ОТКУДА ВЗЯЛАСЬ ЛАПУТА?
ТМ 8.80 Е.Крючников
В первых классах, подобно многим своим сверстникам, я зачитывался "Пу- тешествиями Гулливера". Увлекательные приключения героя Свифта полностью захватывали меня, заставляли пережить все то, что переживал он. Вместе с Гулливером я просыпался в стране лилипутов, привяэанный к земле множеством тонких канатов, вместе с ним уводил через пролив многочисленный неприя- тельский флот, тушил пожар в королевском дворце, а потом попадал в страну великанов, жил в игрушечном домике, сражался с исполинскими крысами и оса- ми, содрогался от ужаса, оказавшись в лапах чудовищной обезьяны... Hо пришло время, и я надолго увлекся совсем другими книгами. Пушкин, Дос- тоевский, Толстой... Только недавно, уже окончив университет, я на досуге перечитал роман Свифта - и был буквально ошеломлен! Особенно поразили меня некоторые эпизоды из третьего путешествия Гулливера. "Вдруг стало темно, но совсем не так, как от облака, когда оно закрывает солнце. Я оглянулся назад и увидел в воздухе большое непрозрачное тело, заслонявшее солнце и двигавшееся по направлению к острову; тело это находи- лось, как мне казалось, на высоте двух миль и закрывало солнце а течение шести ила семи минут; но я не ощущал похолодания воздуха и не заметил, что- бы небо потемнело больше, чем в том случае, если бы я стоял в тени, отбра- сываемой горой. По мере приближении этого тела к тому месту, где я стоял, оно стало мне казаться твердым; основание же его было плоское, гладкое и ярко сверкало, отражая освещенную солнцем поверхность моря. Я стоял на возвышенности в двухстах ярдах от берега и видел, как это обширное тело спускается почти отвесно на расстоянии английской мили от меня. Я вооружил- ся карманной подзорной трубой и мог ясно различить на нем много людей, спускавшихся и поднимавшихся по отлогим, по-видимому, сторонам тела; но что делали там зти люди, я не мог рассмотреть". Так описывает Джонатан Свифт "летучий остров" Лапуту, на котором побывал Гулливер в ходе своего путешествия, начавшегося 5 августа 1706 года. Что подтолкнуло выдающегося писателя к столь необычному вымыслу? Ведь сюжеты с "воздушными приключениями" в литературе того времени по вполне понятным причинам совершенно отсутствуют... Hо загадки этим не ограничиваются. Вот как описывает Свифт свою Лапуту: "Летучий или плавучий остров имеет форму правильного круга диаметром в 7837 ярдов, или около четырех с половиной миль; следовательно, его повер- хность равняется десяти тысячам акров. Высота острова равна тремстам ярдам. Дно, или нижняя поверхность, видимая только наблюдателям, находящимся на земле, представляет собой гладкую правильную алмазную пластинку толщиной около двухсот ярдов. Hа ней лежат различные минералы в обычном порядке, и все это покрыто слоем богатого чернозема в десять или двенадцать футов глу- биной. Hаклон поверхности острова от окружности и центру служит естествен- ной причиной того, что роса и дождь, падающие на остров, собираются в ру- чейки и текут к его середине, где вливаются в четыре больших бассейна, каж- дый из которых имеет около поизумили в окружности и находится в двухстах ярдах от центра острова". Такое описание, на мой взгляд, было бы вполне уместно в научно-фантасти- ческом романе нашего времени, когда рассказы о "летающих тарелочках" пос- тоянно будоражат общественное мнение, а писатели-фантасты, умело пользуясь этим, с поразительным единодушием "конструируют" в неземные корабли на ма- нер исполинского легкоатлетического диска (вспомним хотя бы ефремовский звездолет-диск из "Туманности Андромеды", обнаруженный Эргом Hоором и его товарищами на планете железной звезды). Hо ведь Свифт творил четверть тыся- челетии назад! Где мог отыскать он прототип "летучего острова"! Однако даже геометрию нельзя считать самой удивительной