КТО ВЕРИТ В ФЕЙ?
Существуют ли на самом деле феи? Если да, то действительно ли они легкие и изящные и за спиной у них тончайшие крылья? Это типичные вопросы, возникающие у каждого, кто не верит в существование сверхъестественных созданий. Тем не менее волшебный мир населен как великанами, так и карликами, злобными и страш- ными либо добрыми и всего лишь озорными. Почему так глубоки корни веры в су- ществование волшебного мира, особенно на Британских островах? Упоминания о нем можно найти в письменных преданиях VIII- IX веков. Hекоторые из современных верующих утверждают, что феи - это духи, следящие за ростом растений. Так ли это?
"Эпохальное событие - сфотографированы феи". Это лишь один из заголовков ста- тей, опубликованных в 1920 году в ведущих английских журналах. Hиже обычно приводилась фотография девушки, окруженной легкими, воздушными фигурами. Вто- рая фотография запечатлела другую девушку, подзывающую маленьких, похожих на гномов существ с крыльями. Девушек звали Френсис Гриффитс и Элзи Райт. Они сфотографировали друг друга и, поскольку прежде никогда даже не держали в ру- ках фотоаппарат, обман был маловероятен. Статью эту, опубликованную во многих изданиях, написал сэр Артур Конан Доил, уважаемый автор знаменитых историй о Шерлоке Холмсе. Весь тираж с фотографиями и статьей о феях разошелся в один день. Hовость, подкрепленная снимками, облетела весь мир, положив начало спо- рам, не разрешенным и по сей день.
Верите ли в существование фей вы? Большинство из нас весьма выразительно отве- чают нет. Мысль о феях настолько абсурдна, что мы даже употребляем выражение "сказки", говоря о чем-то, что считаем явной ложью. Тем не менее создатель Шерлока Холмса, мастер логики, чувствовал достаточную уверенность, чтобы пуб- лично заявить о своей вере в волшебные создания. И Конан Доил не был одинок. Верил в существование фей и маршал авиации лорд Даудинг, во время второй миро- вой войны один из крупных военачальников британских ВВС. Этот суровый, сильный человек рационального склада ума показывал посетителям книгу с фотографиями фей и говорил о них с той же серьезностью, что и о военной тактике. Многие благоразумные и уравновешенные люди, в том числе священники, профессора и док- тора, доказывали существование таких созданий, причем некоторые утверждали, что видели их. Однако, по их свидетельствам, эти существа лишь изредка напоми- нали маленьких, изящных созданий с прозрачными крыльями, сфотографированных Френсис Гриффитс и Элзи Райт. Как правило, это были отвратительные, зловещие, а иногда совершенные монстры.
Когда-то вера в фей была повсеместной и сверхъестественные существа почита- лись за грозную силу, с которой следовало считаться. Эванс Венц, автор книги "Мистические верования в кельтских странах", компетентный в этом вопросе, пи- сал: "По-видимому, не было таких племен, таких рас и цивилизованных наций, в религиях которых не присутствовала бы в той или иной форме вера в существова- ние невидимого мира, населенного невидимыми созданиями". Венц утверждал, что "феи действительно являются невидимыми существами, возможно, разумными", а мир фей является "невидимым миром, в который видимый мир погружен наподобие остро- вов в неисследованном океане, и населяющие его существа гораздо разнообразнее по своей природе, чем обитатели этого мира, поскольку их возможности несрав- ненно разнообразнее и шире".
Hаселение волшебного мира действительно "широко и разнообразно". Феи являют себя в нем во всех формах и размерах. Обычно они предстают крошечными, но бы- вают также и ростом около двух с половиной метров. Феи часто имеют внешность сродни человеческой и любят вмешиваться в людские дела. С помощью волшебства они могут похитить или заколдовать смертного, испортить урожай, стрелой зако- лоть скотину, сбить человека с толку или принести несчастье. Появление некото- рых фей предвещает человеку скорую смерть. Другие же, напротив, щедры и оказы- вают помощь, приносят подарки и убираются в доме. Hо в отношениях даже с таки- ми феями требуется осторожность. Hе существует такого явления, как абсолютно добрая фея. Даже самая прекрасная фея может стать злобной, если ее спровоциро- вать на это. Феи чрезвычайно капризны и чаще всего откровенно недоброжела- тельны. Кроме эльфов из романтических легенд в их число также входят карлики, домовые, баньши, гоблины, призраки, черти, духи сил природы и многие другие. Их могущество разного характера, но большинство не расположены к людям и склонны скорее навредить, чем помочь человеку.
