Летающие тарелки для... корпуса морской пехоты
"Секретные материалы", 29.04.2002, Санкт-Петербург, n9, стр.8,9
#Уфологи всего мира могут радоваться: наконец-то неоднократные сообщения очевидцев о замеченных ими на низких высотах НЛО частично нашли свое подтверждение. На этот раз оно пришло со стороны американских военных. В этом году на вооружение Корпуса морской пехоты США принят беспилотный летательный аппарат (БЛА) многоразового применения "Сикорский Сайфер", в точности повторяющий форму "летающей тарелки"#
ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ
В начале 80-х годов появился новый класс беспилотных разведывательных аппаратов - миниатюрные и относительно дешевые БЛА весом от нескольких десятков сотен килограммов и размерами от двух до пяти метров. Пионерами в этой области стали израильтяне, первыми создавшие и с большим успехом впервые применившие миниатюрные БЛА в ходе боев с сирийскими войсками в долине реки Бекаа в 1982 году. Вслед за Израилем к работам в этом направлении приступили США, СССР, Великобритания, Франция, Италия, Канада, Китай и Ирак. В настоящее время ведущее место в области создания и применения БЛА занимают Соединенные Штаты.
Создание в США беспилотной разведывательной авиации тактического, оперативного и стратегического назначения происходит в рамках единого, детально разработанного концептуального замысла. В соответствии с ним предусматривается, что тактические БЛА войдут в организационно-штатные структуры формирований основных видов вооруженных сил, тогда как оперативные и стратегические будут средствами объединенных командований группировок войск, в том числе и многонациональных.
ПРОВЕРКА ПОД ОГНЕМ
Неоспоримые преимущества беспилотных летательных аппаратов-разведчиков особенно наглядно были продемонстрированы в последнее десятилетие во время боевых действий в зоне Персидского залива и в Югославии. БЛА являлись самым эффективным маловысотным средством тактической разведки в интересах решения ближайших тактических задач сухопутных войск и морской пехоты, особенно в районах с таким специфическим рельефом местности.
Во время войны с Ираком, при проведении операции "Буря в пустыне", на долю БЛА пришлось 85 процентов всей воздушной фоторазведки. Зоркими "телеглазами" БЛА было обнаружено более 50 процентов, скрываемых в пустыне и тщательно замаскированных, пусковых установок ракет "СКАД", подземных бункеров и ангаров. Патрулируя над пустыней, миниатюрные БЛА незаметно фиксировали любое движение иракцев.
В боевых действиях против Ирака принимали участие девять БЛА "Пионер" израильского производства, приобретенные Корпусом морской пехоты США, несколько опытных американских микро-БЛА "Пойнтер" и "Эксдрон", французских аппаратов "МАРТ" и БЛА "КЛ-89" канадского производства, применявшихся британской артиллерией.
В Югославии БЛА "Хантер", снаряженные соответствующей съемочной аппаратурой, активно использовались для ведения оптоэлектронной, радиолокационной, видовой, радио- и радиотехнической разведки, лазерной подсветки целей и ретрансляции передач радиосвязи.
По результатам войны в Югославии был сделан принципиальный вывод: к 2000 году вооруженные силы США приобрели и продемонстрировали на практике исключительно высокую способность технической адаптации к конкретным боевым условиям вооруженного конфликта, обеспечивающую быстрое достижение поставленных целей.
САМЫЕ ПЕРЕДОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Опытный БЛА многоразового применения "Сайфер" создавался по программе ACTD (Advanced Concept Technology Demonstrator), которая предусматривала создание нескольких перспективных прототипов по новой технологической концепции и передачу их на войсковые испытания. Так был построен первый вариант БЛА "Сайфер", предназначенный для ведения различных видов разведки в тактической глубине боевых порядков противника.
ВОЗДУШНЫЙ "РАСШИФРОВЩИК"
"Сайфер" представляет собой кольцеобразный летательный аппарат диаметром 2 метра, внутри которого находятся два соосных винта, приводимых во вращение двигателем внутреннего сгорания мощностью 50 л.с. Запаса топлива хватает на три часа патрулирования на высоте 2,5 км со средней скоростью 130 км/час. Управление БЛА осуществляется одним оператором с наземного командного пункта, установленного на стандартном армейском грузовике, или он может полностью самостоятельно выходить на боевую позицию, используя навигационную систему GPS (Global Positioning System). При взлетном весе около 100 кг "Сайфер" несет боевую нагрузку 20 кг. Во время армейских испытаний на полигоне в Форт-Беннинге "Сайфер" оснащался телевизорами (для выявления замаскированных солдат противника), магнетометрами (для обнаружения замаскированной бронетехники), а также выполнял полеты по сложному профилю (на макете городского квартала) и выполнял доставку груза в определенную точку и даже минирование объектов.
После 400 часов летных испытаний в Исследовательском центре фирмы "Сикорский" в Палм-Бич "Сайфер" был передан в 1997 году на войсковые испытания. В ходе их в Форт-Беннинге БЛА совершал маневры в условиях, максимально приближенных к боевым, а также использовался для диверсионной и подрывной деятельности, в том числе и для установки мин различного типа.
