Энергоинформационное взаимодействие полей иконы и человека
|
Удивительные дела происходят в нашем мире! Вокруг Бог знает, что творится, а чудаки с пристрастием спорят о мироздании, о дате рождения Христа, о способах защиты от летящих в неописуемой дали астероидов, о биополе икон и картин знаменитых и безвестных художников. |
Еще в 1992 году мы с Борисом Викторовичем Сапуновым провели в Эрмитаже маленький спонтанный эксперимент. С помощью маятника (кристалла горного хрусталя на цепочке) мне удалось определить место в Петровской галерее, где сотрудницам музея становилось плохо. И маятник резкими круговыми движениями указал не только икону "Оплакивание" но и границы ее отрицательного воздействия, образующие равнобедренный треугольник. |
Когда дежурных переместили в другое место, "шалости" их самочувствия прекратились. |
К нашему счастью, ученый не отмахнулся от фокусов, не проигнорировал результаты. Он попытался ввести их в научные рамки и посвятил биополю икон несколько статей (в частности см. "Аномалию" N 19-20 за 1992 год). |
Исследования продолжаются, и мы вновь приветствуем доктора исторических наук Бориса Сапунова и его Энергоинформационное взаимодействие полей иконы и человека Да, в результате долгих раздумий я пришел к выводу, что между иконой и человеком существуют особые отношения. |
Тогда, в 92-м я не мог допустить мысль, что икона способна оказывать негативное влияние на людей, что оно, оказывается существует, и ощущают его как верующие, так и атеисты. Получив материалистическое воспитание в школе и университете, я пытался объяснить наблюдаемый феномен с позиций диалектического материализма. Я рассуждал, примерно, так. Молитва мобилизует внутренние ресурсы человека на выполнение желаний, с которыми он обращается к иконе. Происходит примерно то же, что на сеансах А. Кашпировского. По его утверждению, лечит больных не он, а они излечиваются сами. Психотерапевт только дает установку на концентрацию воли. |
Но! Если результат взаимодействия икон с человеком есть результат его самовнушения, то должно быть совершенно неважно, из какой точки пространства обращается к ней верующий. Главное, чтобы он ее видел. Эксперимент Т.М. Сырченко показал, что поле имеет четкие границы. И верующие хорошо знают, что молиться надо перед иконой, а не в отдалении. Поэтому во время многолюдного богослужения молящиеся стремятся поближе подойти к той, к которой они возносят свои молитвы. И еще - ни один здравомыслящий человек не будет обращаться к иконе с просьбой, чтобы ему было худо! |
Надо было искать другие объяснения. В последние годы некогда закрепощенная психофизика достигла значительных успехов как у нас в стране, так и за рубежом. Оказалось, что закрытые для широкой публики темы, официально объявленные лженаучными, давно и успешно разрабатывались в соответствующих "номерных" институтах. Тольк в эпоху Гласности с них сняли гриф секретности. Однако, все исследования в этой области знания сосредоточились на анализе взаимодействия энергоинформационных полей человека и других живых объектов. Проблема взаимодействия биополей человека с иконой, которая также обладает своим полем, только ставится перед исследователями. |
В начале своей работы я исходил из факта, признанного церковью и молящимися, что существует некая иерархия икон. Среди их огромного количества, бытовавшего в России накануне Октябрьского переворота, икон высшего ранга, называемых "чудотворными", очень мало. За многие годы работы в Государственном Эрмитаже я объехал весь Европейский север. Во время экспедиций, экспертиз, работы в закупочных комиссиях, я видел десятки тысяч икон, но признанных чудотворными не видел ни одной. Особенно четко это проявляется в отношении икон конца XVIII - начала XIX вв. Ни одна из тиражированных икон того времени не стала чудотворной. |
В апреле 1995 года я был в командировке в Екатеринбурге, где во время войны в эвакуации находился Эрмитаж. Любезные хозяева организовали нам экскурсии по городам области, где некогда были крупные поселения старообрядцев. В беседах с пожилыми людьми, еще сохранившими традиции раскола, я услышал интересную информацию. Оказалось, у старообрядцев и даже у никониан существует убеждение в том, что есть иконы "намоленные", святость которых от воздействия на них молящихся священников и прихожан увеличивалась. А есть "наговоренные" иконы, которые вобрали в себя недобрые пожелания прихожан своим недругам. Кроме того, мне рассказали, что если иконописец знал, что заказчик - человек плохой, ведет неправедную жизнь, то он мог написать икону, обладающую отрицательным воздействием. В этом случае икона должна была наказать его за грехи вольные и невольные; в конечном итоге - направить его на путь истинный. |