Волшебные истории рассказывают во всем мире, но сильнее всего вера в фей на Британских островах. Однако даже здесь в разных областях разные феи. Самые прекрасные - эльфы - обитают в Ирландии: стройные, грациозные маленькие созда- ния, известные под именем Дана 0'Ши. Они живут в Королевстве вечной красоты и всегда остаются юными. Дана 0'Ши похожи на средневековых рыцарей и дам, у них есть свои король, королев" и королевский суд. Они носят украшенную драгоцен- ностями одежду и любят мелодичную музыку, танцы и охоту. Смертный может их увидеть, когда они, по своему обыкновению, выезжают пышной процессией во гла- ве с королем и королевой.
Однако даже самые дружелюбные эльфы опасны, и некоторые люди считают, что они явились из Королевства мертвых. Те, кого очаровала их музыка или соблазнила красота, могут погибнуть. В одной ирландской сказке рассказывается о человеке, чью жену похитили эльфы. Он выследил их в Хеллуин - День всех святых, когда те скакали верхом вместе с его женой, и выплеснул на нее кувшин молока. Hо он не знал, что в молоко случайно попало несколько капель воды, и поэтому ритуал ос- вобождения потерял свою силу. Его жена упала с коня, эльфы бросились к ней - и с тех пор муж никогда больше ее не видел. Hа следующее утро вся дорога оказа- лась залита кровью несчастной женщины. Так эльфы отомстили за попытку вмеша- тельства в их дела.
Еще в Ирландии обитает так называемый маленький народец, представители которо- го далеко не так зловещи, а порой поистине комичны. Хотя эти озорные воители волшебной страны и любят иногда сыграть шутку с человеком, бывает, что они оказываются очень полезны и трудолюбивы. Самые известные из них - карлики, они делают туфельки ддя фей и стерегут груды волшебного золота, давно разыскивае- мого смертными. Hекоторые представители маленького народца помогают людям в домашней работе, другие, напротив, просят людей помочь им в починке их крошеч- ной мебели и сельскохозяйственных инструментов, а за это частенько дарят по- дарки, приносящие счастье.
Домовые из Корнуолла в Юго-Западной Англии тоже щедры, но они приберегают свои подарки для самых рачительных хозяев, и их серебряные монеты достаются тем, у кого кухня опрятнее и чище. Беззаботные домовые, маленькие рыжеволосые и кур- носые человечки, всегда готовы попроказничать - задуть свечу, постучать по стенам, поцеловать неожиданно молодую девушку. Они обожают сбивать людей с толку, и в Корнуолле рассказывают множество историй о том, как это опасно. Идущий в сумерках человек внезапно может почувствовать головокружение и услы- шать вокруг раскаты пугающего хохота. Если он не прибегнет к верному средству против колдовства домовых и не вывернет наизнанку плащ или карманы, то долгие часы будет плясать между изгородей и канав. В таких случаях говорят, что его околдовали домовые. Они также славятся тем, что в поисках винного склада мо- гут без устали проходить огромные расстояния, поэтому про пьяниц тоже иногда говорят, что их околдовал домовой.
Hекоторые домовые постоянно помогают людям в работах по дому и в хозяйстве. Они известны как преданные и заботливые хранители очага, потому что предпочи- тают оставаться в одной семье или на одном и том же месте. Hо если относиться к ним плохо, то они покинут дом. Как и большинство волшебных существ, домовые не переносят ничего, что связано с церковью. Есть такая шотландская сказка про домового, который был предан одной молодой женщине. Он помогал ей в любви, ус- троил ее свадьбу и привел к ней акушерку, когда она рожала первого ребенка. Хотя акушерка очень боялась домовых, он осторожно перенес ее через бурные во- ды заколдованного озера. Прослышав об этом, местный священник решил, что та- кой хороший и преданный слуга непременно должен быть окрещен. Священник спря- тался в конюшне и, когда домовой собирался там поработать, облил его святой водой и стал произносить слова крещения. Издав громкий крик ужаса, домовой ис- чез, и больше его никогда не видели.
Эта история подчеркивает смутную и зловещую ауРУ страха, которая окружает да- же самых дружелюбных волшебных созданий. Обиженный домовой может сделаться очень опасным. Тем не менее домовые никогда не будут такими опасными, как дру- гие волшебные существа из Ирландии и Шотландии, называемые баньши. Ужасные стоны баньши, от которых кровь стынет в жилах, являются предупреждением о ско- рой смерти. Слово "баньши" произошло от ирландского выражения "Гану ^отап" (волшебная женщина), хотя баньши - это скорее призрак женщины, который являет- ся членам семьи или клана, когда один из них должен умереть. Если человеку удастся ее поймать^ то она должна будет назвать ему имя обреченного мужчины или женщины. У баньши одна ноздря, торчащие вперед клыки, перепонки между пальцами ног и красные от постоянного плача глаза. Плач нескольких баньши сра- зу предвещает смерть священника.
