Вода смывает все грехи
|
Не только христиане верят в то, что в январе вода обретает благословенную силу. Примерно к тому же времени приурочивают главное священное купание и индусы. |
В нескольких километрах от Аллахабада встречаются две великие индийские реки - Ганг и Джамна. Они берут свое начало на ледниковых склонах Гималаев и потому никогда не высыхают. |
Воды Джамны прозрачны и чисты, а отражающееся в них небо придает им темносинюю окраску, воды Ганга же мутные, грязно-белые. На стыке они образуют бурлящий водоворот, постепенно переходящий в спокойное ровное течение. |
Обширная равнина, окаймленная этими реками, почти пустынна, только кое-где виднеются легкие деревянные строения. |
В период дождей она превращается в болото. Однако для правоверного индуиста во всей стране нет более святого места. |
Это - Кумбхамела, самое многолюдное паломничество, которое когда-либо знали народы. Совершается оно в месяце магх по индийскому лунному календарю, что соответствует январю-февралю (в 2010-м праздник продлится с 27 января по 25 февраля). Рекорд был поставлен в 2007 году - в Кумбхамеле приняли участие 20 миллионов человек. |
Слияние трех рек Индуисты верят, что слева от Ганга протекает еще одна невидимая река, мифическая Сарасвати, и оттого эта равнина получила название Тривенисангам - слияние трех рек. Считается, что Сарасвати течет под землей, куда она спряталась от злых демонов, дабы беспрепятственно достичь места встречи Ганга и Джамны. |
Исторические источники точно указывают, что религиозное паломничество Кумбхамела не следует относить к периоду до XVII-XVIII столетий. Однако о значении Праяга (современного Аллахабада), одного из первых городов, основанных арийскими завоевателями Индии, и о Тривенисангаме мы находим упоминания в самых древних индийских текстах. |
Чаще всего, однако, Кумбхамелу непосредственно связывают с одним из самых распространенных мифов индуизма - легендой о пахтанье молочного моря. В ней рассказывается о том, как боги и демоны взбивали океан молока, чтобы получить из него сокровища. |
Они взяли змея Ананту и обернули его вокруг огромной мутовки - мифической горы Меру. Среди последних даров моря молока был самый ценный - глиняный сосуд с нектаром амритой, напитком бессмертия. Между богами и демонами начался бой за амриту, во время которого сильнейшие из демонов захватили сосуд. |
Однако Джайянта, сын бога Индры, отнял его и, превратившись в птицу, поднялся в небесные выси. Демоны преследовали его, и Джайянта, по многочисленным версиям легенды, поочередно спускался отдохнуть в Праяге, Хардваре, Нашике и Уджайне. Прикосновение чудесного сосуда освятило их и превратило в места паломничества. Кумбхамела («праздник в честь кувшина» - санскр.) и сейчас отмечается во всех этих городах, но наиболее торжественно - в Праяге - Аллахабаде, названном Тиртхараджа (царь всех мест паломничества). |
Мистерии прошлого Первое историческое свидетельство о религиозных праздниках в Праяге относится к первой половине VII столетия. Тогда же Индию посетил китайский путешественник Сюань Цзян, ставший очевидцем стечения почти полумиллиона верующих. Среди паломников был индийский царь Харшавардха со своим двором, правители пограничных провинций, известные ученые, писатели, аскеты и нищие. Празднование в те времена проводилось раз в пять лет и продолжалось целых 75 дней. Приносили жертвы и участвовали в обрядах как индуисты, так и буддисты, а также члены других религиозных сект. Харшавардха раздавал деньги и ценности буддийским и индуистским жрецам, беднякам, причем одаривал всех так щедро, что к концу торжеств возвращался в свою столицу, не имея ничего, кроме обернутого вокруг бедер куска полотна, который он взял в долг. |
Из воспоминаний Сюань Цзяна мы знаем о традиции поклонения еще одной святыне Тривенисангама, бессмертной смоковнице - акшаяват. Верующие постились, а потом бросались с ветвей раскидистой кроны смоковницы в реку и тонули. Теперь бессмертная смоковница находится в маленьком подземном храме внутри крепости императора Акбара. |
Виднеется только веерообразное дерево, украшенное цветами, обвешанное масками и различными жертвенными предметами и почитаемое как олицетворение бога Шивы. |
В начале XIX века был издан закон, запрещающий и другую разновидность религиозного самоубийства, - некоторые паломники добровольно расставались с жизнью, прыгая в реку с лодки, причем к их телу привязывали три тяжелых сосуда с водой. |
Религиозная «пробка» Все эти мифы, традиции и исторические события способствуют тому, что многие миллионы индуистов до сих пор верят в чудодейственную силу омовения в этих местах. Паломники сотнями тысяч приезжают туда ежегодно, но миллионы людей собираются здесь во время «половинной» Кумбхамелы-Ардхакумбхамелы (через каждые шесть лет) и затем, конечно, во время большой Кумбхамелы - раз в двенадцать лет. Верующие живут тут целый месяц, однако некоторые дни (при определенном положении планет) считаются особенно благоприятными для общего омовения. |
