Ум за разум
|
Из огромного количества сведений, накопленных к настоящему времени, доля знаний о человеке составляет лишь три процента. |
Еще ничтожнее выглядит эта цифра, если дело касается знаний о мозге и свойствах памяти. В экстремальных ситуациях люди, случается, «вспоминают» то, чего никогда не знали и не испытывали. Наука не в состоянии объяснить происходящее. |
И хочется верить Платону, еще 2400 лет назад заметившему: «Говоря о свойствах памяти, мы должны каким-то образом признать, что и небытие имеет свойство быть». |
Воспоминания о небылом Недавно врачи английского города Йоркшир зафиксировали случай, произошедший с тридцатилетним Крисом Грегори, перенесшим черепно-мозговую операцию. Когда он пришел в себя, то заговорил с ярко выраженным ирландским акцентом, хотя никогда не был в Ирландии и ничем ирландским не увлекался. Правда, через двое суток Крис перешел на родной английский, напрочь забыв, что часами ранее говорил на нем с акцентом. |
Другой англичанин, Джордж Рейнольдс после тяжелого инсульта не только заговорил с итальянским акцентом, но и начал жестикулировать и вести себя как истый итальянец. |
Подобные явления специалисты называют синдромом иностранного акцента, полагая, что связан он с нервными расстройствами и нарушениями речевого аппарата – человек якобы не может четко произносить слова, что воспринимается как акцент. А близкую ему по эффекту ксеноглоссию, когда переживший тяжелую операцию, болезнь или шок начинает говорить на прежде неведомом ему иностранном языке, и вовсе не признают, обвиняя всех очевидцев таких явлений в фальсификации. |
Между тем один только профессор Вирджинского университета (США) Ян Стивенсон за сорок лет своей исследовательской деятельности собрал и задокументировал свыше двух десятков случаев ксеноглоссии. В их числе и история с индийской девочкой Сварнлатой Мишра, которая выросла среди людей, говоривших исключительно на языке хинди, но однажды вдруг запела на безупречном бенгальском. И с американкой Дженсен, столь же внезапно заговорившей на шведском. И многие другие достаточно известные случаи. |
Чем больше общественное мнение склоняется в таких ситуациях к рассмотрению проблемы с точки зрения реинкарнации, переселения души, тем меньше хочет наука вникать в суть происходящих явлений. |
Щелчок из поднебесья Все же вопрос остается: откуда у людей берутся знания, которые они не могли приобрести в своей нынешней жизни? В учебниках по психологии можно найти упоминание о гиперпамяти. Есть люди, которые под гипнозом вспоминают мельчайшие детали любой минуты прожитых лет. Есть и случаи гиперпамяти без гипноза – это считается серьезной патологией, – когда человек не в состоянии забыть ничего. |
Воспоминания о прошлой жизни часто списывают как раз на феномен гиперпамяти, но правомерно ли это? 49-летний англичанин Алан Браун, отец троих детей, всю жизнь зарабатывал на жизнь монтажом стеклопакетов. Затем он пережил тяжелое кровоизлияние в мозг. Через два месяца после выхода из больницы Алан взял в руки сначала карандаш, а затем кисть. До того момента он вообще не умел рисовать, а теперь заканчивает художественный факультет университета и открывает в родном городке Малверн собственную картинную галерею. При этом левая его рука после болезни осталась парализованной. «В прежней жизни я не заглядывал ни в одну художественную галерею и не думал заниматься живописью, – поражается и сам Алан. – Но после операции словно кто-то сдвинул переключатель у меня в мозгу: щелчок – и я преуспевающий художник». |
Чувство массового подсознания Хотя клиническими исследованиями доказано, что в случае «выхода из строя» одного из полушарий мозга его функции переходят ко второму, остается неясным, как это происходит, если нейронная связь между ними прервана. Кто управляет «передачей» этих функций? Ученые немецкого института имени Макса Планка установили, что любое наше сознательное решение сопровождается так называемым предрешением, формирующимся в мозгу за считаные доли секунды. Как писал Зигмунд Фрейд, наше «свободное волеизъявление» на самом деле находится в кандалах подсознания. |
Сегодня мало кто сомневается, что обостренное чувство опасности, свойственное многим животным, есть и у нас. |
Мы называем его «шестым чувством». На эмоциональном уровне наше сознание способно предвосхитить опасные события – к таким выводам пришел и профессор Принстонского университета США Дин Рэйдин. Исследуя добровольцев на «детекторе лжи», он показывал им различные фотографии — портреты людей, природные ландшафты, иные «нейтральные» картинки. Среди снимков встречались и такие, где были изображены события, связанные с несчастными случаями и насилием. И всякий раз аппарат отмечал реакцию опасения испытуемых за секунды до того, как перед их глазами и вправду возникала «стрессовая» картинка. |
Предчувствия носят не только индивидуальный, но и массовый характер. |
Так, 11 сентября 2001 года, когда террористы «Аль-Каиды» направили пассажирские самолеты на башни-близнецы в Нью-Йорке, необычно большое число служащих Всемирного торгового центра не явилось на работу по самым разным причинам — от физического недомогания до поломки машины. То же самое произошло и в Пентагоне, здание которого также подверглось нападению с воздуха. |
В «Боинге», направленном на военное ведомство США, оказалось 78 свободных мест, что совершенно не характерно ни для данной воздушной линии, ни для времени года, когда билеты на авиарейсы полностью раскупаются. |