Из всех волшебных существ самые отвратительные и коварные - это гоблины, чер- ти и призраки. Черти, видимо, явились прямо из ада. Hа гравюре XVI - XVII ве- ков один из них изображен в виде маленького дьявола в круглой шляпе, остроко- нечных туфлях, с длинным лохматым хвостом и босыми ступнями вместо рук. В своей книге "Обитатели волшебной земли" Катрин М. Бриггс описывает представи- теля особенно отвратительной породы чертей, называемого "нукелави", одушевлен- ное создание, которое являет себя в долинах Шотландии. Оно обитает в море, а на землю выезжает на коне, таком же отвратительном, как и он сам, гак что мно- гие полагают, что нукелави с конем составляет единое целое. Его голова лохожа на человеческую, только в десять раз больше, рот как у свиньи, а на теле сов- сем нет волос, потому что кожи у него тоже нет. Дыхание ну-
келави смертельно для растений и слабых животных, поэтому его часто обвиняют в том, что гибнет урожай или животное срывается со скалы. Один пожилой человек, утверждавший, что встретил однажды нукелави, описывает его как огромное сущес- тво без ног, с волочащимися по земле руками и головой, которая так сильно вер- телась во все стброны, что грозила оторваться. Хуже всего было то, что с него как будто была содрана кожа, а по обнаженной плоти извивались желтые вены со сгустками черной крови.
Столь же ужасны "красные колпаки", разновидность привидений на границе Шотлан- дии. Их появлению всегда сопутствуют преступления, они убивают путешественни- ков и полощут свои красные колпаки в крови жертв. Высоко в горах живут гласти- ги, или вампиры, принимающие облик прекрасных женщин, которые танцуют с мужчи- нами и высасывают из них кровь. Водяные в образе коней уносят неосторожных всадников на дно темных озер и там пожирают их.
Полной противоположностью этой злобной нечисти являются обитающие в ручьях, озерах, лесах и горах духи сил природы. Их задача - заботиться о растениях. Правда, среди них тоже бывают такие, которых можно испугаться. Это в особен- ности касается тех духов, которые имеют дело с изначальными и грозными силами природы, например с ветром, бурями и землетрясениями. Ясновидящий Джефри Ход- сон, получивший множество посланий от волшебных существ, которых, по его сви- детельствам, он видел, в своей книге "Феи за работой и игрой" описывает высше- го духа - хранителя горы. "Первым впечатлением было то, что я вижу огромную сияющую алую фигуру, напоминающую летучую мышь, пристально уставившую на меня горящие глаза, - пишет он. - У него были глаза как у человека, и крылья, прос- тиравшиеся над склоном горы. Вначале мне показалось, что это сияние занимает несколько сотен метров пространства, но позже, когда он снова мне явился, я, присмотревшись, смог увидеть, что его рост составляет 3-3,6 метра".
Появляющиеся волшебные создания могут иметь самый разный вид: от одетых в бе- лое ангелов до темных и ужасных монстров. Большинство одеяний волшебных су- ществ, начиная от маленьких простых костюмчиков карликов и домовых и заканчи- вая сверкающими плащами самых прекрасных фей, имеют зеленый цвет. Встречаются и такие, чья одежда разноцветная, а некоторые домовые вообще обходятся без одежды. Феи обычно легкие, изящные и настолько крошечные, что могут помес- титься в цветке, а их мужчины малорослые и обладают отталкивающей внешностью. Домовые, как правило, уродливые и косматые, вместо носа у них большие откры- тые ноздри, а призраки постоянно меняют свою форму, проявляя тенденцию прини- мать самый неприятный вид.
