За какие заслуги становятся святыми?
|
|
|
В католицизме сейчас идет процесс канонизации покойного папы Иоанна-Павла II, а православные верующие обращаются к церковным властям с просьбами признать святыми ряд прославившихся своей прозорливостью старцев, живших в прошлом веке. Каковы же критерии, которые позволяют объявить того или иного народного любимца святым? Официальный культ святых есть лишь в православии и католичестве. Иудейские, протестантские и мусульманские богословы не признают того, что некий благочестивый усопший может отзываться чудесами на молитвы и предстательствовать за верующих перед Богом. А в буддизме и индуизме, напротив, для того чтобы кто-то почитался за чудотворца и воплощение божественного начала, санкции духовных властей даже не требуется – достаточно распространившегося в народе восторженного мнения о неком подвижнике, чтобы он еще при жизни приобрел сверхъестественный статус.
|
|
В общей сложности православием и католичеством признаны святыми около 15 тысяч человек, причем более двух третей из них канонизированы Ватиканом.
|
|
Точнее сказать нельзя – в ряде случаев утрачены документы о канонизации и статус святого оказывается как бы спорным. Многих святых почитают обе эти ветви христианства, что тоже приводит к путанице в подсчетах.
|
|
Трудности сопряжены и с тем, что обе церкви, помимо общей канонизации, знают еще местную – епархиальную или ограниченную храмом либо монастырем, где покоятся мощи святого.
|
|
Она производится правящим архиепископом по благословению патриарха данной православной церкви или римского папы (именуясь в последнем случае беатификацией). Таких местночтимых подвижников иногда включают в «общий реестр», иногда нет.
|
|
Ватикан и православные церкви различают несколько типов святости. Святые делятся на ангелов, пророков, апостолов, святителей, мучеников, преподобных, праведных и блаженных.
|
|
Мучениками называют святых, умерших за веру.
|
|
Святителями – епископов, прославленных не только святой жизнью, но и трудами по христианскому просвещению верующих. Преподобными считают святых иноков – как основателей монастырей, так и отшельников. Праведными – святых из мирян. Блаженных, как отдельную категорию святых, выделяют только в православии – это те, кто принял на себя тяжкий подвиг юродства.
|
|
Священное Писание В Библии напрямую не говорится о почитании святых (что и служит протестантам поводом отрицать их роль), хотя слова, обозначающие понятия «святость» и «святой», появляются в Ветхом Завете 830 раз, из них около 350 раз в Пятикнижии Моисеевом. В книге Левит звучит призыв Господа к Моисею и избранному народу: «Освящайтесь и будьте святы, ибо Я (Господь, Бог ваш) свят…» Эта мысль повторяется в Первом Послании св. Апостола Петра: «Будьте святы, потому что Я свят» (1,16).
|
|
Кроме того, страницы Нового Завета передают нам высказывания Иисуса Христа о патриархах и пророках, которые находятся у «Бога живых» (Mк. 12,27), о Давиде, говорящем «Духом Святым» (Mк. 12,36), а следовательно, выполняющих роль, приближенную к тому, какой является удел святых.
|
|
Истоки К концу I века н.э. христианство вышло за границы Палестины и начало распространяться по всей Римской империи, что вызвало преследования. Тогда же появился культ мучеников. Сначала их почитание не предполагало молитв людям, чьи имена были известны, – оно выражалось скорее в заботе о могилах страдальцев за веру и молитве за них во время Евхаристии. Поклонение святым, более близкое нашему пониманию, то есть по отношению к определенным лицам, возникло позже, когда публичное поклонение мученикам уже не грозило репрессиями.
|
|
Когда в 313 году декрет императора Константина положил конец преследованиям, культ святых уже укоренился в церкви, и начался новый его этап – почитание Святых Отцов (первое поколение христианских писателей либо современных апостолам, либо их непосредственных учеников и последователей), отцов церкви (христианских писателей более поздних веков), епископов, отшельников, аскетов, девственниц и вдов.
|
|
В первые века христианства для того, чтобы признать кого-либо святым, достаточно было решения правящего в данной местности епископа. Это не означает, что он мог принимать такие решения абсолютно свободно; к объявлению какого-то усопшего праведника святым должны были существовать важные основания, прежде всего – свидетельства жителей данного города или епархии. Только ознакомившись с мнением верующих и местного духовенства, епископ выдавал решение; в определенный день он совершал торжественное богослужение в честь подвижника, тем самым публично признавая его святость.
|
|
В 1054 году в христианстве произошел окончательный раскол между Западом и Востоком. Православная церковь сохранила соборное устройство, при котором ни один из иерархов не является религиозным «императором», главой всех христиан.
|
|
А структура западной церкви, напротив, строго монархическая. Ее единовластный глава – папа римский, который считается наместником Бога на Земле. Естественно, у каждой из церквей вскоре сформировались свои особенности процесса канонизации, хотя для рядового верующего они представляются скучными бюрократическими деталями.
|
|
Житие и чудеса Догматическими основаниями для церковной канонизации в обеих ветвях христианства являются: 1) жизнь и подвиг святого; 2) чудеса; 3) в некоторых случаях – нетление мощей. Однако правил без исключений не бывает даже в церковных структурах, и причисление к лику святых в каждом отдельном случае может иметь свои нюансы.
