Вот уже несколько столетий бытует знаменитая легенда о кораблях-призраках
|
Начало ей положила история парусника «Летучий Голландец», который на рубеже ХV и ХVI веков бороздил моря и океаны под командованием капитана Ван Страатена. |
Говорили, что это был очень упрямый человек, к тому же страшный пьяница и богохульник. Однажды парусник попал в сильнейший шторм. |
Экипаж и пассажиры умоляли капитана укрыться в бухте и подождать, пока стихия успокоится, но Ван Страатен словно закусил удила, восклицая, что ему не страшны никакие бури. Когда штурман с несколькими матросами хотел подобраться к нему, чтобы оттащить от штурвала и запереть в каюте, капитан выхватил из-за пояса пистолет и выстрелил в несчастного штурмана. |
Тот свалился за борт, пучина поглотила его. Как гласит легенда, в этот момент ветер утих, тучи на небе расступились и солнечный луч упал на капитанский мостик. И по лучу этому к капитану спустилась призрачная крылатая фигура. «Ты очень строптивый человек», – кротко начал пришелец. Но буйный моряк не дал ему договорить. Он выхватил второй пистолет и… выстрела не получилось. Оружие разлетелось у упрямца в руке. Это образумило бы любого, но не Ван Страатена. |
Он захрипел от ярости: – Убирайся! Я не просил тебя о тихой погоде, я вообще никогда ни о чем не прошу. Пусть хоть дьявол, хоть сам Господь Бог станут на моем пути – все равно сделаю по-своему. Где буря? Верните бурю! Пришелец грустно покачал головой и сказал: – Что ты наделал, глупец? Кому ты бросил вызов? Теперь ты проклят. Ты никогда не умрешь, но и к берегу пристать не сможешь – будешь вечно бороздить моря и приносить несчастье всем, с кем встретишься на пути. |
С тех пор и носится по морям «Летучий Голландец»: даже в полный штиль его паруса надуты и мачты скрепят, словно в бурю. |
Впрочем, и бурю не приходится долго ждать – она обязательно начнется через час-два после появления корабля-призрака. |
Команда проклятого капитана – мертвецы, утопленники. Иногда они выглядят как скелеты, на которых болтается полуистлевшая одежда. А иногда их не отличишь от живых. Существует поверье, что порой достаточно просто увидеть этот парусник, чтобы погибнуть. Одних «Летучий Голландец» заманивал на рифы. В других случаях сводил экипаж с ума, побуждая людей прыгать в море. Бывали случаи, гласит поверье, когда после встречи с кораблем-призраком матросов смывало волной или внезапно всю команду поражала желтая лихорадка. Одним словом, уже 500 лет на встречу с кораблемпризраком списывают многие трагические и просто загадочные происшествия на море. |
Кстати, в 1881 году принц Уэльский, будущий король Англии Георг V, утверждал, что видел «Летучего Голландца» в южной части Атлантики. По его свидетельству, тот плыл встречным курсом и скрылся из виду в полумиле от их корабля. А с корветом, на борту которого находился наследник престола, одна за другой стали случаться всевозможные неприятности. Для начала вдруг выяснилось, что из танков по непонятной причине исчезла пресная вода. Потом на винт и руль судна намотались неведомо откуда взявшиеся старые рыбацкие сети. Чуть позже при швартовке корвет ударился кормой о причальную стенку, и его с серьезными повреждениями пришлось ставить в док на ремонт… В летописи кораблей-призраков уже более двух с половиной столетий фигурирует и трехмачтовая шхуна «Леди Лавибонд». 13 февраля 1748 года она потерпела крушение в проливе Ла-Манш, в районе песчаной отмели «Пески Гудвина». Все находившиеся на ее борту люди утонули. С тех пор каждые 50 лет 13 февраля «Леди Левибонд» показывается здесь. |
Во время первого ее явления (в 1798 году), как сообщают, «Леди» видели команды двух судов. Призрак выглядел настолько реально, что командир корабля береговой охраны забеспокоился: вот-вот произойдет столкновение… В 1848 году корабль-призрак возник вновь, он терпел крушение, и его гибель выглядела столь реально, что из Дувра спешно вышли на шлюпках разыскивать уцелевших. Но не нашли ни людей, ни шхуны, ни каких-либо признаков трагедии. «Леди Левибонд», по свидетельству очевидцев, регулярно появлялась в 1898, 1948 и 1998 годах. |
Одно из самых примечательных судов-призраков ХХ века – датское учебное парусное судно «Кобенхавн». 4 декабря 1928 года оно покинуло Буэнос-Айрес, чтобы продолжить свое кругосветное плавание. На судне были экипаж и 80 кадетов – воспитанников морского училища. Спустя неделю, когда «Кобенхавн» прошел 400 миль, была получена радиограмма. В ней сообщалось, что плавание идет успешно. |
Но это, увы, оказалось последней весточкой – больше судно на связь не выходило. Его судьба остается тайной. Правда, через месяц рыбаки с островов Тристан-да Кунья, расположенных в южной части Атлантики, между побережьем Бразилии и мысом Доброй Надежды, заметили грациозный парусник, направляющийся прямо на предательские рифы у берега. Судно неслось, подгоняемое штормовым ветром. Оно подошло достаточно близко, и можно было убедиться в отсутствии признаков жизни на нем. Широкая белая полоса на корпусе – отличительный знак учебных парусников – давала основание предполагать, что это был «Кобенхавн». |