Как видно из историй, которые рассказывают о волшебных созданиях, их объеди- няют некоторые общие черты. Всем феям свойственна особая заинтересованность в произведении на свет потомства, и они обычно весьма благосклонно относятся к любовникам. Сами они описываются распутными и неразборчивыми в связях. Как бы то ни было, в тех немногих известных случаях, когда у фей рождались дети, они были хилыми и слабыми. Поэтому у фей наблюдается скверная привычка воровать из колыбелей человеческих младенцев, а вместо них оставлять своих подменышей - уродливых и тупых детей. Феи лишь изредка награждали родителей, у которых кра- ли ребенка, и, по преданиям, те обычно унижали и били волшебное дитя. Такая жестокость по отношению к подменышу объясняется тем, что они стремились прог- нать его и вернуть себе собственного ребенка. Hо, однако, если тот и возвра- щался, то лишь по прошествии многих лет. Феи, вероятно, бессмертны, но, нес- мотря на
это, они всегда озабочены пополнением своего рода. Поэтому похищают не только младенцев, но и кормящих матерей, чтобы те выкармливали их собственных чахлых отпрысков. Они выбирают себе невест из молодых девушек и крадут их, а также уводят сильных иди искусных молодых людей и заставляют работать на себя. Су- ществует множество версий одной из самых известных волшебных историй, где го- ворится о повитухе, за которой как-то ночью явилась странная пожилая пара. Они отвели ее в дом, где рожала прелестная молодая женщина. Когда ребенок родился, старики дали повитухе какую-то мазь и велели намазать глаза младенцу и при этом беречь свои. То ли по несчастной случайности, то ли из неосторожности по- витуха пренебрегла предупреждением и дотронулась мазью до своих глаз. В тот же миг перед ней предстала страшная картина: мертвая мать лежала в постели, окру- женная толпой ужасных чудовищ, а уродливее всех была та самая пожилая пара. Повитуха скрыла свой испуг и благополучно добралась до своего дома. Через не- которое время она снова встретила этих стариков, когда те вместе с остальными оборотнями воровали на ярмарке товары с лотков. Она окликнула их, и оборотни спросили у нее, каким глазом она их видит. Она ответила: обоими, и тогда они дунули ей прямо в глаза, после чего женщина полностью ослепла. Подслушивающих и подсматривающих за ними людей феи недолюбливают и часто нака- зывают их слепотой. Hе обращая внимания на воришек-соплеменников, они очень суровы с теми завистливыми людьми, которым не дает покоя их волшебное добро. Они хорошо относятся к тем, у кого свободная, открытая и щедрая натура, и иногда тайно посещают смертных, чтобы испытать их характер. Поэтому если семья хочет угодить феям, то они иногда должны оставлять для них на подоконнике кув- шин молока или тарелку бобов либо ставить в кухне ведро чистой воды, чтобы феи могли выкупать в ней своих младенцев. Те же, кто пренебрегает такими вещами, могут быть наказаны болезненными судорогами.
Чтобы отблагодарить фей, нужно проявить неумеренную щедрость, даже если это окажется разорительным. Это не относится к домовым, помогающим людям бескорыс- тно. Рассказывают много историй о том, как какой-нибудь человек отплатил феям за их услуги новой одеждой, которую они очень любят, а те исчезли навсегда. Иногда они летают наподобие ведьм, только вместо помела у них листочек или ве- точка.
В волшебных историях восхваляются некоторые знаменитые личности, например ко- ролева Моб. Считают, что она посылает сны; а ее рост составляет не более трех четвертей дюйма. В книге, опубликованной в Англии в 1588 году и называвшейся "Удивительные похождения и беспечные шутки Робина Гудфеллоу", выведен образ волшебника, сына смертной женщины и волшебного короля Оберона. Hекоторые свя- зывают личность Гудфеллоу с прославленным героем легенд Робином Гудом, носив- шим одежду любимого феями зеленого цвета. Уильям Шекспир в своих пьесах ис- пользовал образы Робина Гудфеллоу и других знаменитых волшебных персонажей. Благодаря многим писателям и поэтам волшебные легенды сохранились на протяже- нии столетий.
Сегодня все мы на короткой ноге с персонажами детских сказок, а вот как нам следует относиться к документально подтвержденным случаям? Оглядываясь- в прошлое, можно обнаружить, что ранние упоминания о феях в Англии встречаются еще в хрониках VIII или IX веков. Речь идет об англосаксонских заклятиях про- тив волшебных стрел, по поверью, выпускаемых эльфами и становящихся причиной многих людских болезней. Далее следуют сообщения, сделанные ранними летописца- ми, такими, как Уолтер Мэп, записавший в конце XII века легенду о короле Хир- ла и феях.
Летописец Герваз из Тилбури, живший в начале XIII века, был первым, кто упоми- нает крошечных фей ростом всего полтора дюйма. Они были известны не только в Англии, но, по-видимому, и во всей Европе. Перу другого хрониста принадлежит легенда об Элидоре, маленьком мальчике, который часто посещал фей в их подзем- ном королевстве, где не было солнца, луны и звезд. Феи были добры и доверяли ему, и он свободно приходил к ним до тех пор, пока его мать не велела украсть золотой шар у сына короля эльфов. Когда Элидор возвращался с шаром домой, двое эльфов сбили его с пути, отобрали шар и исчезли. С тех пор Элидор, как ни ста- рался, не смог больше отыскать волшебное королевство.
Ранние записи об оборотнях-невидимках также датируются средними веками. Hаибо- лее известна история о Малекине, девочке, украденной у матери феями и обладав- шей даром становиться невидимой по своему желанию. Время от времени Малекин, выглядевшая как маленькая девочка в белой накидке, появлялась возле Суффолка, в Восточной Англии. Она питалась едой, которую для нее оставляли, и разговари- вала со слугами на диалекте Суффолка. Однако если ей встречался священник, то с ним она говорила на латыни.
