ПО СЛЕДАМ ЛЕГЕНД
(Часть I)
Наш путь на Светлояр-озеро. Ничего с собой поделать не можем — тянет туда. Будто что-то там забыто, и вернуться просто необходимо. Хочется хоть мельком глянуть на чашу спокойной воды, послушать шум ветра в вершинах береговых корабельных сосен и, если повезет, услышать колокола легендарного подводного города. А еще не дают покоя сказы и предания, которые слышали некогда, и сидят они в тебе занозой тайн, время от времени беспокоя. Чувствуется, время пришло, пора. Неисчерпаемо озеро, молчаливо и скрытно.
Вроде бы умом понимаешь, что нет у народных сказаний реальной основы, выдумка все, но внутренний голос подсказывает, что дыма без огня не бывает. И хоть серьезные фольклористы утверждают, что вполне возможен и один дым, но не очень-то им веришь.
Зубастое чудовище Летом 1982 года студенты фольклорной экспедиции Горьковского университета записали на Светлояре легенду.
“Большая рыбина в Светлояре ходит, людей пугает. Раньше на горе избушка была, в ней жила одна монашенка преклонных лет. Она издалека приехала, говорила про нее даже, будто она была царского рода. И вот, рассказывают люди, ей видение было — из озера ночью выходит чудовище огромное, зубастое, с хвостом, вроде как рыба...
Водолазы озеро исследовали. Один только нырнул и кричит, чтобы его тянули назад скорей. Вытащили его, а он уже без памяти. В больницу потащили, отходили, а что с ним такое было, что он там увидел, никому не сказывает.
Рыба большая там есть — это точно!
Но на людей-то она нападать не нападает, только пугает все больше или просто показывается.
Легенда о гигантской рыбине некогда упорно ходила по окрестным селам и деревням, примыкающим к Светлояру. Студентам удалось ухватить лишь ее отголоски на излете. Они лишены детальных подробностей, но в легенде заложен такой простор для фантазий. Рыбину можно описывать в таких красках! Пришлым людям — поужаснее, чтоб кровь холодела, да и детишек своих жалеть нечего, а то будут безбоязненно бегать к озеру, утонут еще.
“Был такой случай: пришли на берег Светлояра двое мужчин с мальчиком трех лет. Сами пошли купаться, а ребенка на берегу оставили. Искупались, возвращаются на берег, а мальчика нет. Всюду искали: и в лесу, и в кустах. Стали сетями в воде ловить. Как ни закинут, все сети пустые.
Тогда отец сел на берегу и стал ждать. Хотелось ему знать, куда сын девался. Несколько дней и ночей просидел. И вот в одну ночь подплывает к берегу рыбина великая. Пасть разинула и его съесть хотела. Он перепугался, бросился со всех ног.
Убежал он от рыбины, а потом сказал всем: дескать, я знаю теперь, кто моего сына съел”.
Выдумка, думаете, все это? А что бы той рыбине и не жить в Светлояре? Это сейчас окунек с ладошку за счастье, а раньше, как известно, рыба покрупнее водилась. Если еще учесть, что для лесных людей озеро свято было, то с неводом сюда не смели заглядывать. Так что самая обыкновенная щука могла в покое да на обильных озерных харчах в гигантскую рыбину вымахать.
Ну каким, к примеру, могло быть светлоярское зубастое чудовище?
Все тайны рыбного мира в России мог знать один человек — Леонид Павлович Сабанеев. К его книгам и обратимся. Первая же прочитанная строка обнадежила: “Щуки достигают огромной величины и глубокой старости”. Писатель неголословен, он собрал много фактов.
Трехпудовые щуки водились в илистых озерах Приуральского края. Четырехпудовые встречались в Онежском озере. На северной речке Вычегде лавливали щук в пять пудов. В Сибири видывали трехаршинных (2,13 м) рыбин.
“В Западной Европе гигантские щуки встречались и в XIX столетии, а в прошлом и в средние века они были даже нередки. Еще в 1862 году... в Брегенце была поймана щука в 145 (около 60 кг) фунтов. Самая крупная щука из когда-либо пойманных — это историческая щука императора Фридриха II Барбароссы, пущенная им, как значилось на кольце, в 1230 году в одно озеро близ Хейбльбронна и вытащенная неводом в 1497 году, то есть через 267 лет. От старости рыба совершенно побелела. Величина ее была 19 футов, то есть слишком 8 аршин, а весила она 8 пудов 30 фунтов. Портрет этой щуки сохраняется до сих пор в замке Лаутерн, а скелет и кольцо — в Мангейме”.
У наших пращуров щука была уважаемой рыбой. По первой весенней щуке делали заключение о будущем хлебороде. Если икра в щуке была толще к голове, то лучший урожай будет от ранних посевов, а если к хвосту, то от поздних. Кости щуки служили оберегом: их прибивали к воротам, как средство от мора. А щучьи зубы были амулетом и охраняли от укуса змей.