Затем парусник попал во власть мощного течения. Спустившийся туман скрыл его от взоров островитян. Когда шторм ослабел, были предприняты попытки разыскать судно. Однако ни его самого, ни обломков не нашли. |
Через несколько дней на берег выбросило шлюпку и чехол от пулемета, но никаких надписей, которые помогли бы установить их принадлежность, не было. |
Утверждают, что впоследствии парусник, похожий на «Кобенхавн», много раз встречали в различных уголках Атлантики. |
Корабль якобы шел под всеми парусами, но людей на нем не было видно. |
Никакое повествование о тайнах океана не будет полным без рассказа о «Марии Селесте». Эта бригантина водоизмещением 282 тонны была обнаружена в океане грузовым судном «Деи Гратиа» 4 декабря 1872 года. Ранее оба корабля заполнили свои трюмы в Нью-Йорке. «Мария Селеста» под командованием капитана Бриггса вышла в море 7 ноября и взяла курс на Геную. «Деи Гратиа» отчалил 15 ноября, направляясь в Гибралтар. 4 декабря вахтенная служба судна обнаружила на горизонте корабль, похожий на «Марию Селесту». Та шла под всеми парусами, так меняя галсы, что капитан «Деи Гратиа» Морхауз заподозрил неладное. |
Сблизившись с бригантиной, он приказал спустить шлюпку и направил своего помощника с группой матросов выяснить, в чем дело. Судно было совершенно пусто. В кают-компании на столе оставались хлеб, масло, яйца, чашки с недопитым чаем и кофе. На стене все еще тикали часы. Последняя запись в вахтенном журнале была сделана 24 ноября, когда судно находилось в 100 милях к западу от Азорских островов, а обнаружили его спустя 11 дней. |
Капитан Морхауз привел обезлюдевшую бригантину в Гибралтар, где после длительного разбирательства получил вознаграждение за ее спасение, но вскоре внезапно умер от какой-то таинственной болезни. |
«Мария Селеста» проплавала по морям еще 12 лет, все время меняя хозяев и команду, – вроде бы на борту то и дело появлялись призраки погибшего капитана и его жены, которая вместе с ним отправилась в плавание. |
И, наконец, о происшествии, случившемся уже в наши дни. В апреле 2007 года у северного побережья Австралии обнаружили 12-метровую яхту. Несколькими днями раньше она бесследно исчезла с радаров береговых служб. |
Между тем яхта оказалась совершенно исправной, двигатель работал, так же как и корабельный компьютер и система глобального позиционирования GPS. Стол был сервирован к обеду, а в каюте светился экран ноутбука, даже не перешедший в спящий режим – выходило, что люди исчезли не раньше, чем за 15 минут до обнаружения яхты. Спасательные жилеты и аварийный буй оставались на месте… Высказывалось много гипотез по поводу этих и других подобных им историй. Одни упирают на теорию относительности: мол, согласно Альберту Эйнштейну, вполне вероятно существование иных миров. Гипотетически возможна и встреча двух объектов, принадлежащих разным временным измерениям. Особенно в океане, так мало изученном и хранящим в себе множество загадок. Об особенных свойствах океана говорят сторонники другой версии. Мол, в бескрайних океанских просторах существует нечто враждебное человеческому разуму, считывающее человеческие мысли и страхи и транслирующее их обратно людям в виде призраков. |
Но, возможно, самое убедительное объяснение дают физики, занимающиеся изучением звуковых волн. Они утверждают, что дело в инфразвуке, то есть не слышимых человеческим ухом упругих волнах низкой частоты (менее 16 Гц). Опыты показали, что инфразвук пагубно действует на людей и животных, поскольку вызывает сильнейшую вибрацию внутренних органов. При частоте 5 Гц возникает временная слепота и ощущение тревоги. При 6 Гц человека охватывает безумие, приступы дикой агрессии или желание свести счеты с жизнью. А 7 Гц просто приводят к мгновенной смерти от разрыва сердца. Так вот, оказывается, во время шторма на поверхности воды возникают инфразвуковые колебания огромной мощности в диапазоне от 6 до 7 Гц. Волна инфразвука движется со скоростью около 330 метров в секунду и намного опережает скорость породившего ее штормового ветра. Что вроде бы объясняет манеру «Летучего Голландца» появляться перед глазами несчастных обреченных моряков не во время шторма, а за несколько часов до него. |
Если все дело в инфразвуковых колебаниях, то остается ждать, что противопоставит им наука. |
Впрочем, ведь и эта гипотеза, даже оправдайся она, все же не является ключом к разгадке описанных историй. Поэтому правомерно сказать, что вопросов здесь пока возникает больше, чем рождается ответов. |
Правда, в том, что касается «Летучего Голландца», к старой легенде добавляется новая. Возможно, ее придумал великий немецкий поэт Генрих Гейне, когда писал свою новеллу о корабле-призраке. По его версии, проплавав по морям сотни лет, строптивый капитан Ван Страатен, наконец, раскается, станет молить небо о прощении, и ему будет дано послабление: «Летучий Голландец» под видом обыкновенного корабля сможет раз в 7 лет заходить в любой порт мира и оставаться там ровно сутки. За эти сутки капитану надлежит найти непорочную набожную девицу, которая полюбит его, и тогда проклятие будет снято. Только вот скептики говорят: попробуйте найти особу с такими данными в современных портовых городах… |
Андрей БУРОВ |
Тайная Власть 17,2009 |