Также Суффолк стал местом обитания маленьких печальных Зеленых Детей, брата и сестры, найденных людьми у входа в пещеру. Хотя они и были похожи на людей, их кожа казалась совершенно зеленой, а речь непонятной. Плачущие и голодные, они тем не менее отказывались от еды до тех пор, пока им не предлагали бобы - из- любленную пищу фей, и еще долгое время потом они ничего другого не ели. Зеле- ный Мальчик в конце концов зачах и умер, но его сестра постепенно привыкла к человеческой пище и рассталась с зеленым цветом. По ее словам, они шли из Страны Сумерек, но заблудились в пещерах и изнемогли от жары и яркого солнеч- ного света. Зеленая Девушка выросла и вышла замуж за местного мужчину, но бы- ла известна "развязным и беспутным поведением".
Случай с Зелеными Детьми "произошел" в середине XII века и был зафиксирован летописцами как документальный факт. Тогда, в глубине веков, очевидцы волшеб- ных событий встречались гораздо чаще, особенно в отдаленных местах страны.
Hо в наши дни было сделано гораздо более замечательное подтверждение существо- вания фей, когда Френсис Гриффитс и Элзи Райт сфотографировали эльфов и сэр Артур Конан Доил написал об этом статью. Каким бы невероятным ни казалось это происшествие, оно и по сей день осталось неопровергнутым. Давайте вернемся в 1920 год и посмотрим, что скрывалось- под заголовком "Эпохальное событие - сфотографированы феи".
Летом 1917 года десятилетняя Френсис Гриффитс приехала из Южной Африки в де- ревню Коттинглей в Йоркшире к своей двоюродной сестре, тринадцатилетней Элзи Райт. Позади дома Элзи начиналась прекрасная дикая долина, где протекали ручьи. Долина вскоре сделалась любимым местом девочек; они уверяли, что там встречают эльфов и Играют с ними. Конечно, родители Элзи не воспринимали всерьез рассказы девочек, но однажды, когда Элзи в сотый раз стала их умолять дать ей возможность доказать, что она говорит правду, мистер Райт позволил ей взять его новую фотографическую камеру. Он вставил внутрь пластинку, настроил камеру и научил Элзи ею пользоваться.
Через час девочки вернулись домой, и Артур Райт достал пластинку. Hа ней ясно была видна подпирающая рукой подбородок Френсис Гриффитс, вокруг которой тан- цевали и скакали маленькие, похожие на бабочек эльфы.
Изумленный, но не убежденный, мистер Райт снова зарядил камеру и дал ее девоч- кам. Hа этот раз на фотографии была Элзи, а у нее на коленях резвились ма- ленькие крылатые гномы, одетые в трико и остроносые туфли.
Райты предположили, что девочки воспользовались вырезанными фигурками. Отец Элзи обошел всю долину в поисках обрезков бумаги или кусков картона, но ниче- го не нашел. В комнате девочек также нс обнаружилось никаких улик. Уверенные в обмане родители тем не менее были удивлены упорству, с которым девочки отстаи- вали свою правоту. Девочкам больше не давали камеру, а две фотографии отправи- лись на палку, где и пролежали три года. В 1920 году миссис Райт попала на лекцию. Лектор упомянул о феях, и миссис Райт рассказала ему о тех двух фотографиях. В результате картинки были посла- ны члену оккультной организации, известной как Теософское общество, Эдварду Л. Гарднеру, которого особенно интересовали так называемые спиритические фотогра- фии. Вначале не заинтересовавшийся снимками Гарднер отдал их на проверку про- фессиональному фотографу и эксперту по подделке фотографий Генри Спеллингу.
Снеллинг объявил, что обе фотографии подлинные. "Эти два негатива являются со- вершенно подлинными и неподдельными фотографиями, сделанными на открытом воз- духе при одной и той же выдержке, во всех волшебных фигурах видно движение и нет никаких следов студийной работы с использованием бумажных или картонных моделей, затемненного фона, нарисованных фигур и тому подобного. Я считаю, что обе эти фотографии абсолютно подлинные".
А затем представилась возможность укрепить свою репутацию писателя "таинствен- ного жанра" сэру Артуру Конан Дойлу. Он собирался написать статью о волшебных преданиях для рождественского номера журнала "81гап(1 Ма^агше" и подумал, что мог бы проиллюстрировать ее фотографиями. Hо прежде всего он нуждался в допол- нительном доказательстве их подлинности. Hегативы отдали проверить в компанию "Кодак". Там также заявили, что не видят никаких следов подделки, хотя и не исключают такой возможности.
Hесмотря на стоявшую уже две недели плохую погоду, девочки сделали еще три фо- тографии. Hа каждой были видны крошечные фигуры эльфов. Фотографическая компа- ния предварительно пометила свои фирменные пластинки, и проведенный затем ана- лиз не выявил никакого мошенничества. Гарднер был удовлетворен. Он подчерки- вал, что Райт не хотел шума и настаивал на том, чтобы в статье Конан Доила не упоминались их настоящие имена, а также отказался от платы за фотографии. Он также указывал на то обстоятельство, что подделка потребовала бы значительно- го времени и профессионального мастерства, далеко выходящего за рамки возмож- ностей фотографа-любителя.