Возможно, жила в Светлояре щука одна, истребив всех своих сородичей, — и такое случается в рыбном мире. По осени лакомилась залетными утками, жирела и нагоняла страх на лесных жителей.
В нашей, будем надеяться, убедительной системе доказательств мы допустили существенную ошибку: не фактическую, а скорее психологическую. Согласитесь: факты, отдаленные по времени, сами начинают походить на легенды. Леонид Павлович Сабанеев убедителен, но когда это все им собрано и написано... Придется покопаться в недавней истории.
В 1961 году журнал “Вокруг света” опубликовал сенсационное письмо геолога Виктора Твердохлебова, о котором говорят и поныне. Геолог писал, что в Якутии на озере Лабынкыр он наблюдал всплытие неведомого животного. С тех пор на озере высаживались десятки экспедиций, но “черт”, как называли то животное якуты, не хотел больше “засвечиваться”. Исследователи озера строят разные догадки, но склоняются к одной — это гигантская щука. На соседних озерах находили челюсти щук, через которые, если их поставить на землю, мог проехать всадник на олене.
Светлоярской щуке до таких размеров было, конечно, далековато. Скорее всего, это была рыбина чуть больше средней величины. В маленьком озерце она смотрелась гигантом, а тем более, у страха, как известно, глаза велики.
Не уберегли мы себя еще от одной ошибки. Зациклившись на гигантской рыбине, мы пропустили одну существенную деталь. Монашка, что жила на светлоярской горе, видела, как зубастое озерное чудовище покидало место своего обитания. Какая бы щука могла выползти из воды? Но если этой гигантской рыбиной была не щука, тогда кто же? Не крокодил же в самом деле? А вот здесь с категоричностью поосторожнее. Она может завести в тупик, и мы никогда даже отдаленно не приблизимся к разгадке легенд, по дорогам которых идем.
С. Владимирское, Воскресенский район, Нижегородская область.
(Часть II)
“Монструзы”: крокодилы или ящеры?
Обратимся еще к одной светлоярской легенде, записанной все теми же студентами университета.
“Лет сто пятьдесят назад стоял в здешних местах густой помещичий лес. Караулил его лесник — в лаптях и домотканом кафтане.
Шел он как-то вдоль берега, вдруг видит: навстречу ему идет огромное, страшное животное. Оно, видно, из озера вылезло. Он испугался, бросился бежать, а зверюга-то за ним, совсем уж его нагоняет.
Вот он кафтан-то сбросил, швырнул его в морду и еще пуще припустился.
Прибежал он в сторожку, взял ружье. Думает: “Теперь посмотрю, кто это тут ходит”.
А уж на поляне той никого — сбежал, видно, зверюга.
Только кафтан лежит — и тот в мелкие клочья изодран”.
Вот вам и щука светлоярская... Описанное животное на рыбу совсем не похожа. И нам вновь надо браться за книги, искать хотя бы отдаленный аналог светлоярскому монстру.
Адам Олеарий, путешествовавший по Руси в XVII веке, оставил бесценные записки, которые для нас самих Русь и открывают. Олеарий столкнулся еще с языческими племенами и описал святилище некоего водного божества, похожего на... крокодила.
Раз крокодил стал божеством, значит, был уже редок. Стаям, сворам, стадам не поклонялись. Очень возможно, что к XVII веку водное божество уже начало благополучно вымирать.
А вот в 30-м томе полного собрания русских летописей за 1582 год можно найти такую запись:
“В лето изыдоша коркодилы лютии звери из реки и путь затворита, людей много поедаша, и ужасоша людие и молиша Бога по всей земле, и паки спряташася, а иных избиша”.
Летописи о пустяках не писали. Для новгородской земли такое нашествие взбунтовавшихся “коркодилов”, видимо, было заметным событием. Но уж очень лаконична запись. Непонятно, откуда в новгородской земле взялось столько “коркодилов”. То ли они пришли откуда, то ли все время там жили, но решили бунт устроить. Что же их взволновало? На эти вопросы летопись ответа не дает. Для нас проясняется лишь один факт — крокодилы в наших лесах и озерах жить могли. Если они и вымирали, то постепенно. Исчезновение их затянулось, и они время от времени попадали в поле зрения путешествующих иностранцев, о чем те делали соответствующие записи в походных дневниках.
В 1589 году агент английской торговой компании Джером Гарсей в очередной раз ехал в Россию и в Польше стал свидетелем невероятного.
"Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мертвый крокодил, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь, что чудесно поправился..."
Обратим свое внимание на тот факт, что речь идет не о каких-то реликтовых животных. Крокодилы хорошо были известны. Удивление вызывало лишь их появление там, где они не водились.