Да и анализ авиационных катастроф последних лет показывает, что и пассажиры, и экипажи потерпевших аварию самолетов имели перед полетом мрачные предчувствия. |
Но не только предчувствовать опасности, но и перенимать опыт коллег, а то и прежних поколений, по видимости, человек может далеко не только практическим путем. К такому выводу пришел ныне знаменитый британский исследователь паранормальных явлений, а в ту пору видный биохимик и физиолог растений Руперт Шелдрейк. Занимаясь вопросами развития клеточных организмов, он долго не мог понять, каким образом эмбриональные клетки, которые изначально «нейтральны» и могут развиться в любой из видов тканей, существующих в организме человека, знают, в какой именно вид ткани они должны развиться. |
После серии научных экспериментов Шелдрейк выяснил: если подопытные крысы освоят принципиально новый тип лабиринта, то их потомство выучит лабиринт еще быстрее, чем «предки». Если исследователь из Британии поделится этим новым типом лабиринта с коллегой из Австралии, то лабораторные крысы в Австралии освоят лабиринт быстрее британских собратьев. Если на очереди будет Канада, то канадские крысы выучат лабиринт еще быстрее! В итоге Шелдрейк выдвинул теорию «морфологического поля». Это поле, существующее вокруг живых организмов, управляет их ростом, структурой и поведением. Поле воздействует на другие организмы, проникая через время и пространство. Британец утверждает, что память и сознание человека или вообще не размещаются в черепе, или их локализация не ограничивается только черепом. |
Безмозглый математик По большому счету остается пока загадкой и то, чем занимаются наши «извилины» в голове, клетки головного мозга и связывающие их нейроны. |
Два года назад в одну из французских больниц обратился пациент по поводу болей в ноге. Исследуя историю его болезни, врачи обратили внимание, что в детстве больной страдал гидроцефалией. |
Эту патологию называют еще водянкой головного мозга — увеличение черепной коробки из-за наличия повышенного количества церебральной спинной жидкости, в которой мозг как бы «плавает». |
Поэтому в череп пациента до 14-летнего возраста была вставлена дренажная трубка. |
Больному назначили ряд анализов, в том числе томографию. Результат оказался сенсационным – в июле 2007 года французская пресса цитировала слова лечащего врача: «Снимки весьма необычны. У пациента практически отсутствует мозг». |
Исследования показали: череп пациента представлял собой емкость, заполненную жидкостью. Больной имел лишь тонкий слой мозговой массы, но это не мешало ему вести вполне нормальный образ жизни, успешно служить в госадминистрации и быть любящим отцом двух детей. Да, чуть ниже среднего уровня был коэффициент умственного развития француза, но умственно отсталым его назвать было никак нельзя. |
Вскоре всплыли и другие парадоксы гидроцефалии. Эти вопросы британский невролог Джон Лорбер из университета Шеффилда ставил на научной конференции по педиатрии еще в 1980 году. В своем докладе он привел такой случай: двое из детей, больных гидроцефалией в тяжелой форме, демонстрировали нормальный уровень умственного развития, хотя у них вообще не было обнаружено следов коры головного мозга. Позже один из его университетских коллег обратил внимание на студента с непропорционально большой головой. Доктор Лорбер осмотрел студента, имевшего лучшие на курсе оценки по математике. Коэффициент умственного развития у него был выше среднего. А сканирование мозга показало, что… мозга у студента практически нет. |
Внутри черепа у него находился тонкий слой нервных клеток да спинно-мозговая жидкость. И все! Изучив шестьсот пациентов, страдавших водянкой головного мозга, профессор Лорбер поделил их на несколько групп: пациенты с нормальным мозгом; те, у кого череп на 50-70 процентов наполнен спинно-мозговой жидкостью; наконец, тяжелые случаи, когда этот показатель доходит до 95 процентов. В последней категории, составлявшей десятую часть от общего числа исследованных, половина детей страдала тяжелыми умственными заболеваниями, а другая половина имела коэффициент умственного развития выше среднего. То есть половина пациентов, череп которых на 95 процентов был заполнен жидкостью, имели ай-кью средний или выше среднего. |
Отвечая оппонентам, критиковавшим его за небрежности при сканировании, член Нобелевского комитета доктор Лорбер заметил: «Действительно, я не могу абсолютно точно сказать, сколько мозгового вещества в голове у студента-математика — пятьдесят или сто пятьдесят граммов. Однако ясно, что там и близко нет нормы - килограмма с лишним». |
*** |
… В середине четвертого века до нашей эры Аристотель утверждал, что мозг необходим для охлаждения крови и в процессе мышления он не играет никакой роли. |
Современная наука категорически не согласна с античным философом и во многом права. Но в начале XXI века нашей эры начинает выясняться, что память, интуиция, интеллект далеко не всегда зависят от состояния нашего мозга. Тогда где же находится наше сознание, разум, и в какой мере они зависят от состояния нашей души, которой, следуя нынешним научным постулатам, не существует? Возможно, наши потомки дождутся открытий, доказывающих, что есть у человека и разум, и душа, вобравшие в себя всемирные знания… |
Николай ПАСХИН |
Тайная Власть 21,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|