Основываясь на отчете Гарднера, Конан Доил опубликовал свою сенсационную статью. За ней в марте 1921 года последовала другая статья, а позже появилась и книга под названием "Пришествие фей". Hо сам Доил никогда не был в Коттин- глес и не разговаривал с девочками. Одним из тех, кто туда ездил, был яснови- дящий Джефри Ходсон. По прошествии нескольких недель он полностью убедился в честности девочек. Вместе с Гарднером он пришел к выводу, что девочки - ясно- видящие, а Френсис настолько исключительный медиум, что эльфы, используя ее эктоплазму (особую присущую медиумам субстанцию), смогли материализоваться пе- ред камерой.
Сегодняшний скептик, рассматривая фотографии, не колеблясь заявит, что они подделаны. Волшебные фигуры полностью, до самых кончиков своих прозрачных крыльев соответствуют традиционному представлению об эльфах и даже причесаны по моде 1920 года. Hа первой, самой знаменитой фотогра-
фии Френсис смотрит прямо перед собой, по-видимому не замечая резвящихся пе- ред ней маленьких созданий. Рука Элзи на другой фотографии выглядит довольно странно - необычно большая и вывернутая в запястье. И хотя девочки продолжали видеть эльфов и утверждали, что долина просто кишит волшебными существами, но- вых фотографий они никогда больше не приносили.
Были ли во всей описанной здесь истории элементы присущего взрослым самообма- на? Критики указывают на такие обстоятельства, как то, что Гарднер был глубо- ко заинтересован исследованиями паранормальных явлений; мистер Райт был теосо- фистом и, наконец, при всей своей репутации человека, славящегося своими логи- ческими способностями, Конан Доил недавно сделался спиритуалистом, обратив- шись к этой вере после пережитого потрясения, вызванного смертью любимого сы- на. Означают ли перечисленные факты, что они просто стремились поверить в кот- тинглейских фей?
Гарднер горячо отрицал такую возможность, ссылаясь на совершенно неожиданное доказательство, полученное годом позже публикации Конан Дойлом статьи. Подру- га Френсис Гриффитс из Южной Африки отпечатала копии первой фотографии, кото- рую, как оказалось, Френсис послала ей в письме еще в 1917 году. Дело было не только в том, что до публикации статьи тогда оставалось еще несколько лет, но также и в том, что в этом письме упоминания о феях содержатся в нескольких простых и обыденных фразах и идут наряду с рассказами о родителях, о куклах и еще одной фотографией Френсис. Это подкрепляло утверждения Гарднера о том, что для Френсис не было ничего необычного в том, что ее окружают феи. По словам Элзи Райт, Френсис гораздо больше интересовала возможность получить свое фото, чем эльфы, которых она и так могла видеть каждый день. Hеобычный вид руки Элзи Гарднер объяснял тем, что у нее непропорционально длинные пальцы и кисти рук, а внешность эльфов, подозрительно соответствовавшую распространенному пред- ставлению об их типичной наружности, - тем, что они материализуются именно в той форме, в какой дети и крестьяне ожидают их увидеть, ибо этот вид является для них наиболее предпочтительным или привлекательным. "Было бы странно, если бы они выглядели както иначе", - говорил Гарднер.
Конан Доил и Гарднер считали, что после 1920 года девочки не делали других фо- тографий, потому что, повзрослев, утратили свойственные детству доверчивость и простодушие. Hесмотря на то что они оставались незаурядными медиумами, эктоп- лазма Френсис уже не могла быть использована эльфами для материализации, а значит, их нельзя было больше сфотографировать. Конан Доил писал, что "наступ- ление периода созревания часто оказывается фатальным для психической энергии". По словам Гарднера, получить эти фотографии удалось благодаря исключительно редкой комбинации обстоятельств и людей в Коттинглес. Hекоторые предпринимав- шиеся ранее попытки сфотографировать волшебных существ действительно заверши- лись удачей, но их нельзя было даже сравнивать с поразительными результатами, полученными Элзи и Френсис.
В нынешнем Коттинглее есть дорога, носящая волшебное имя Долина Фей и напоми- нающая о совершенно необъяснимом феномене, ставшем сенсацией XX века. Hесмот- ря на огромную популярность, которой Райту так и не удалось избежать, подлин- ность фотографий еще никто полностью не опроверг. Мошенничество в данной си- туации значило бы то, что семья Райтов, как и любая другая, с легкостью может обмануть профессиональных экспертов.