Треугольное пространство между обеими реками и окраинными районами города меняется до неузнаваемости. На огромной площади вырастают тысячи временных пристанищ - палаток современного типа и построек из бамбука, наподобие тех, в которых обитали в древности индийские аскеты. Специальные поезда ежедневно привозят новых паломников, а дороги в округе забиты машинами, велосипедами и традиционными средствами транспорта воловьими упряжками. Многие верующие приходят просто пешком и располагаются с семьями под открытым небом. Некоторые их них должны были отправиться в путь за три-четыре месяца до начала празднеств. |
Когда святые маршируют Самыми интересными участниками праздника являются садху - святые мужи, религиозные аскеты, факиры и те, кто выдает себя за таковых. Сюда съезжаются до 700 тысяч садху, в том числе несколько сот женщин. Здесь встретишь аскетов, пребывающих в тихом созерцании, и проповедников с микрофоном в руке, темпераментно пропагандирующих святые книги, настоящих мистиков и обманщиков, почувствовавших возможность легкой наживы. Есть тут факиры, которые сидят на подстилке с острыми иглами или стоят на голове, аскеты, способные весь день находиться в холодной воде или простоять неподвижно, вперив взор в солнечный круг; изуверы, которые намеренно калечат свои конечности или протыкают язык и тем обрекают себя на вечное молчание. Среди них можно увидеть худых, как скелеты, доведенных строгими постами до предельного истощения людей, и мускулистых, хорошо тренированных атлетов. Многие из них - члены каких-нибудь монашеских организаций, находящихся на иждивении богатых спонсоров. Каждая монастырская община имеет свое огороженное и надежно охраняемое место, выделенное в соответствии с ее положением. Из-за этих привилегий нередко возникают ссоры, а иногда и драки. |
Обрядом ритуального омовения руководят так называемые панды - жрецы, которым эта должность достается по наследству. В организацию пандов входят сотни семей, знамена которых отмечены особыми знаками. Их имущество так велико, что они поделили между собой всю Индию на округа; богатые панды отправляют своих агентов путешествовать и подыскивать новых клиентов. Точно известно, к кому попадают паломники, прибывшие на праздник впервые, однако и при этом споры предотвратить невозможно. Обычно новый паломник «принадлежит» тому панде, которого встретил на ограниченном пространстве слияния «трех рек». Если ему удалось пройти дальше, он становится общим «достоянием» жрецов и во время обхода должен выбрать одного из них и письменно обещать, что в следующие посещения будет обращаться исключительно к нему. Таким образом каждый паломник получает своего панду, а тот заводит на клиентов подробную документацию. Эти толстые, продолговатые тома - самое ценное имущество семьи панды. В каждый том заносятся данные о клиентах, принадлежащих к определенной касте. |
Некогда процедура очищения была довольно сложной, предписания, касающиеся ее, содержатся в старинной книге «Праяга-махатмия». Теперь из всего ритуала осталось три основных момента: бритье, купание и внесение платы. От панды паломник идет прямо к парикмахеру, ибо на теле его не должно быть ни единого волоска, сбриваются даже брови и ресницы. Правда, у девушек и замужних женщин символически отрезают лишь прядь волос, но вдовам надлежит сбривать все волосы, которые затем бросают в реку. |
За каждый волосок обещается сокращение времени круговорота перерождений или долгое пребывание в небесных царствах. |
Хиты праздника Вода в реке в январе-феврале довольно холодная (не выше 18-19 градусов) и погружение в нее не очень приятно. Тем не менее на берегах постоянно толпятся паломники, а в дни, которые астрологи определяют как особенно благоприятные, на берегу и в воде буквально некуда упасть яблоку. Людей много и на мелких местах в широком русле, около них плавают еще десятки маленьких лодок. |
Завершающей целью месячного мероприятия является коллективное купание всех садху в день главного праздника. Время точно указано астрологами, и церемония начинается иногда задолго до восхода солнца. Плотные шеренги аскетов медленно направляются к Тривенисангаму. Впереди шествия движется наряженный и пестро разрисованный слон, за ним, возглавляя процессию, едет мужчина на неоседланном коне. Аскеты выглядят по-разному. Некоторые прикрыты лишь серо-белым пеплом и длинными волосами, другие подъезжают на дорогих машинах под очень красивыми зонтами. Как только показывается река, по рядам проходит волна возбуждения. |
Мужчины и женщины кидаются к берегу и напряженно следят за тем, как монахи входят в воду. Ни на один день не прекращается движение в этом человеческом муравейнике, паломники приходят и уходят, оставляя тут свои грехи, волосы и сбережения... |
* * * |
В связи с Кумбхамелой возникают, разумеется, и проблемы, можно сказать, общегосударственные. Обеспечение транспортом, поддержание хоть какого-нибудь порядка, соблюдение элементарных правил гигиены - все это требует немалых усилий от городских властей и администрации штата Уттар Прадеш, на территории которого отмечается празднество. Эпидемии или чрезмерное скопление людей в определенные дни уже не раз были причиной ввода внутренних войск… |
Сергей ДЬЯКОВ |
Тайная Власть 01,2010 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|