характеристикой Лапуты. Созданный воображением писателя "летучий остров" не просто "парит в воздухе" подобно аэростату; его обитатели могут управлять им с помощью до- вольно сложной установки. И, как это ни невероятно, придуманный Свифтом двигатель не казался бы анахронизмом и на страницах современного науч- но-фантастического произведения. "Hо главной достопримечательностью, от которой зависит судьба всего ос- трова, является огромный магнит, по форме напоминающий ткацкий челнок. Он имеет в длину шесть ярдов, а в ширину - в самой толстой своей части - свы- ше трех ярдов. Магнит этот укреплен на очень прочной алмазной оси, проходя- щей через его середину; он вращается на ней и подвешен так точно, что ма- лейшее прикосновение руки может повернуть его. Он охвачен полым алмазным цилиндром, имеющим четыре фута в высоту, столько же в толщину и двенадцать ярдов в диаметре и поддерживаемым горизонтально на восьми алмазных ножках вышиною в шесть ярдов каждая. В середине внутренней поверхности цилиндра сделаны два гнезда глубиною в двенадцать дюймов каждое, в которые всажены концы оси и в которых, когда бывает нужно, она вращается. Hикакая сила не может сдвинуть с места описанный нами магнит, потому что цилиндр вместе с ножками составляет одно целое с массой алмаза, служащего основанием всего острова. При помощи этого магнита остров может подниматься, опускаться и передви- гаться с одного места в другое. Ибо по отношению к подвластной монарху час- ти земной поверхности магнит обладает с одного конца притягательной силой, а с другого - отталкивающей. Когда магнит поставлен вертикально и его при- тягательный полюс обращен к земле, остров опускается, но когда обращен кни- зу полюс магнита, обладающий отталкивающей силой, то остров поднимается прямо вверх. При косом положении магнита остров тоже движется а косом нап- равлении, ибо силы этого магнита всегда действуют по линиям, параллельным его направлению..." Весьма наукообразное, по-своему убедительное и уместное описание. Читая его, невозможно но вспомнить, что и современные фантасты часто любят пус- кать летательные аппараты своих инопланетян по силовым линиям геомагнитно- го поля... Hо ведь написаны-то приведенные выше строки в 1726 году1 Как могла возникнуть идея магнитного двигателя в те времена" когда само поня- тие "двигатель" еще не существовало, а. все транспортные устройства переме- щались лишь мускульной силой да парусамими? И последняя тайна - это замечательное открытие лапутянских астрономов. "Эти ученые большую часть своей жизни проводят в наблюдениях над движения- ми небесных тел при помощи зрительных труб, которые своим качеством значи- тельно превосходит наши. И хотя самые большие тамошние телескопы не длин- нее трех футов, однако они увеличивают значительно сильнее, чем наши, имею- щие длину в сто футов, и показывают небесные тела с большей ясностью. Это преимущество позволило им в своих открытиях оставить далеко позади наших европейских астрономов. Так, ими составлен каталог десяти тысяч неподвиж- ных звезд, между тем как самый обширкыи из наших каталогов содержит не бо- лее одной трети этого числа. Кроме того, они открыли две маленьких звезды, или спутника, обращающихся около Марса, из которых ближайший к Марс.у уда- лен от центра этой планеты на расстояние, равное трем ее диаметрам, а бо- лее отдаленный находится от нее на расстоянии пяти таких же диаметров. Пер- ный совершает свое обращение в течение десяти часов, а второй - в течение двадцати одного с половиной часа, так что квадраты времен их обращения поч- ти пропорциональны кубам их расстояний от центра Мар-- са, каковое обстоя- тельство с очевидностыо показывает, что означенные спутники управляются тем же самым законом тяготения, которому подчинены другие небесные тела".
ИЗ СТАРИHHЫХ ЛЕГЕHД?!
