Должник Иисуcа
|
Создатель прообраза современных больниц… Им считают католического святого Иоанна Божьего, который признан на Западе покровителем больных, медицинских работников и учреждений. |
Родиться в конце XV века, века великих географических открытий, часто означало с детства проникнуться страстью к странствиям. Иоанн Сьюдад появился на свет в 1495 в семье мелкого португальского лавочника. Восьми лет от роду он встретил паломника, вошедшего в их дом в поисках крова и развлекавшего хозяев рассказами о своих путешествиях. |
Наутро родители обнаружили, что мальчик убежал вместе с отправившимся в путь паломником. |
По дороге старший товарищ оставил обессилевшего ребенка в доме доброго человека – главного пастуха в вельможном имении Франсиско Махораля. Франсиско воспитывал мальчика как сына, но в 28 лет Иоанн, ставший помощником приемного отца, снова убежал. Он мечтал о свободе. «О такой свободе,- пишет его биограф,- какая бывает у тех, кто едет, отпустив удила, по дорогам войны, по широким, пусть утомительным и порочным дорогам». В ту эпоху место рыцаря занял профессиональный солдат - ландскнехт. |
Но Иоанну военная жизнь готовила лишь неудачи. Однажды конь на скаку сбрасывает его на камни. Иоанн долго лежал без сознания. В другой раз, оставленный охранять военные трофеи, он дает обокрасть себя. Его лишают звания и приговаривают к смерти, но затем милуют благодаря вмешательству влиятельного лица. |
Он вернулся к Махоралю и вынужден был снова пасти скот. Правда, попытался еще пару раз стать «солдатом удачи». |
Завербовался воевать против осадивших Вену турков, но там обошлось без боевых действий. Хотел отправиться в Тунис, где также намечалось противостояние христианского и исламского мира, – не сложилось. Словно сам Бог уводил его с поля битв – и бродяга задумался… Безумец Христа ради Теперь Иоанн многие часы проводит за чтением духовных текстов. Сбережения он тратит на приобретение книг и начинает ходить по деревням в качестве книготорговца. На самом видном месте выставляет модные романы, но когда молодые люди подходят, убеждает их приобрести литературу духовного содержания. |
Вскоре ему удается открыть книжную лавку, появляются кое-какие доходы. |
В 1539 году в Гранаду, где он жил, приехал знаменитый проповедник Д’Авила. |
Иоанн был среди пришедших послушать проповедь. Сильнейшее раскаяние овладело сердцем нашего книготорговца: перед его глазами пронеслись картины беспорядочной жизни и грехи, совершенные начиная с юности. Стоя среди слушавших, он начал кричать: «Прощения, мой Боже, прощения!» Казалось, он обезумел: бросился на пол, рвал на себе бороду. Затем побежал к свой лавке, преследуемый кучкой детей, которые кричали ему вслед: «Сумасшедший!» Некоторые биографы объясняют, что Иоанн сделал все это, потому что хотел казаться юродивым «из любви ко Христу». |
Другие утверждают, что то был настоящий приступ безумия. Он и в самом деле попал в сумасшедший дом - такой, где лечение состояло в том, что самых беспокойных больных заковывали в цепи, а затем яростно избивали плетьми. Но то был странный больной, даже в своем сумасшествии. Когда его пороли, Иоанн призывал «санитаров» продолжать, «потому что справедливо расплатиться плотью, которой совершал грехи». |
Но если пороли какого-нибудь другого беднягу, то он набрасывался на «санитаров»: «Не лучше ли было бы пожалеть их за страдания, содержать в чистоте и кормить с милосердием и любовью?», укоряя деньгами, которые те получали, чтобы заботиться о больных, а не чтобы издеваться над ними. В результате ему доставалась двойная порция ударов. |
Вскоре Иоанн явился к директору сумасшедшего дома и сказал: «Благословен Господь, я чувствую себя в добром здравии». Чтобы доказать это, он попросил разрешения обслуживать других больных и проявил удивительное спокойствие и милосердие. При выходе из больницы ему исполнилось уже 44 года, жить оставалось только 11 лет, но за столь короткое время он стал «отцом бедняков», «патриархом милосердия», «честью своего века» - такие были даны ему имена. |
Иоанн начал собирать и перепродавать дрова, пока не смог приобрести домишко напротив рыбного рынка, где пригрел первых бесприютных. На рынке ему дарили рыбу, которую не удавалось продать, и он готовил из нее еду для своих больных. |
Каждый вечер с корзинкой за спиной и двумя кастрюлями, подвешенными по бокам на перекинутой через плечи веревке, он направлялся в богатые кварталы. |
Проходя по улицам, кричал: «Кто-нибудь хочет порадеть о себе? Братья мои, Бога ради, сделайте себе доброе дело!» Это и есть первоначальный смысл слов, от которых происходит сегодняшнее название основанного им ордена - «Братья Доброго Дела». Исходно это выражение означало не то, что нужно заботиться о бедных собратьях, а то, что нужно делать добро для самого себя, совершая добрые поступки по отношению к другим для приобретения своего «сокровища на небесах». |
Иоанн Божий Поступили первые дары. Дом призрения, учрежденный Иоанном, расширялся. |
