Святые мощи
|
В православном мире один из наиболее почитаемых святых - Симеон Верхотурский Примечательная деталь: среди икон, сопровождавших семью императора Николая II в ее скитаниях, были две с изображением Симеона. Чем же заслужил он столь долгую и лестную память единоверцев? Достоверной информации о нем очень мало. Наиболее полные сведения собрал и обобщил историк Лев Сонин. В своей книге «Тайны седого Урала» (изд. |
«Вече») он отмечает: устоялось мнение, что Симеон - выходец из семьи дворян, родился между 1600 и 1610 годами. |
По-видимому, семья была религиозна, и Симеон с детства получил хорошее знание православного вероучения. |
Что его побудило уйти из дома, доподлинно неизвестно. |
Тем не менее факт: он объявился бездомным странником в селе Меркушино, верстах в пятидесяти от города Верхотурья. Село было достаточно многолюдно, в нем возвышался храм во имя архистратига Божия Михаила. |
Симеон прибыл сюда примерно 25-летним. |
За что били портниху Пропитание себе он зарабатывал. Но не христарадничал. Во время своих странствий обучился где-то ремеслу портногоскорняка, стал шить шубы - дело очень нужное в холодных зауральских краях. Как можно понять из его «житий», все же портным он был неважнецким. «Жития» повествуют, что, поскольку Симеон до конца дней своих собственным жильем не обзавелся, портняжничал он на дворе очередного работодателя. Там же и жил, пока исполнял заказ. Там же и питался. А когда приходила пора сдавать работу, немного не закончив ее (что-то, видно, не получалось), Симеон переселялся в следующий дом. Как повествуют «жития», нередко ему за уклонение от завершения шубы приходилось терпеть оскорбления и даже побои. Но такое отношение не влияло на поведение Симеона. Наверное, умение в ремесле своем он поднять не мог. Да и нужды особой не было: клиентами бродячего портняжки были большей частью небогатые крестьяне, им не по карману был более искусный мастер. |
Так что находился следующий бедняк-заказчик, и все повторялось сначала. |
Впрочем, «жития» свидетельствуют, что праведный Симеон «и оскорбления, и даже побои переносил терпеливо, как вполне заслуженные». |
С молитвой и удочкой Утешение для себя Симеон находил в двух делах - он часто и усердно молился в храме и ходил рыбачить. До начала нашего века сохранился камень на берегу реки Туры, с которого Симеон удил рыбу. Камень большой, сложной конфигурации, с как будто нарочно вырезанной приступкой для ног. В симеоновы времена возле камня росла огромная разлапистая ель. Но вскоре после признания Симеона праведным чудотворцем стала она по веточке расходиться на сувениры богомольцам. И постепенно засыхала. А в 1854 году ее вовсе сломило ураганным ветром, и остался только прогнивший пень да узловатый корень... |
Симеон скончался довольно молодым, лет тридцати пяти. Случилось это в 1642 году. Похоронили его возле приходской Михайло-Архангельской церкви. Небогатая событиями жизнь обойденного благами скорняка вскоре стала забываться меркушинцами. И самое имя его совершенно стерлось из их памяти. |
Когда разверзлась могила Внезапно, в 1692 году, через полвека после погребения портного, случилось в этом селе невиданное. Рассказывали, что вдруг разверзлась земля, и из могилы... |
исторгся гроб. В щели гробовой крышки были видны мощи захороненного в нем человека. Плоть его не истлела, а мумифицировалась. Но вот беда - никто не мог вспомнить, а чья же это могила. Тем не менее весть о ней мгновенно разнеслась по краю. И одновременно пошла молва, что если какой-либо больной потрет себя землей с чудесно явленного гроба, то сразу исцелится. |
А такое могли творить только мощи святых людей. |