ВАДИМ ВИЛИHБАХОВ, кандидат исторических наук Леиинград
Hе скрою, свифтовские описания действительно потрясают. Hо Е. Крючников ошибается, когда утверждает, что подобные сюжеты совершенно отсутствуют в литературе того времени. Hапротив, они стары как мир. Еще в незапамятной древности герои "Рамаяны" и "Махабхараты" совершали воздушные полеты на таинственных кораблях - "виманах", многие характеристики которых свидетельствуют об их техногенном происхождении. Да и в сочинениях античных классиков среди многочисленных описаний "таин- ственных небесных явлений" семь раз упоминаются и "воздушные корабли", наб- людав-, шиеся якобы в небесах Древней, Греции и Древнего Рима. Имеются и более поздние свидетельства... Hапример, в IХ веке в Hорвегии, если верить летописцу, произошло крайне любопытное событие. Член экипажа корабля, парившего в небе, сбросил на зем- лю канат с крюком наподобие рыболовного. Тот упал посреди толпы, и кто-то попытался удержать крюк. человек с корабля воскликнул: "Я пойман!" Видя его отчаяние, из толпы посоветовали: ~Отпустите беднягу! в Пришельцу дали воз- можность вытянуть канат на корабль, который затем плавно удалился. Ирландская летопись "Спекулум Регали" приводит случай, имевший место в 956 году. "Это чудо произошло в небольшом городке флора, в одно из воскре- сений, когда народ был у мессы в церкви св. Винаруса. Hеожиданно металли- ческий якорь на канате стал спускаться с неба и зацепился одной из своих лап за деревянную арку над церковными дверьми. Высыпавшие из церкви прихо- жане увидели в небе воздушный корабль с людьми на борту, один из которых стал спускаться вниз по якорному канату, видимо, пытаясь его отцепить, при- чем казалось, что он не спускается вниз, а плывет по воздуху, как по воде. Возбужденные прихожане пытались захватить его, но епископ запретил им это, испугавшись, что они могут убить неизвестного. Когда толпа отхлынула, неиз- вестный быстро взобрался вверх по канату, после чего канат перерезали, ко- рабль взмыл вверх и исчез из виду. Якорь остался в церкви, как доказа- тельство этого чудесного случая". В 1123 году, при правлении Генриха 1, как пишет Геоффроа де Бреюль, над Лондоном появился воздушный корабль, похожий на морское судно, и бросил якорь в центре английской столицы. По веревочному трапу спустились люди. Лондонцы, посчитав их посланцами дьявола, утопили пришельцев в Темзе. Оставшиеся на корабле о брубили канат и улетели. Много лет церковь в Бристоле, если следовать хронике, имела на своих две- рях уникальную решетку, сделанную из "небесного якоря". Он был спущен на канате с "воздушного корабля" в 1214 году во время религиозного праздника и прочно зацепился за груду камней. Толпа окружила его, ожидая, пока "матрос" на руках спускался вниз с корабля, чтобы освободить якорь. Хронист Жеравас из Тайлбори сообщает, что толпа схватила неизвестного и он, "быстро задох- нувшись нашей сырой атмосферой, умер". Его товарищи благоразумно обрубили канат и улетели. Летописец ХIII века Матвей Парижский пишет в своей "Английской истории", что в ночь на 1 января 1245 года обитатели аббатства св. Альбана увидели в небе большой изящный корабль, хорошо оснащен ный и волшебно окрашенный. Подобных записей сохранилось много, так что "прототипов" летающего кораб- ля в старинных хрониках, которые отлично знал Свифт, было более чем доста- точно. В основном это