
В 30-х годах XIX века в Новом Орлеане сложилась целая каста адептов вуду, в которой постепенно складывалась своя иерархия. В городе существовало множество жриц, постоянно соперничавших друг с другом и практиковавших магические дуэли. История умалчивает, как Мари Лаво удалось стать общепризнанной «королевой» вуду. Может, действительно ее «григри» - колдовство - было самым сильным. |
По другой версии, власть досталась Мари путем шантажа – слишком многие и о многом болтали в ее парикмахерской, а у Мари была долгая память и нужные связи в городских верхах… Легенды о «суперзвезде» До наших дней дошло описание успешного колдовства Мари, принесшего ей широкую известность: в 1830 году к ней обратился богатый горожанин с просьбой о помощи – его сын обвинялся в убийстве. Отец ждущего суда юноши (а был вполне возможен смертный приговор) предложил Лаво в подарок дом, если она сделает так, чтобы его сына оправдали. |
Как гласит легенда, Мари накануне суда отправилась на колдовской ритуал, а утром - в церковь, взяв с собой три стручка перца. Перед заседанием суда, здание которого находилось на той же площади, что и церковь, она тайно подложила по стручку перца под сиденье каждого из судей. Результат заседания ошеломил всех, кроме Мари и отца подсудимого: юноша был признан невиновным… Богач сдержал свое обещание и передал дом спасшей сына колдунье. Этот случай, ставший известным в городе, дал Мари новых клиентов, среди которых было много белых, имевших проблемы с законом, - ведь о магическом всесилии Лаво ходили легенды. Считалось, что невозможного для нее нет. Обнаружив над своей входной дверью куколку вуду, местные жители, убежденные в том, что прокляты, бежали к «королеве» за спасением, покупая волшебные амулеты. Городские судьи платили ей огромные деньги за чародейскую поддержку на выборах, а самые простенькие любовные эликсиры стоили белым от 10 долларов (немалая по тем временам сумма). Известные политики, аристократы и богатые торговцы искали помощи колдуньи, прося предсказать будущее, наложить на недруга чары или снабдить приворотным зельем. |
Многие суеверные приезжие, попав в Новый Орлеан, первым делом отправлялись к его живой знаменитости – Лаво, чтобы она сделала их счастливыми и неуязвимыми… В одном из преданий рассказывается такой случай: однажды богатый горожанин заметил в церкви юную девушку и влюбился. Он решил жениться на красотке. Ее бедная, но родовитая семья сразу согласилась. То, что ему уже был восьмой десяток, а ей всего шестнадцать, родителей не смущало. Тем более что прежний жених, молодой и пригожий парень (тоже из знатной, но обедневшей семьи), накануне отправился в дальние края искать сокровища. |
Уже назначили день свадьбы, да девица возьми и заяви, что она во время обряда в церкви скажет: «Нет!». Обозлившийся отец посадил ее на хлеб и воду, но и это не помогло. Тогда старик-жених решил обратиться за помощью к Лаво. |
Та пришла в дом девушки, пошептала что-то над ее едой, перемолвилась с ней несколькими фразами и заявила отцу, что свадьба состоится без всяких проблем и эксцессов. Только вот старичку нужно тоже попить волшебной (и поэтому такой дорогой) настойки. Через день состоялась свадьба. Невеста радостно улыбалась, престарелый жених сиял… Начался бал, новобрачные закружились в вальсе, и тут старику стало плохо. Врачи оказались бессильны. Никакой отравы в той самой настойке не нашли. Юная вдова вступила в права наследства, аккуратно разорвала отношения со своими родственниками и вызвала из Вест-Индии предыдущего жениха. После окончания траура она вышла за него замуж… Католическое язычество Став полноправной «королевой» вуду, Лаво произвела революцию, реформировав традиции гаитянского культа. Числясь в Новом Орлеане истинной католичкой (куда только смотрел ее духовник отец Антуан, самый уважаемый священник города?), Мари практиковала языческие ритуалы. Она решила соединить воедино экзотическое для белых вуду и непонятное для большинства черных католичество. Так возникло новоорлеанское вуду, наполненное зрелищными обрядами. |
В обнимку с гигантским питоном по кличке Зомби Мари исполняла в начале церемонии колдовской танец. Любители острых ощущений и те, кто уверовал в свою исключительность, могли испить крови только что принесенного в жертву петушка. Но теперь все это происходило в окружении статуй католических святых, а африканские молитвы заменила латынь, в том числе псалмы. Участников церемоний стали обрызгивать святой водой, в действе использовался ладан. После такой реформы вуду некоторые белые стали не только клиентами Лаво, но и адептами экзотического культа. |
Как же выглядела могущественная колдунья? Судя по дошедшим до наших дней описаниям, Мари была высокой и изящной, с черными вьющимися волосами, сверкающими черными глазами, красноватой кожей и европейскими чертами лица. Одна из ее дочерей, которую тоже звали Мари, была очень на нее похожа, и многие их путали. Может быть, именно этим объясняются многочисленные легенды, в которых говорится, что Мари Лаво видели в одно и то же время в противоположных концах Нового Орлеана? *** Культ вуду в городе становился все популярнее, но колдовская сила Мари оказалась бессильна против Времени - в 1869 году Мари, избранную председателем последнего официального конклава вуду, почитатели попросили уйти в отставку, поскольку ей уже минуло семьдесят лет. |
Согласно документам, сохранившимся в городском архиве, колдунья продолжила свои дела в одиночестве - до 1875 года, когда престарелая женщина переехала в свой дом на улице Святой Анны, который не покидала до смерти, наступившей в 1881 году. |
Парадокс: умерла Мари Лаво как истинная католичка, а ее могила сразу стала местом паломничества вудуистов. Последователи вуду верили, что их легендарная «королева» и после смерти не только принимает подарки, но и исполняет желания. На могилу Лаво люди из многих стран привозили изображения святых, крестики, амулеты, украшения и прочие подношения духу великой колдуньи. |
В 2005 году Новый Орлеан лишился своей магической достопримечательности – место последнего приюта Мари Лаво смыло ураганом «Катрина». Но разве ураган в силах разлучить дух королевы вуду с ее королевством? |
Алекс Бертран ГРОМОВ |
Тайная Власть 03,2010 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|