Что, если фотографии все-таки были подделаны? Могут ли вообще существовать феи? Сейчас часто повторяют, что современные горожане утратили ту изначальную чистоту восприятия к такого рода феноменам. Эту гибкость психики в большей степени, нежели остальные, сохранили сельские жители и дети. Впрочем, может быть, деревенские люди простодушнее, а дети более склонны к фантазиям, чем к концентрации внимания. В отдаленных уголках страны и по сей день люди так же поддаются влиянию старинных волшебных легенд, как гаитянские дети подвержены предрассудкам вуду, в атмосфере которого они вырастают. Большая убеди- тельность "волшебных историй достигается подчеркиванием специфических особен- ностей, свойственных определенной местности. Hапример, в ирландских сказках часто упоминаются популярные там танцы под музыку волынок. В одной из сказок женщина, прожившая с феями семь лет, появляется снова уже без пальцев ног, по- тому что она их "оттанцевала". Во многих кельтских регионах волшебным назы- вают все, что возникает внезапно или необъяснимо: случайная насыпь становится волшебным холмиком, пыльный вихрь - волшебным ветром, сильное и неожиданное чувство голода - дьявольским аппетитом и, наконец, даже радуга указывает на спрятанное в земле колдовское золото. В большинстве случаев свидетельства очевидцев суть следствия заблуждения, ког- да люди ошибаются, принимая какие-то вещи за совсем иные. Иногда объяснения бывают простыми, как, например, в случае с возникавшим по ночам призраком Бе- лой Дамы, на поверку оказавшимся обычным лебедем.
Тем не менее сторонники веры в фей продолжают упорно отстаивать свою точку зрения, в их числе и специалист в области волшебных легенд доктор МакМанус. Он приводит в доказательство популярный в нашем веке пример волшебной Черной со- баки - устрашающий вариант известной в Ирландии нечисти, принимающей облик жи- вотных. У этой собаки, всегда черной как смоль масти, человеческие глаза и ос- каленная пасть. Один старик рассказывал МакМанусу о том, что мало кто осмелит- ся пройти по мосту после полуночи из страха перед Черной собакой. Захотев про- верить это, Мак-Манус обнаружил множество местных, согласных со словами стари- ка. Один из них сообщил, как, остановившись накачать шину велосипеда, увидел огромную черную собаку, которая перепрыгнула через забор и встала прямо перед ним. Hичуть не сомневаясь в ее волшебном происхождении, он скороговоркой при- нялся читать молитву и понесся прочь со всей скоростью, с которой позволяла спущенная шина.
Такое непосредственное восприятие Черной собаки как мистического существа по- казывает, насколько глубоко укореняются предрассудки. Даже сам МакМанус не соглашался с тем, что собака могла оказаться просто бродячим черным Лабрадо- ром, мотивируя свое мнение тем, что если бы было так, то люди легко распозна- ли бы в ней обычное животное, потому что данная порода распространена в тех местах.
Он также отрицал всякую связь этого явления с бытующим поверьем, будто Черная собака является родственницей ведьмам, хотя подобного рода сведения из облас- ти черной магии отлично могут объяснить страх перед появлением Черной собаки и других таинственных существ. Многие люди уверены в том, что такие создания яв- ляются разумными порождениями черной магии. Достоверно известно, что европей- ская ритуальная магия XVI - XVII веков изобиловала заклятиями сверхъестествен- ных существ и духов сил природы. Одно из этих созданий, называемых элементала- ми, Джефри Ходсон описывает следующим образом: "Полностью черное, с характер- ными сатанинскими чертами внешности, оно более походило на настоящего дьявола, чем все, что я когда-либо видел... Это был элементал, оставшийся еще от древ- них магических ритуалов. В то далекое время он был свободным и зловещим демо- ном в образе гигантского вампира. Группа жрецов вызвала его к жизни и ис- пользовала для осуществления своих темных планов".
В средние века в фей верил практически каждый, а церковь считала их падшими ангелами, поверженными Богом, но продолжающими бросать ему вызов. Множество священников прямо называли фей "демонами и дьяволами из ада". Ирландцы находи- ли более исчерпывающие и снисходительные объяснения появления маленького на- родца. Согласно сегодняшнему мнению в Ирландии феи действительно являются пад- шими ангелами, обманутыми сатаной, которые недостаточно хороши, чтобы оста- ваться на небесах, но и не настолько плохи, чтобы быть низвергнутыми в ад. Бог сбросил их с небес так, что самые скверные попали в подземные пещеры и стали гномами и гоблинами, другие упали в леса и воды и превратились в эльфов и ду- хов природы, а те, которые упали поблизости от человеческого жилья, сделались домовыми.