Причем бросается в глаза еще одна важная деталь: все записи о загадочных животных, напоминавших крокодила, сделаны в XVI веке. А вот случайно ли это? Может быть, как раз в это время, движимые каким-то своим инстинктом, они покидали северные земли и уходили на юг, где живут и поныне. И как показывают все те же записи путешественников, люди, жившие в лесах, неохотно с ними расставались.
Ватиканский посол в России, австриец по происхождению, Сигизмунд Герберштейн в своих “Записках о Московии” отметил, что видел “очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома... каких-то змей с четырьмя короткими лапами, наподобие ящеров, с черным и жирным телом, имеющим не более трех пядей (60—70 см) в длину, и называемых гавиотами”.
Идолопоклонники — это, видимо, язычники. А ящер был тем речным божеством, которому они поклонялись.
“В положенные дни люди очищают свой дом и с каким-то страхом со всем семейством благоговейно поклоняются им, выползающим к поставленной пище”.
Следы ящеров обнаруживаются и в белорусском фольклоре. Детские игры и хоровые песни до сих пор содержат сведения о ящерах. Там этого зверя запросто зовут Яшей.
Быть может, заезжие гости врали пытаясь привлечь внимание к своим запискам, но о документах не скажешь, что они лгут.
В архивах города Арзамаса была обнаружена бумага, в которой говорилось:
“Лета 1719 июня 4 дня. Была в уезде буря великая, и смерч и град, и многие скоты и всякая живность погибли... И упал с неба змий, Божьим гневом опаленный, и смердел отвратно. И помня Указ Божьей милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 о Куншткамере и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и разных чудес, змея сего бросили в бочку с крепким двойным дном...”
Бумага была подписана земским комиссаром Василием Штыковым.
“Посылка” из Арзамаса до петербургского музея по каким-то причинам не дошла: может быть, в дороге встретились лихие люди, решившие на груз позариться, может, еще по какой причине, “арзамасский монструз” сгинул. Осталось в том же документе лишь его описание: “монструз” имел четыре короткие лапы и огромную пасть, полную острых зубов. Откуда же взял его смерч, пронесшийся над городом? Если этот “подарок” прихвачен из африканских краев, то какой же силы должен быть пронесшийся над землей ураган?
В “Своде экстремальных природных явлений”, составленном Е. Борисенко и В. Пасецким на основе русских летописей, об арзамасском урагане 1719 года даже нет упоминания. Выходит, это явление носило локальный характер и занесенный в город ящер был сугубо местным и жил в каком-то теплом болоте. Он мог быть тоже отголоском языческой веры, которая по южным лесам Нижегородской губернии главенствовала. И там, может быть, в свое время взращивали этих ящеров, как домашнюю скотинушку. И тайна светлоярского монстра, быть может, в этом же. Пришли на озеро паломники “древлей веры” — старообрядцы, согнали с гор поклонников четырехлапых монстров, и без присмотра ящеры и сгинули. Один лишь в Светлояре задержался, чтобы попугать народ да войти в легенды.
Опять же, памятуя о том, что надо бы отыскать факты и поближе, хотя бы века XIX, мы на этом со светлоярским чудовищем не прощаемся.
Некая международная организация, занимающаяся всяческими паранормальными явлениями, составила список чудовищ мира. В силу своих материалистических взглядов наша страна в этот список не попала. Хотя есть один адресок — озеро Бросно в Тверской области.
Чудовище здесь было замечено лет пять назад. Причем замечено туристами. Как считают местные жители, напьешься — так и не такое привидится.
Но у озера есть свои легенды. Чудище здесь поело вражеское войско татаро-монгол в 1237 году. А до этих захватчиков были варяги, оно и на них напало. Дальше уже шла легенда о Великой Отечественной войне. Говорят, люди видели, как поднявшийся от озера столб воды закружил и увлек в пучину вражеский “мессершмитт”.
Пропажей лодок на озере никого не удивишь. А вот людей чудовище не трогало.
Чувствуется по вашему настроению, что даже этот недавний пример не убедил вас в существовании монстров. Да и сами понимаем, жидковат он.
Последний козырь: как известно, гигантские ящеры-вараны были открыты на острове Комодо только в 1926 году. До этого все ящеры существовали только в легендах.
К сожалению, не соединить нам сегодня реальность наших доказательств с народной выдумкой. Жить им порознь. Но, кто знает, быть может, когда-нибудь высадится на Светлояр-озере оснащенная по последнему слову экспедиция и начнет щелкать светлоярские тайны, как орешки. Извлечет она из илового плена костистые останки то ли щуки, то ли ящера, то ли крокодила, и убедимся мы в очередной раз, что дыма без огня действительно не бывает.
А сейчас нам остается лишь предполагать, кто же стал “героем” светлоярских легенд.
С. Владимирское, Воскресенский район, Нижегородская область.
Вячеслав Федоров
Фото: Владимира Алексеева и Владимир Андрианова
http://www.svetloyar.ru/index.php?id=000110