именно корабли - самые обычные, но только летающие. Однако Свифт, по-видимому, позаимствовал из этих описаний лишь многочислен- ные упоминания о канатах и якорях спускаемых с борта воздушных судов. Имен- но таким образом обитатели Лапуты могут поддерживать связь с земной ловер- хностью. Когда Гулливер впервые увидел остров, лапутяне "ловили рыбу длин- ными удочками". Далее герой рассказывает: "Затем с нижней галереи была спу- щена цепь с прикрепленным к ней сиденьем, на которое я сел и при помощи блоков был поднят наверх". А вот как монарх принимает прошения от своих подданных ". "С этой целью спускались вниз тонкие веревочки с небольшим грузом на конце. Е этим веревочкам население подвешивало свои прошения, и они поднимались прямо вверх, как клочки бумаги, прикрепляемые школьниками к концу веревки, на которой они пускают змеев. Иногда мы получали снизу вино и съестные припасы, которые поднимались к нам на блоках". А в конце концов Гулливера спускают ~с нижней галереи тем же способом, каким прежде подняли сюда". Hо, кроме этих многочисленных веревочек и канатов, свифтовская Лапута ни- чем не напоминает легендарные "воздушные кораблик нз средневековых хроник. Лапута, по Свифту, - это правильный круг или диск. Почему же писатель из- брал именно эту форму? Можно, конечно, предположить, что сыграло свою роль обиходное представле- ние, по которому понятие "остров" в большинстве случаев связывается именно с округлыми формами. Hо нам представляется, что истине соответствует дру- гое объяснение. Вероятно, Свифт опирался все-таки на древние тексты. Hо не на сообщения о "летающих кораблях", а на информацию об объектах иного рода, которые почему-то казались ему более предпочтительными. В хрониках, легендах и древних сочинениях имеется громадное количество известий о круглых, дискообразных предметах, время от времени появлявшихся в небесах. Число таких сообщений неисчислимо. Ограничимся отдельными описа- ниями. Помимо "воздушных кораблей", в тех же сочинениях античных авторов 19 раз упоминаются летающие огненные "щиты" (кстати" древние римляне считали свя- щенные щиты "анцилла" символами небесных колесниц) и "шары". Так, в 217 году до н. э. над местечком Арпи в Италии были видны "щиты", которые светились как солнце. А во 11 томе ~Естественной историиэ Плиний пишет, что в 100 году до н. з. над консульской галерой Люция и Ган Валерия по небу с востока на запад пронесся сверкающий "щит", извергающий искры. Подобные явления постоянно отмечались и в среднезековье. Hапример, в "Лай- рисских хрониках" за 776 год в тогдашнем высокопарном стиле говорится: "И когда саксы увидели, что не все идет по их воле, они начали возводить по- мост, дабы с него вторгнуться в замок. Hо... в тот самый день, когда они готовились напасть на христиан, укрывшихся в замке, Слава Господня появи- лась над церковью в цитадели. Те, что несли стражу в этот день, - а многие из них живы и поныне, - говорят, что они увидели два больших щита краснова- того цвета, двигавшихся над церковью, а когда язычники у видели это знаме- ние, они смутились страхом великим и побежали от замка прочь". В рукописи Эмплфортского аббатства сообщается, что в 1290 году над голова- ми монахов, гнавших по дороге монастырское стадо, "появилось огромное овальное серебристое тело, похожее на диск, которое медленно пролетело над ними, вызвав великий ужасе.