|
|
Так, главной предпосылкой для канонизации в принципе считается чудотворение. Но церковные предания не сохранили, к примеру, сведений о чудесах крестителя Руси – равноапостольного князя Владимира. Нет их и в жизнеописании католического миссионера во Вьетнаме св. Петра Ахмато. А самый яркий пример – канонизация Русской православной церковью новомучеников и исповедников, пострадавших во время гонений коммунистических властей на религию. Мало кто из узников ГУЛАГа прославил себя чудесами, зато особое внимание церковь уделила исследованию обстоятельств их подвига: не прославлялись те, кто под давлением палачей оговаривал себя или других, отрекался от сана или выступал в роли секретного осведомителя.
|
|
С другой стороны, отсутствие сколько-нибудь достоверных сведений о жизни преподобных Иакова Боровицкого и Андрея Смоленского не помешало причислению их в XVI веке к лику святых – совершавшиеся ими посмертно чудеса восторжествовали над сомнениями московских митрополитов.
|
|
Практически отсутствуют данные о жизни испанской святой Теренсии, якобы замученной мусульманскими завоевателями, однако многочисленные чудеса, совершавшиеся на ее могиле (впрочем, на ее ли?), заставили Ватикан пойти навстречу верующим и провозгласить эту деву святой.
|
|
С нетлением мощей тоже все обстоит непросто. Западная церковь еще два века назад практически отказалась от обязательности этого критерия, когда выяснилось, что существуют не очень редкие случаи естественной мумификации тел, ничего общего со святыми не имеющие: на некоторых кладбищах во Франции, на Кавказе, в Сибири. На научные открытия Ватикан всегда реагировал очень живо – когда кострами инквизиции, когда быстрым приспособлением доктрины.
|
|
В России, где духовенство научные факты принципиально игнорирует, приверженность критерию нетления продержалась куда дольше. Искренний протест против него присутствует в романе Достоевского «Братья Карамазовы», где описано, как тело мудрого и чистого душой старца Зосимы начинает в жару «смердеть», что многих «вводит в соблазн». Великий писатель оказался провидцем: церковь в лице санкт-петербургского митрополита Антония публично опровергла необходимость нетления при канонизации св. Серафима Саровского в начале ХХ века. Но в народе долго продолжали сохраняться прежние взгляды, и потому результаты кощунственного вскрытия мощей большевиками в первое десятилетие советской власти стали для многих тяжелым потрясением.
|
|
Инстанции В Русской православной церкви инициатива по причислению усопшего к лику святых должна исходить от Священного синода или архиепископа, однако теоретически любой верующий может направить в Синодальную комиссию по канонизации запрос о рассмотрении чудес и праведной жизни известного ему подвижника.
|
|
Архиерей, на территории которого проживал потенциальный святой, через уполномоченных собирает сведения о чудесах. Они могут в случае исцелений включать медицинские документы либо свидетельства очевидцев перед Крестом и Евангелием. Затем священнослужитель направляет эти данные в Синодальную комиссию. Она снова их проверяет, и, если все в порядке, по благословению патриарха подвижник считается местночтимым.
|
|
Если есть данные, что ему поклоняются по всей России и, значит, можно включить его в Месяцеслов – общероссийскую богослужебную книгу, процедура почти такая же. Однако для принятия решения требуется соборное единодушие всех высших православных иерархов, зафиксированное в ходе их собора.
|
|
У католиков окончательное и единоличное решение по канонизации принимает папа римский, хотя сбор сведений о кандидате в святые примерно такой же, как у православных, – снизу вверх, от исполненных религиозного энтузиазма верующих к высшим духовным властям. Следует, однако, учитывать, что причисление к лику святых на местном уровне в католицизме имеет особое название – «беатификация». Этот термин, часто встречающийся в прессе применительно к Иоанну-Павлу II, означает лишь то, что сначала покойный папа должен быть признан местночтимым святым – а именно творившим свои чудеса из Ватикана. Канонизация, то есть признание его способности помогать обратившимся к нему с молитвой в любом уголке света, почти наверняка через некоторое время последует почти автоматически… И у католиков, и у православных сбор и предоставление материалов, свидетельствующих о святости какого-то духовного деятеля, можно начинать сразу после смерти кандидата. Однако начало формального процесса по причислению к лику святых возможно только по истечении пяти лет после его кончины.
|
|
На деле же эти пять лет оказываются сроком весьма условным. Православные обычно не торопятся с принятием решения, растягивая его на десятилетия, а католики, напротив, частенько форсируют процесс, особенно если того требуют политические соображения.
|
|
Так, вышеупомянутая святая Теренсия, чтобы возбудить в народе священный гнев против оккупантов-мусульман, была канонизирована через три года после кончины. Антоний Падуанский, борец со стремлением европейских государей вести независимую от Ватикана политику, – менее чем через год после смерти. Иоанну-Павлу, видимо, слишком долго ждать тоже не придется… *** И католицизм, и православие признают, что существуют многочисленные неведомые святые, чья слава не была явлена на земле и которые известны только Богу.
|
|
Обе церкви никогда не запрещали обращения с частной молитвой к усопшим неизвестным праведникам, считая, что канонизированные святые представляют лишь четко, литургически очерченный круг в центре Небесной Церкви.
|
|
Более того, многие официально признанные святые считали своих безымянных собратьев даже более рьяными радетелями о благе тех, кто к ним взывает, чем «титулованных» угодников Божьих. Логика, конечно, человеческая: святого Николая уж слишком «грузят» просьбами, может, скорее на них откликнется «бездействующий» святой. Но кто знает – ведь процесс канонизации всегда и начинается с тех праведников, чьи имена поначалу не звучали в храмах…
|
|
Алексей ХАРЛАМОВ
|
|
Тайная Власть 17,2009
|