ПРИЗРАК БРОДИТ ПО ПЕЩЕРЕ
Источник: Еженедельник Литовский КУРЬЕР No. 28 (176) Дата публикации: 1998.07.10 Автор: Н.Лескова
История В XIX веке один из монахов Троице-Сергиевой лавры, старец Варнава, недовольный сытой, благополучной жизнью своих собратьев, ушел оттуда и основал в шести километрах пещерный монастырь - Черниговский скит. По сей день об этом месте бродит масса слухов - один другого невероятнее. По словам сотрудника Московской академии художеств Александра Грекова, в земле были вырыты 14 келий и подземная церковь, где жили и молились монахи. Кстати, здесь же, в Черниговском скиту, были похоронены знаменитые русские философы Василий Розанов и Константин Леонтьев. Отдельная тема - то, как сложилась потрясающая судьба Павла Флоренского, который прожил в Сергиевом Посаде ряд лет. По сей день там сохранился его дом, живы дочери Ольга Павловна и Мария Павловна, внук принял сан и стал отцом Андроником. Флоренский часто бывал в Черниговском скиту и говорил, что на него там нисходит благодать. Но жить там почему-то не хотел. Все (или почти все), казалось бы, ясно. Если бы не мнение некоторых специалистов, считающих, что пещеры эти - природного происхождения. Совершенно непонятно, откуда столь глубокие подземные образования могли появиться в местности, где есть только небольшие холмы. Московский биоэнергетик Петр Шарыгин уверен, что название города в советское время - Загорск - вовсе не дань большевику Загорскому, а "подсознательно найденное сакральное имя". Якобы здесь раньше были горы с огромными пещерными городами. Там-то, мол, и скрывались далекие предки теперешних аборигенов. Возможно, они были выходцами "из далеких миров", предполагает Петр Андреевич. Пещеры долгое время и впрямь считались местом, где могут происходить всевозможные чудеса. В конце XIX века там жил целитель, к которому приезжали со своими хворями даже из отдаленных губерний. Некоторых он лечил так: заводил в пещеру, оставлял там на час или два, после чего человек совершенно выздоравливал. Но входить внутрь каменных "апартаментов" мало кто решался. Поговаривали, что "пещерные духи" карали тех, кто проникал туда самовольно. Посадский мужик Федор Иванов прошел туда за целебной водой, которая якобы помогала от всех болезней, и не вернулся. А его земляк Демьян выбрался оттуда пять суток спустя еле живой. Рассказывал, что нашел чудесный источник, но только к нему приблизился, как кто- то невидимый схватил его за локоть так, что "кость треснула". И в самом деле, стал Демьян калекой. Может, со страху он принял за неведомого духа обычный камень, придавивший его сверху? Но забредать в пещеры все же боялись. И множились легенды. Якобы под землей спрятаны несметные богатства, но никому, кто жаден до денег, не суждено ими обладать. Есть, мол, у пещер "грозный хозяин", охраняющий доступ к великой тайне. А что за тайна - никто не знает... Когда здесь появился монастырь, все, казалось, были рады. Но загадки продолжались. Подземные монахи вели странную жизнь. Суровые, аскетичные, они почти не показывались на глаза днем. Зато ночью... Ходили тревожные истории, что, мол, видят гигантского роста Черного монаха, исчезающего посреди поля, слышат из-под земли какие-то завывания... Но, опять же, никаких вещественных доказательств своим опасениям жители Сергиева Посада не оставили. Монастырь просуществовал недолго. Мистический ужас местных жителей постепенно уступил место повседневным хлопотам. Сейчас здесь мало кто и помнит, где были те пещеры. "Монастырь? - чешет в затылке встречный мужичок с бензопилой. - Да у нас вот только один - мужской. А под землей, может, и был когда давно..." - и неопределенно машет рукой... Сейчас на месте Черниговского скита и правда стоит мужской монастырь. Место, московским уфологам известное. Отсюда очень часто поступают сообщения об аномальных явлениях. Одна из моих собеседниц рассказала, что видела "пришельца, идущего в сторону леса", - огромного роста темную фигуру в длинном плаще, похожую на монаха... О том, древнем, "призраке" Черного монаха она никогда не слышала. Но мистика мистикой, а должно ведь быть и разумное объяснение "загорскому феномену". Любопытную версию предложила радиофизик из Москвы, действительный член Русского физического и географического обществ Ольга Ткаченко. По ее убеждению, геология Земли находится в глубокой взаимосвязи с традициями древних народов. Расположение древних капищ не случайно: оно отражает процесс формирования рельефа планеты. Дело в том, что в ходе физических процессов образуются так называемые геологические разломы разных видов - спиральные, меридианно-широтные и другие. Точки их пересечения и являются "аномальными" местами. Именно там у человека обостряются мистические ощущения, происходит "прорыв" в незнаемое. Он видит нечто - НЛО, "призраков", слышит "голоса", открывает в себе новые творческие возможности. Такие места, согласны с Ольгой Степановной эксперты московской ассоциации "Экология непознанного", наиболее благоприятны для духовного состояния человека. Наши предки, опираясь на интуитивные знания, обычно ставили в этих зонах храмы, в язычестве - идолов и "священные" валуны. Исследования показывают, что древнейшие городища расположены вдоль границ подобных разломов. На таком же месте стоит и Сергиев Посад. Но на территории Черниговского скита, по словам специалистов, "космические потоки" просто бурлят. Любому, мол, геофизику ясно, что это - аномальная зона. Каждый, кто здесь бывает или, того больше, живет, "обречен" метаться между реальностью и "астралом". Правда, по мнению экспертов, вреда здоровью это не принесет. Наоборот, многие великие люди интуитивно выбирали такие места для жизни и деятельности - тот же Сергий Радонежский, Иван Грозный, Петр I. Александр Македонский в своих походах как будто выискивал такие "комфортные" тропы, прохождение которыми, вероятно, и давало ему силы и уверенность в своей непобедимости. Может быть, и в Черниговском скиту скоро народится тот, кто сделает это место историческим, навсегда знаменитым?
Н.ЛЕСКОВА, "Труд" N 6 1999
|
|