Воздушные корабли средневековья
Церковная хроника «Анналёс Ла-уриссенсес» описывает события 776 года, когда саксы осадили в Сигильбурге рыцарей Карла Великого: «Саксонцы начали строить специальные деревянные укрепления, с которых можно было бы атаковать осажденный замок. Тут само величие Бо-жие объявилось над церковью, находившейся в крепости. Все увидели что-то наподобие двух больших дисков красного цвета, а когда язычники, бывшие снаружи, их узрели, тут же впали в панику и замешательство и с ужасом начали спасаться бегством из-под стен замка».
Вот что записал секретарь Карла Великого Эйнхард: «Во время проезда монарха упал на землю с неба огненный диск, прилетевший с огромной скоростью. Летел он с востока на запад и светился так ярко, что конь монарший понес, а сам король свалился наземь и получил ранения».
В 950 году нашей эры жители ирландской деревни Глоэра были поражены небывалым происшествием. Выходя в воскресенье из церкви, они увидели «настоящий воздушный корабль», с которого свисала цепь с якорем! На борту корабля находились мужчины, тревожно поглядывавшие на землю. Судя по всему, якорь зацепился за крышу дома. Один из членов команды бросился вниз и, окруженный огненным ореолом, поплыл по воздуху прямо к зацепившемуся якорю. Прихожане намеревались схватить незнакомца, однако священник запретил это делать, объяснив, что перед ними находится демон. Неизвестный попытался освободить якорь, но попытки оказались безрезультатными, и он вернулся на корабль, двигая руками и ногами так, словно плыл по воде. Члены экипажа обрубили цепь, после чего корабль исчез в небесах. Однако зацепившийся за крышу дома якорь на протяжении еще , многих столетий напоминал людям о произошедшем.
Подобное сообщение доносит до j нас бристольская хроника за 1270 год. \ В ней также идет речь о «воздушном* корабле», якорь которого зацепился за'1 церковную колокольню. В ту же секун-1 ду с корабля спрыгнул «человечек»' начал медленно опускаться на кры; колокольни. Толпа хотела растерзан ^его, как порождение черных сил. Ис-
пугавшись, члены эки! жа обрубили якорную цепь и, бросив товарища, скрыл: Толпа окружила «человечка», который вскоре задохнулся, так как, по-видимому, не мог дышать земным воздухом.
В древнерусских летописных и фольклорных источниках также встречаются описания необычных небесных явлений и уникальных событий, наблюдавшихся в Киевской Руси. Эти описания имеют целый ряд общих черт.
«...Было знамение за рекой Днепр, недалеко от Киева: летел в небе будто круг огненный и менял направление... а было это днем», - говорится в Ипатьевской летописи XII века. В свою очередь Никоновская летопись XV века сообщает: «В один из дней божественной литургии многие из прихожан видели над церковью Рождества высоко в небе, как облако тонкое протянулось или как дым тонкий излился, белизною же как иней чист, светлостью подобно солнцу блистал. Здесь тогда в тонкости и светлости облака того видели подобие «образа», к небу поднимающегося...»
В книге Даниила Святского «Астрономические явления в русских летописях» (СПб, 1909), откуда взят этот текст, содержится описание целого ряда явлений, которые не могут быть ни метеоритами, ни кометами, ни оптическими миражами.
Приведем выдержку из письма священника села Ерш, где подробно описано явление, наблюдавшееся в небе 29 ноября 1662 года: «...По захождении солнца у нас в селе и в других] деревнях многие люди видели н; небе знамение страшное: тольк <| лишь солн-
це зашло, как звезда большая и длинная вышла и показалась по небу, как
(амолния... стояла около получаса. Свет 1 неописуем - как бы огонь, многие ели в том свете высоко над голова-Ь людей большой «образ»... Затем на |м месте, где «образ» был, как будто
"облако появилось. Небо сомкнулось, и стал падать огонь на землю... потом поднялся вверх в облаке, и в этом облаке стал дым и шум, как гром, надолго. Земля тряслась, и дома тряслись, и многие люди от ужаса на землю падали. А животные всякие домашние в куче метались, зажав рты с недоеденным кормом, головы на небо подняли и ревели, как будто умирают...»
В Кирилловском монастыре, в четырехстах километрах на запад, также наблюдали это явление: «...Вышла как бы звезда, и быстро покатилось по небу вниз, и не дошедши до земли, встало как руно великое. А из него, как молния, вылетел огонь очень яркий, не как обычный огонь. Все осветило, как внутри зданий, так и окрестность. Из того места, где была звезда, появилось как бы облако мутное, и протянулся от него по небу как змей великий, голова в огне... и пошел из него дым, также был шум и гром... и огонь на землю не падал, а шел через наш монастырь».
Кстати сказать, наши пращуры оставляли свидетельства о «небесных предметах» не только в виде текстов. На миниатюре Радзивилловской летописи с иллюстрацией к тексту о Выш-городской охоте киевского князя Всеволода изображен странный аппарат полукруглой формы, висящий в воздухе. На другой миниатюре той же летописи видим группу людей с поднятыми вверх руками, указывающими на... «ле-
тающую тарелку», которая зависла в небе и из которой выходят направленные вниз «огненные столпы».
Впрочем, «огненные столпы», в которых читателю конца XX столетия нетрудно узнать лучи прожекторов, встречаются в летописных источниках неоднократно. Так, в «Житии святого Феодосия», где речь идет о выборе места для храма Пресвятой Богородицы Кие-во-Печерской лавры, сказано: «Явился тогда столп огненный от неба до земли... а иногда и радуга сходила на это место...»
Известное свойство НЛО изменять на глазах у наблюдателей свою форму от «звезды» или «огненного круга» до «металлического щита» или «серебряной бочки» является их общей чертой, что подтверждают описания свидетелей из разных эпох. В летописи за 1556 год сказано: «31 июля в Господний день заговенья было знамение: на том месте, где была на небе звезда, явился как бы змей... встал на небе невысоко от земли... А само знамение было как бочка, на землю спадал огонь и стелился как бы дым по земле. Затем оно поднялось».
НЛО, по описаниям очевидцев, также часто выглядит, как металлическая бочка...
Многочисленные миниатюры древнерусских летописей изображают«небесные корабли», висящие над театрами военных действий.
«Небесные змеи», «летающие корабли» и «неземные уродцы» заполняют не только летописи, но и намного более древние былинные и сказочные сюжеты, уходящие своими корнями во тьму языческих времен.
Александр ДРЕМИН
НЛО 12,2001
|
|