Он уже распределял больных соответственно болезням: одна комната для тех, кого лихорадило, одна для раненых, одна для инвалидов. Первый этаж был предназначен для «бомжей». И это в те времена, когда в больницах больных собирали толпой без разбора, а самых слабых клали в одну кровать умирать… Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо, не питавший симпатий к католицизму, назвал Иоанна Сьюдада «создателем прообраза современной больницы». Иоанн сам заботился обо всем: принимал нуждающихся, мыл их, добывал продукты, готовил еду, подметал полы, стирал белье, ходил за водой и дровами. И если вначале его считали сумасшедшим, то вскоре стали называть святым. |
Высокопоставленный гранадский священник взял его под свою защиту. Однажды он заставил Иоанна оставить свои лохмотья и надеть чистую робу, а потом дал ему монашеское имя. «Ты будешь зваться Иоанн Божий», - сказал он. |
Как-то вечером Иоанн возвращался домой, держа в одной руке полную корзину еды, а в другой палку и неся на спине беднягу, которого подобрал на улице. Дорога круто поднималась в гору, шел проливной дождь. Иоанн поскользнулся и упал. Услышав крики больного, кто-то выглянул из окна и увидел, как Иоанн бьет себя палкой по спине и сам себе кричит: «Ах ты дурак, слабак, лентяй, ты что, не ел сегодня? Тогда что же ты не работаешь? Бедняки ждут тебя, и посмотри, что ты сделал с этим умирающим!» Потом снова устроил больного у себя на плечах, взял корзину и с трудом направился к больнице. Эта сцена запечатлена на картине видного художника Эстебана Мурильо – самом знаменитом изображении Иоанна Божьего. |
Его первым помощником был Антонио де Мартин, чей брат был убит из-за дела чести, а он, в свою очередь, посвятил жизнь тому, что готовил кровную месть. |
Но Антонио был добр и великодушен к бедным, и Иоанн Божий захотел добиться «обращения этого крещеного». Он провел целую ночь в молитве, а наутро пришел к Антонио, бросился перед ним на колени и показал ему распятие: «Вот, брат Антонио, - сказал он, - вот кто простит вас, если простите вы. Но если вы отомстите за кровь вашего брата, то Господь отомстит вам за собственную кровь». Ответ прозвучал сквозь слезы: «Брат Иоанн, я не только прощаю, но из любви к Богу отдаю себя вам и вашим беднякам». Так Антонио стал его другом и преемником, впоследствии основавшим мадридскую больницу «Братьев Доброго Дела». |
Каждую неделю Иоанн отправлялся в бордель, выбирал одну из проституток и говорил: «Прошу тебя, сестра, только выслушать два слова в твоей комнате». |
Пока та удивленно смотрела на него, он бросался на колени перед своим распятием, начинал плакать и молиться, а затем говорил: «Подумай, доченька, чего ты стоила Господу нашему!..» Некоторые девицы раскаивались, но они были связаны долгами и угрозами. Тогда он отправлялся к какой-нибудь благородной даме просить денег: «Несчастная находится в плену у демона, помогите мне вырвать ее из этого рабства». Обычно он получал то, что хотел. А если не удавалось, то давал письменное обязательство заплатить все долги, в которых запутались бедняжки. |
Больница его тем временем росла. В письме Иоанн рассказывает: «Город велик, в нем очень холодно зимой, и много бедняков приходит в этот дом Божий; всех вместе, здоровых и недужных, набирается больше ста десяти человек. Мы принимаем любых людей: здесь и те, у кого отнялась конечность, и калеки, и прокаженные, и немые, и сумасшедшие, и паралитики, и паршивые, много стариков и много детей; а кроме них, приходит еще множество паломников и путников. Им дают огонь, воду, соль и посуду, чтобы готовить и есть, и все это не приносит дохода; но Иисус Христос заботится обо всем. Поэтому я должник и пленник одного только Христа...» |
*** В 1550 году Иоанн тяжело заболел. Одна благородная благодетельница увидела его в лихорадке, на жалкой кровати, сделанной из голой доски, где подушкой служила корзина для сбора пожертвований. Она получила от архиепископа разрешение - для Иоанна это было приказом - перенести больного в свой дом. |
Когда его уводили, бедняки кричали и протестовали, окружив носилки, и Иоанн расстроился. Он благословлял их, плача, и говорил: «Богу ведомо, братья мои, как я желал бы умереть среди вас!» На слишком мягкой кровати Иоанн открыл архиепископу, что его тревожат три вещи: «Первое: я так мало служил Господу нашему, хотя получил так много. Второе: нуждающиеся, раскаявшиеся и упорствующие в своих заблуждениях грешники, заботу о которых я взял на себя. Последнее: те долги, в которые я вошел ради Иисуса Христа». Сказав это, он вложил тому в руки тетрадку с записями долгов. |
И не успокоился, пока архиепископ не обязался оплатить их. |
На заре 8 марта 1550 года, когда все еще спали, он спустился со слишком удобного ложа, встал на колени и испустил дух - в возрасте пятидесяти пяти лет. Так его и нашли: умершим, но все еще стоящим на коленях. |
Великий испанский поэт Лопе де Вега в поэме, посвященной Иоанну Божьему, писал: «Он так любил бедность, что случись ему встретить вместе ангела и бедняка, он оставил бы ангела и обнял бедняка». |
Подготовил Виктор САРУШЕВ |
Тайная Власть 15,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|