Наконец, сохранилось традиционное представление о том, что "творить" икону мог только богобоязненный человек, ведущий "добрую" жизнь. Это предание полностью согласуется с постановлениями VII Вселенского собора о высоком духовном облике иконописцев. Однако, еще в годы великого иконописца XVII в. Симона Ушакова (1626-1686) духовные власти прекрасно понимали, что они не в силах обеспечить предписание VII собора. Далеко не все богомазы были достойны этой работы. Упорная борьба Ушакова с отрицательными явлениями иконописи его времени говорила о его признании того, что иконы, написанные пьяницами, бездельниками из мирян не могут нести заряд благого воздействия на молящегося. |
Итак, нетрадиционный для искусствоведов взгляд на икону позволяет обнаружить совершенно неизвестный ранее комплекс явлений, раскрытие которых должно помочь глубже понять сущность древнерусской иконописи. |
Фактически, о существовании таинственной связи произведений изобразительного искусства с человеком давно догадывались писатели, хорошо разбирающиеся в тонкостях человеческой психики. Античный мир создал легенду о Пигмалионе, который влюбился в созданную им статую. Широко известны роман Оскара Уайльда "Портрет Дориана Грея", бессмертная повесть Гоголя "Портрет". |
Известна трагедия замечательной картины И.Е. Репина "Иван Грозный и его сын Иван", которую психически больной посетитель изрезал ножом. |
Подобных примеров можно привести много. |
Но о механизме такого воздействия ни писатели, ни психологи ничего не писали, а может быть и не знали. |
И вот в самое последнее время стали появляться статьи об информационно-энергетическом анализе живописи. Так, Вадим Поляков в своих работах утверждает, что на всех предметах, на которые смотрел человек, образуется живая аура его биологического поля. Через нее проходит соединение памятника изобразительного искусства и наблюдателя. Таким путем человек, рассматривающий картину, вступает в контакт с теми, кто создал или владел этим произведением. Так он может получить информацию о людях, давно ушедших из жизни. Информация о художнике записана в живописи самой картины. Характер линий рисунка, их жесткость, твердость, мельчайшая изломанность, говорят о состоянии нервной системы художника в момент создания картины. Аналогичным путем работают графологи, которые пытаются определить характер человека по его почерку. Вторым фактором является воздействие цветов, использованных в картине, на психику чеовека. Красный цвет усиливает вибрации души, создает определенную нервозность, повышает общее напряжение нервной системы. Белый, наоборот, ослабляет вибрации, создает ощущение холода. Третьим фактором являются границы цветовых пятен. По-видимому, именно в этих зонах образуются энергетические структуры, влияющие на психику человека. Четвертым фактором следует считать стоячую волну, образующуюся между картиной и зрителем. Она возникла в результате столкновения двух полей - самого человека и его отражения от картины. Их взаимодействие может притягивать человека к картине или отталкивать. По-видимому, рука художника вкладывает в мазок определенное энергетическое напряжение. В некоторой степени художник управляет энергетическим потоком, исходящим из картины. Две сходящиеся линии ускоряют энергетический поток, а расходящиеся - замедляют. Красный цвет образует некий выступ, а белый - впадину. Градиент между ними активно действует на психику человека. |
Подобными сюжетами автор данной статьи занимался несколько лет назад и выступал с докладом "Семантика цвета и света в иконописи Древней Руси". Соображения В.Б. Полякова, безусловно, интересны, но они не раскрывают всей сложности рассматриваемого феномена. Во-первых, он изучал энергетический поток живописи. Данная же статья посвящена иконописи, в которой, помимо художественного, есть и религиозное содержание. Во-вторых, В.Б. Поляков исходит из утверждения о существовании биополя человека и его отражения в живописи. В этом он шел за Симоном Ушаковым. Наши наблюдения, скорее, говорят о том, что икона, созданная изографом, становится объектом, живущим своей самостоятельной жизнью. Информация об иконе воспринимается не только глазами. Экстрасенсы говорили мне, что они чувствуют икону с завязанными глазами. Новое время - новые вопросы. Информация поступает непосредственно в мозг? Но это не означает, что зрение не играет своей роли в воздействии иконы на человека! Существуют ли экраны, которые могут отразить или перекрыть биополе иконы? |
Продолжая поиск ответов, я вновь вступил на нетрадиционный путь. Обратился к уже известной читателям "Аномалии" "проводнику космических импульсов" Марине Михайловне Молосхуловой и поставил вместе с ней новый эксперимент. |
Продолжение следует |
Аномалия 2,1996 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|