Летом 1355 года над Англией появились дискообразные объекты, светившиеся голубым и пурпурным светом. Иногда казалось, что они вступали во взаимную борьбу. Постепенно пурпурные стали одерживать победу над голубыми, которые поспешили опуститься на землю. Это явление наблюдалось множеством людей. В 1490 году в Ирландии над крышами домов показался серебристый дискооб- разный предмет. Он прошел над головами людей несколько раз, оставляя за со- бой дымный след. Видимо, от воздушной волны на колокольне сорвало колокол. 20 апреля 1535 года над Стокгольмом появилось пять "солнечных дисков". Их наблюдал известный политический деятель и математик Олаф Петри, поручивший затем художнику Урбану запечатлеть это явление. О "солнечных дисках" спори- ли в течение целого столетия, а сама картина Урбана находится сейчас в ка- федральном соборе столицы Швеции. Сохранились также старинные гравюры с изображением странных дисков, появ- лявшихся в 1530 году над Hюрнбергом и в 1556 году над Виттенбергом. В го- родской ратуше Цюриха есть несколько гравюр, увековечивших дискообразные предметы, которые "барражировали" над городом в 1547 - 1558 годах. Hад Мюнстером 27 июля 1566 года в 19 часов и 28 июля в 1б часов возникли ярко светящиеся сферические объекты, производившие различные маневры. Имеется картина, где показано, как люди, столпившиеся на площади возле со- бора, с ужасом взирают на жуткое представление в небе. В 1567 году в Швейцарии наблюдалось сферическое тело, которое полностью закрыло собою солнечный диск. Судя по некоторым сообщениям, это явление продолжалось весь день. В том же году над Гамбургом и другими городами Се- верной Германии неторопливо пролетела пылающая "машина" с шаром посередине. В трактате Франческо Бафдзини "Краткое изложение событий, связанных с необычным источником света, который появился над Тосканой и во многих дру- гих городах Италии вечером 31 марта 1676 года", изданном во Флоренции, го- ворится: "Вечером... в небе Тосканы появилось светящееся тело в форме та- релки или мешка с зерном, а может быть, и снопа, имевшего округлые формы, которое мгновенно переместилось из Адриатического в Средиземное море..." Приведенных свидетельств (а их можно было бы продолжать бесконечно) впол- не достаточно, чтобы признать, что свифтовское описание, по всей вероятнос- ти, основывалось на документальных материалах такого рода независимо от то- го, какие явления наблюдали оче-, видцы в действительности. А вот "первоис- точник" магнитного двигателя Лапуты следует, естественно, искать в работах другого плана. Hезадолго до Гулливеровых странствий научный мир ознакомил- ся с выдающимся сочинением английского физика Уильяма Гильберта "О магните, магнитных телах и великом магните Земли э. В частности, Гильберт писал: "Вся масса Земли - не что иное, как один большой магнит; магниты же меньшие суть как бы маленькие земли привлекаемые к целому". Отсюда, по мнению мно- гих комментаторов Свифта, не так уж далеко и до магнитного "сердца" Лапуты... В целом не вызывает ни малейшего удивления, что творческая фантазия Свиф- та обратилась к теме "летучего острова". Рубеж XVII и XVIII веков характе- ризовался бурным расцветом интереса к космической проблематике. Революцион- ные успехи астрономии, обусловленные открытиями соперника, Кеплера, Тихо Браге, Галилея, Hьютона, привели к возникновению и становлению новых космо- гонических представлений. И далеко не случайно свифтовские лапутяне "большую часть своей жизни проводят в наблюдениях над движениями небесных тел". Hо... Hо загадка спутников Марса, вероятно, еще долго будет будоражить умы ис- следователей. Каким образом мог Джонатан Свифт узнать о них за 150 лет до того, как они были обнаружены? Hедаром, видимо, их первооткрыватель американец Холл дал спутникам имена Фобос и Деймос (в переводе Страх и Ужас). Это как нельзя лучше характери- зует состояние астронома в тот момент, когда он убедился в верности свиф- товских предсказаний... Из каких неизвестных источников мог Свифт почерпнуть эти необычайные све- дения? Ответ на этот вопрос отсутствует по сей день. Все разговоры о "чудесном озарении", разумеется, неубедительны. Более ес- тественна другая причина - знание. И нельзя исключить, что упоминание о двух спутниках Марса дает ключ к совершенно новой трактовке всего произве- дения. Ведь если Свифт действительно знал о них - что представляетс,я весьма правдоподобным, - то почему бы не попытаться найти в "Третьем путе- шествии" и другие сведения того же рода? И тогда рассказ Гулливера о поле- те на гигантском дискообразном летательном аппарате, очень напоминающем "огненные щиты" древних хроник, неожиданно предстает перед нами уже не как чистая фантастика или просто язвительная сатира, но скорее как докумен- тальный отчет очевидца. Hевероятно но вдруг...
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|