Тиауанако – загадка древности
|
Этот город расположен на высоте почти четырех тысяч метров у берегов соленого озера Титикака в Андской области на севере Боливии, на равнине Альтиплано, окруженной заснеженными хребтами Кордильер. |
Храм на дне озера |
Тиауанако лежит высоко в горах, однако найденные на его территории руины большого порта, морские ракушки, изображения летающих рыб и скелеты ископаемых морских животных свидетельствуют, что некогда город был достаточно близок к морю или даже находился на его берегу. |
А недавно на дне озера Титикака исследователи обнаружили остатки построек, мощеную дорогу и стены протяженностью более километра, сложенные из огромных каменных глыб. |
По мнению профессора Рубена Вела из археологического института Тиауанако, найденные развалины – «прибрежный храм, где совершались захоронения важных персон». Как же святилище оказалось на дне озера? |
Исследователи связывают эти факты с эпохой до начала процессов горообразования, происходивших 60-70 миллионов лет тому назад. Но ведь считается, что тогда никаких людей на Земле не существовало?.. |
Свое название Тиауанако получил уже после того, как жители навсегда покинули его. Что это были за люди и как они сами именовали город, историки не знают. Но легенда гласит, что к Верховному инке Майта Капаку, остановившемуся на отдых среди древних руин, прибежал гонец с известием из столицы империи инков – Куско. Правитель оценил усердие гонца, сравнив его с быстроногим гуанако – родственником ламы, – и якобы сказал: «Тиа Уанако» («Ты быстр, как гуанако»). Так у города появилось имя. |
Возраст – 250 тысяч лет? |
Индейцы, жившие в этих краях в пору вторжения испанцев, верили, что такой большой город не могли построить обыкновенные люди – его когда-то возвело племя гигантов. Исследователи существование гигантов отрицали, однако приписывали городу невероятно древнее происхождение. Так, археолог доктор Х.С. Белами считал, что возраст Тиауанако – 250 тысяч лет. |
Французский палеонтолог Альсид д’Орбиньи (1802-1857 гг.) в своем труде L’Homme Americain («Американский человек») высказал мнение, что хозяевами Тиауанако были жители могущественного доинкского государства, сумевшие воздвигнуть множество построек и решить проблему доставки сюда огромного количества тяжелого строительного материала. |
Каласасайя, Акапана, Инти-Пунку |
Город, вернее, то, что от него осталось, состоит из нескольких основных объектов. Наиболее хорошо реконструированная часть города – Каласасайя, сооружение с прямоугольным основанием размерами 118х18 метров. Каласасайя обнесена стеной, в которую встроен ряд монолитных колонн. Внутренний двор постройки, занимающий примерно треть ее площади, находится ниже уровня земли. Входили в Каласасайю через большие каменные ворота по монументальной лестнице с шестью ступенями. К внутреннему двору примыкал крытый зал с большими порталами и окнами. В свое время его украшали золотые изделия, а в стены были вбиты золотые гвозди, на которых держались медные и бронзовые пластины. |
Первоначально Каласасайю воспринимали как усадьбу, дворец или даже крепость, однако в последнее время исследователи склоняются к мысли, что это была… астрономическая обсерватория. Некоторые конструктивные элементы в стенах строго сориентированы по отношению к определенным созвездиям и устроены таким образом, чтобы облегчить наблюдения за Солнцем |
разные времена года. |
В середине ХХ века по соседству с Каласасайей обнаружили святилище площадью около 750 квадратных метров, называемый Полуподземный храм. |
Его основание более чем на полтора метра углублено в землю. В 1932 году профессор Уэнделл Беннетт нашел там гигантскую статую из розового камня. |
Высота монолита составляет чуть менее семи с половиной метров. Голову его украшает нечто вроде тюрбана, руки сложены на груди. В одной из них сосуд – «керо», в другой – «путуту», обрядовый горн из раковины. На животе статуи – широкий пояс. |
Чуть южнее Каласасайи возвышается пирамида Акапана. Одни исследователи считают ее рукотворным сооружением, другие – холмом, которому придали ступенчатый вид и на вершине которого, возможно, находился храм или жертвенник. Третьи полагают, что на Акапане была военная крепость. |
Там до сих пор сохранилось небольшое искусственное озерцо. |