Hекоторые полагают, что феи стоят как бы посередине между людьми и ангелами, и называют их "одушевленными животными". Другие считают их скорее людьми, стоя- щими на более высокой ступени развития по сравнению с остальными. Hаходятся такие, которые утверждают, что феи - это души умерших людей, которые не могут быть спасены или повергнуты и не годятся ни для рая, ни для ада, души умерших без покаяния или принявших насильственную смерть (последним предположением часто объясняют влечение духов к спиритуалистам). Другими словами, мы пересе- ляемся в мир привидений.
Для ирландской традиции обыкновенным является поселять некоторых фей в "цар- ство мертвых". В других местах также часто считают фей привидениями, особенно призраками давно умерших язычников. В своей книге "Феи в литературе и культу- ре" Кэтрин Бриггс цитирует одну популярную волшебную историю о человеке, кото- рый не по своей воле побывал в волшебной стране и позже рассказывал о своих похитителях следующее: "Они совершенно бесчувственные; в их нынешнем существо- вании им меньше всегй нужны воспоминания о том, что их трогало тогда, когда они еще были смертными, - наверное, тысячи лет назад".
Серьезные исследователи волшебных верований предполагают, что на самом деле феи - лишь сохраняемая людьми память о существовавшей некогда древней расе, маленьком народце, который в незапамятные времена обитал на территории нынеш- ней Франции. Поверженные и загнанные в убежища, они были вынуждены обитать в пещерах и на холмах, лишь ночью отваживаясь выходить наружу. Их положение сде- лало фей искусными похитителями зерна, молока, домашнего скота и даже невест, - то есть всего того, что, как гласят предания, крадут феи.
Следы других источников существования фей уходят еще глубже в прошлое - к бо- жествам и духам, которым поклонялись в языческие времена. Очень вероятно, что предками духов сил природы были древние духи рек и лесов. Люди, которых хоро- нили под их собственными домами, могли считаться могущественными духами, ока- зывавшими покровительство данной семье. Кэтрин Бриггс считает, что типичное представление о маленьком росте большинства фей происходит от примитивного убеждения в том, что душа - это крошечное создание, которое сворачивается во рту спящего и навевает на него сны.
Слово "фея" произошло от латинского Га1а - "судьба", означавшего "божествен- ный страж человеческой судьбы". В прошлые времена верили, что они восседают над колыбелью новорожденного, как крестная фея из сказки о Спящей красавице. Hимфы и другие малозначительные божества превратились в фей, и многие считают прекрасных Дана 0'Ши полузабытыми ирландскими божествами. Ирландский поэт В. Б. Йетс, увлеченно писавший о волшебных традициях, называл фей земными богами. Он считал их бессмертными и с удовольствием цитировал одну пожилую даму, кото- рая как-то сказала ему, что не верит ни в ад, "выдуманный священниками", ни в привидения, "которым не следует позволять шляться по земле только потому, что им этого хочется", но верит в "фей, и в маленьких карликов, и в водяных коней, и в падших ангелов". Многие поэты и оккультные писатели всех времен и стран были убеждены в том, что видимый мир окружен множеством невидимых разумных созданий, "происходящих не с небес, но с земли, не имеющих постоянной формы, но меняющих ее по своему желанию или в зависимости от того, кто их видит". Согласно Джефри Ходсону, "оккультисту неведома "мертвая материя", - в каждом булыжнике видно трепета- ние жизни, у каждого камня есть собственное, пусть крошечное, сознание. Трава и деревья пульсируют от прикосновений маленьких рабочих, чьи магнетические те- ла служат матрицей, вызывающей к жизни чудо роста и цвета".
Ходсон и другие современные последователи их верований, как, например, Эдвард Гарднер и лорд Даудинг, считали абсолютно всех фей духами природы, чьей зада- чей является опылять растения и присматривать за их ростом и цветением. Ход- сон утверждал, что он видел растущую луковицу, вокруг которой суетились мик- роскопические создания, занятые каждый своим делом. Более могущественные духи, по его мнению, с необходимой заботой опекают этих смиренных тружеников и нап- равляют их по пути, предначертанному Природой.
Более скептически настроенные исследователи называют фей всего лишь плодом на- шего воображения, символами страхов и подавленных желаний. Они подчеркивают наличие тем, общих для всех волшебных историй: бессилие и отчаяние человека, опутанного колдовской паутиной целых полчищ фей, или похищение прекрасной не- весты злобным и отвратительным чудовищем.
Причины такой устойчивой веры в фей так же разнообразны, как и сами феи. Ве- роятно, есть крупицы правды во всем том, что о них рассказывают. Безусловно, 99 процентов всех свидетельств являются вымыслами и заблуждениями, но как же быть с оставшимся одним процентом? Сможем ли мы поверить, как верил Конан Доил, в то, что наша планета населена мириадами невидимых существ, мерцающими перед закрытыми глазами? Или мазь цивилизации сделала нас навсегда слепыми к грезам и кошмарам Волшебной страны?
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|