Первые, так сказать, «документально подтвержденные» описания фактов избавления от недугов с помощью Симеоновых мощей, были сделаны почти в тот же год. Проезжал тогда через Верхотурье к месту службы нерчинский воевода Антоний Савельев. И надо же случиться, что разболелся Григорий - человек из его свиты. Да так, что ни встать, ни сесть: почти напрочь отнялись ноги. Прибыв в Верхотурье, Григорий услышал о чуде явления мощей в селе Меркушино и упросил хозяина сводить его туда. |
Чудо, истинное чудо Отрядил воевода слуг, доставили они бедолагу к тому месту, заказали молебен архангелу Гавриилу, отслужили панихиду. Григорий усердно молился. Потом поднесли его к самому гробу. Взял он с крышки его «немного земли, обтер ею свои руки, ноги и другие члены тела и тотчас почувствовал себя совершенно здоровым. Он встал и начал ходить, как бы никогда не страдал болезнью ног», - повествуется в одном из «Житий Симеона Верхотурского». |
К тому же году относят и «чудесное исцеление» слуги сибирского воеводы Андрея Нарышкина - Ильи Головачева. Тот долго страдал болезнью глаз. На них наросло «дикое мясо», глаза налились кровью, и Головачев ничего не видел. |
Головачев был знаком с Григорием, слугой Савельева. |
Тот посоветовал последовать его примеру. Поскольку ни один из множества лекарей не помог, Головачев ухватился за эту мысль как за последнюю надежду. Попросил Григория наведаться в Меркушино, отслужить там молебен и панихиду чудотворцу и принести страдальцу немного земли с гроба. Григорий так и сделал. Сотворили повязку из принесенной земли, наложили ее на глаза. Ночью из них обильно потекла мокрота. Испуганный Головачев сорвал повязку. Вместе с ней отвалилось и «дикое мясо». |
Мужик выздоровел! Вскоре, твердит молва, так же вылечила болезнь глаз и дочь воеводы Нарышкина. |
Явление нового святого Дальше – больше, исцеленных насчитывалось уже немало. И пошел слух о новом чудотворце на верхотурской земле. Заинтересовались им наконец и местные церковные власти. Обследовал в 1693 году могилу клирик Матфей и убедился - действительно нетленные мощи в гробу! Над могилой поставили небольшой сруб. |
А в 1695 году могила удостоилась посещения тобольского митрополита Игнатия. Тому предстояло освятить в Верхотурье соборный храм. По пути его уговорили взглянуть на удивительную могилу. 18 декабря 1695 года митрополит, отслужив литургию, повелел открыть гроб. Он увидел, что погребен по христианскому обычаю человек, одежда на котором уже напрочь истлела, а плоть и кости - целы совершенно. Только кончики пальцев подверглись порче. |
Так же целым и твердым остался и гроб. |
Тогда преосвященный и сказал: «Это точно некоторый новый святой, как Алексий или Иона, митрополиты Российские. Или как чудотворец Сергий Радонежский, поелику такого же, как и эти святые чудотворцы, сподобился от Бога нетления». |
Митрополит повелел закрыть гроб и припорошить его землей. А затем обратился к собравшимся селянам: - Кто знает имя погребенного здесь праведника? Житие его? Стоящий в толпе 70-летний старец Афанасий поведал митрополиту и о дворянстве погребенного, и о его портняжьем промысле, и о болезненности его. Только вот имя погребенного он забыл. |
И свершилось! Митрополит Игнатий предложил тогда всем молить Господа, чтобы он открыл имя нового праведника. И свершилось: митрополиту Игнатию первому и открыл Господь это имя. Рассказывают, случилось это так. Отъехав уже несколько верст от Меркушино, владыка прикорнул. И увидел во сне множество народа, и услышал гомон обсуждения имени праведника. |
- Симеоном зовут его! Симеоном зови его! - раздалось вдруг. Голос как будто слышался из толпы. |
С тем митрополит и проснулся. |
Конечно же, прибыв в Верхотурье, он поделился увиденным во сне с оказавшимися там высокими церковными иерархами. Обсудив рассказ, все дружно пришли к мнению, что имеет место откровение Божие, и им открыто истинное имя нового российского чудотворца. |