Еще южнее, уже за условной городской чертой, можно увидеть другую террасообразную постройку, Пума-Пунку (Ворота Пумы). Она сооружена из огромных каменных плит, вес некоторых из них превышает 100 тонн. Плиты тщательно обработаны, что свидетельствует о мастерстве древних каменотесов. На вершине Пума-Пунку строители поместили святилище или жертвенник, а затем весь объект обнесли двойной стеной. |
Один из самых известных и, наверное, самых загадочных тиауанакских памятников – Инти-Пунку (Ворота Солнца). Они расположены в северо-западном «углу» Каласасайи и вытесаны из цельного андезитового блока размерами 3х3,75 метра. Вес ворот – около 10 тонн. Верхнюю их часть с восточной стороны украшает богатый рельеф, в центре которого – главное божество в виде человеческой фигуры с непропорционально большой головой, окруженной нимбом. Его образуют 24 луча, каждый них заканчивается головой ягуара или пумы. Из глаз идола текут слезы – видимо, как подтверждение тому, что он даровал земле влагу, то есть обеспечил здешним полям урожай, в руках – большой царский жезл с головками кондоров наверху. Большую фигуру окружают 48 фигур поменьше – это изображения полулюдей-полуптиц. А над входным проемом Ворот Солнца видна полоса орнамента из человеческих лиц. |
Артур Познански и другие исследователи |
Содержание рельефа ученые истолковывают по-разному. Одни полагают, что центральная фигура символизирует бога Солнца, а полулюди-полуптицы – это звезды, обращенные лицами к своему небесному государю. По мнению других, на Воротах Солнца изображен тиауанакский календарь – солнечный или лунный. Если комплекс Каласасайи – это действительно обсерватория, то календарь вполне органично вписывается в идею постройки. |
Боливийский исследователь австрийского происхождения, профессор, инженер, антрополог, член многих научных обществ Артур Познански полжизни посвятил изучению Тиауанако. В своем объемистом труде Tiahuanacu: the Cradle of American Man («Тиауанако – колыбель американского человека») на основе собственных археологических исследований и астрономических расчетов ученый доказал, что проектировщики и строители Каласасайи привязали ее геометрию к расположению звезд на небе не менее 12-17 тысяч лет назад. |
Разумеется, большинство приверженцев ортодоксальной науки восприняли открытие Познански с нескрываемым скептицизмом. Однако вскоре группа видных ученых проанализировала результаты его исследований и расчетов. В группу входили: доктор Ганс Людендорфф, директор Потсдамской астрономической обсерватории, доктор Фридрих Бекер из обсерватории «Спекула Ватиканика», а также еще два астронома – профессор, доктор Арнольд Кольсхуттер из Боннского университета и доктор Рольф Мюллер из Потсдамского астрофизического института. Ученые работали с 1927 по 1930 год и пришли к заключению: выводы Познански в основном верны. |
Среди скульптур, уцелевших в Тиауанако, есть три таких (одна – в Полуподземном храме и две – в Каласасайе), которые наводят некоторых исследователей на весьма неординарные мысли и сопоставления. Эти скульптуры различаются между собой по размерам, степени сохранности, манере и мастерству исполнения. Но все три изображают существо, которое ваятели стремились представить как гибрид человека и рыбы. Американский журналист и путешественник Грэйем Хэнкок, беседуя в Тиауанако с местными жителями, получил любопытную информацию. Оказывается, в очень древних преданиях говорится о «богах из озера, у которых были рыбьи хвосты, и которых звали Чуллуа и Умантуа». |
Персонажи этой легенды и тиауанакских скульптур явно напоминают другой персонаж – героя шумерских сказаний, рыбочеловека Оаннеса, который в далекие времена выходил из моря на берег в Месопотамии и учил уму-разуму аборигенов. |
Прапрацивилизация? |
Странности и загадки артефактов, обнаруженных в Тиауанако, в значительной степени проясняются, если принять гипотезу о существовании на Земле в глубокой древности пока что совершенно неизвестной высокоразвитой прапрацивилизации, которая и послужила общей основой для последующих цивилизаций шумеров, древних египтян, а также ольмеков и других народов американского континента. Остается лишь надеяться, что в будущем археологи, историки и ученые других специальностей обнаружат бесспорные свидетельства реальности этой таинственной культуры, установят ее происхождение и время существования на нашей планете. |
Вадим ИЛЬИН |
Журнал Тайны XX века |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|