На БЛА "Сайфер" устанавливалась система автоматического обнаружения и сопровождения наземных целей, подобная системам боевого вертолета нового поколения "PAUJ-66 Команч". Опытный БЛА успешно прошел войсковые испытания и был рекомендован, после необходимых в таких случаях доработок, к принятию на вооружение. Компания "Сикорский" получила контракт в размере 5 460 тысяч долларов на изготовление двух прототипов.
СТРАШНЫЙ БРАТ
С учетом требований военных и результатов испытаний "детские болезни" были быстро излечены и на базе БЛА "Сайфер" был создан предсерийный образец БЛА "Сайфер-2".
Его основными отличиями от опытного образца стали быстросъемное крыло, самоориентирующееся шасси и дополнительный толкающий винт в кольцевом туннеле. Применение крыла позволило увеличить максимальную скорость полета до 200 км/час при дальности действия 180 км.
Основные преимущества БЛА "Сайфер-2":
- Возможность совершать вертикальный взлет и посадку с неподготовленных поверхностей. Кольцевой кожух защищает винт от повреждений и позволяет действовать в непосредственной близости от земли, совершать полеты в лесу и маневрировать между зданий.
- Возможность доставки полезных грузов в труднодоступные места путем сбрасывания с воздуха, посадки или на тросе.
- Возможность использовать БЛА в качестве воздушного ретранслятора.
- Возможность управления БЛА военнослужащими после минимальной тренировки.
ВОЗДУШНЫЙ ДИВЕРСАНТ
Кроме разведывательных задач на БЛА "Сайфер-2" возложено выполнение диверсионных функций: скрытная доставка ядерных, биологических и химических боеприпасов в тыл противника, обнаружение и постановка мин, а также распыление боевых отравляющих веществ.
"Сайфер-2" может использоваться в интересах военно-морского флота при разведке предполагаемых районов высадки диверсионных групп, обеспечения связи и скрытого снабжения отдельных групп. После успешного прохождения испытаний БЛА "Сайфер-2" был принят на вооружение Корпуса морской пехоты США. Компания "Сикорский" получила заказ на изготовление первой партии из 19 БЛА. В войсках БЛА "Сайфер-2" сразу получил полуофициальное обозначение "Победитель драконов". Первые поставки в войска серийных "летающих тарелок" намечены на конец нынешнего года.
РОССИЙСКИЙ ПРИОРИТЕТ
Мало кто знает, что первенство в создании летательных аппаратов подобной схемы принадлежит советским инженерам. Еще в начале 50-х годов проект подобного аппарата под названием "Кольцелет" предложил военный инженер Кужелев. Во время Великой Отечественной войны он работал авиационным инженером на Комендантском аэродроме в Ленинграде. Там по его проекту и под его руководством осуществлялась переделка американских истребителей "Кертисс П-40 Киттихоук" в фоторазведчики. После окончания войны Кужелев продолжил опытно-конструкторскую деятельность в области авиационной фоторазведки. По замыслу конструктора "Кольцелет" должен был использоваться в качестве технического разведчика. Но к его проекту отнеслись скептически: шло бурное развитие реактивной авиации, и, по мнению административной комиссии, рассматривающей проект Кужелева, работа над "Кольцелетом" была бы шагом назад. Вместо детального рассмотрения проекта и передачи его в Министерство авиационной промышленности был даже поднят вопрос о наказании Кужелева за "заблуждение в области технического мышления". От снятия с должности его спасло только то, что свой проект Кужелев разрабатывал в инициативном порядке, в нерабочее время, но проект был "зарублен" окончательно. Время показало правоту идей талантливого инженера, абсолютно несправедливо загубленных советскими административными работниками, а потом воплощенных в жизнь американцами.
ВОЗДУШНЫЕ ГЛАЗА АРМИИ РОССИИ
На вооружении Российской армии состоит большое число беспилотных летательных аппаратов. Хотя большинство из них безнадежно устарело из-за отсутствия финансирования, они продолжают использоваться. Наиболее современным и эффективным из них является комплекс беспилотной воздушной разведки "Стерх". Он представляет собой модернизированный вариант комплекса "Строй-П" и был принят на вооружение Российской армией 16 июня 1997 года. В его состав входят станция пуска и управления, размещенная на гусеничном шасси, передвижная станция материального обеспечения и технического обслуживания и 10-12 БЛА "Изделие 61 'Шмель'". БЛА запускаются с рельсовой направляющей с интервалом в 20 минут, а оборудование комплекса позволяет одновременно управлять двумя "Шмелями". В настоящее время производятся экспортные поставки комплекса "Стерх" в Индию и Ирак.
Если "Шмель" рассчитан только на 10 вылетов, то его дальнейшее развитие, "Шмель-2", может использоваться 150 раз. Его разведывательное оборудование выполнено в трех быстросменных модульных комплектах и имеет варианты: телевизионную камеру, телевизионную аппаратуру и лазерный дальномер-целеуказатель, устанавливаемые на гиростабилизированной платформе в носу фюзеляжа.
Самой современной российской разработкой является мини-БЛА КА-137, созданный в УВЗ имени Н.И. Камова. Он оснащен системой автоматического управления и спутниковой навигационной системой для полета по сложному профилю. Продолжительность полета составляет 4 часа, а дальность полета - 500 км. КА-137 предполагается использовать для ведения различных видов разведки и наблюдения. Одновременно рассматривается возможность использовать его в гражданских службах - ГИБДД и МЧС.