На обратном пути из Верхотурья в Тобольск владыка Игнатий пожелал снова заехать в Меркушино, чтобы поклониться столь чудесно опознанному чудотворцу. И выяснилось: не одному Игнатию было такое видение. |
За день, как прибыть ему в Меркушино, тамошний приходской священник тоже видел чудесный сон. Будто служит он в своей церкви литию перед гробом праведника, а когда пришло время назвать его, священник будто споткнулся: как назвать? И услышал голос: - Почто недоумеваешь?! Поминай его Симеоном! После этого отпали всякие сомнения в правильности обретенного имени. |
Слава святого росла К нему потянулись за помощью уже со всей России. Местные же власти решили, что столь популярному святому нелестно лежать в удаленном селе. Стали подумывать о более достойном для него месте упокоения. Верхотурцы настаивали, что самым подходящим будет их город. Но отъезд тобольского митрополита Игнатия по старости в Москву задержал перенос мощей. Без благословения митрополита сделать это было нельзя, а нового долго не слали. |
Наконец в Тобольск прибыл преосвященный Филофей. |
Он еще и вещи не распаковал, а заждавшиеся местные руководители - воевода Алексей Калетин и таможенный голова Петр Худяков - уже пробились к нему с просьбой о скорейшей передаче мощей в Верхотурский Николаевский монастырь. |
Владыка согласился. Был приготовлен новый гроб, внутри выложенный кожей и лебяжьим пухом. Гроб был помещен в раку (подгробье) из кедрового дерева, украшенную резьбой. Прежнюю домовину оставили в меркушинской церкви. Однако церковь эта вскоре сгорела. Могила же праведного Симеона еще долго сохранялась. Над ней около ста лет стояла деревянная часовенка. Когда она стала совсем ветхой, верхотурец Федор Курбатов в 1808 году выстроил на ее месте каменную, под железной крышей. |
И что интересно - из места могилы праведника бьет родничок. Ну и, конечно, вода эта тоже особенная! Находясь в запертом сосуде несколько лет, она не портится. |
И долго еще на могилу ту приходили паломники, брали воду, землю, и они, как говорят легенды, исцелялись... |
Там, где доктор был бессилен Слава о чудесных исцелениях, происходящих тут, была всероссийской. Со всех концов страны приезжали паломники поклониться мощам. Многие - с последней надеждой на избавление от какой-либо никакому доктору не поддающейся хвори. И не часто, но помогало! В 1798 году деревянную раку поменяли на медную, потом она была заменена серебряною (на нее ушло четыре с половиной пуда драгоценного металла), украшенною чеканкой - сценами из жизни праведного Симеона. |
В 1913 году был освящен новый великолепный собор, раку перенесли в него. Событие это признавалось столь значимым в жизни православной церкви, что и царская семья посчитала для себя невозможным в нем не поучаствовать. Царица Александра Федоровна 25 мая 1914 года подарила монастырю для украшения места упокоения святых мощей роскошную пятипудовую сень (балдахин), расшитую золотом и серебром... |
*** |
Когда утвердилась советская власть, ее представители обрекли святыню на долгие странствия. Мощи отправляли на хранение то в краеведческий музей, то в музей атеизма, то в музей революции в Свердловске. После Великой Отечественной войны церковь мягко, тактично, но неослабевающе стала предпринимать усилия по возвращению ей христианских святынь. В их перечень вошли и мощи праведного Симеона. И настала-таки пора справедливости. В 1990 году мощи святого праведного Симеона Верхотурского вернули верующим. Поначалу они покоились в Елизаветинской церкви города Екатеринбурга. А затем - снова в Верхотурье... |
Подготовил Иван КАЛЯДИН |
Тайная Власть 18,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|