Вознесение Господне
В православном календаре на начало лета приходится весьма чтимый верующими праздник - Вознесение Христово. Он знаменует соединение живущих на земле с теми, кто на небе, и как бы говорит: «Всем праведным христианам открыт путь в Царствие Божие; после трудов земных души их обретут вечную жизнь в нем». Вознесение празднуют на сороковой день после Пасхи - в этом году 8 июня (26 мая по старому стилю).
Из-за неразвитости коммуникаций, как сказали бы теперь, весть о Воскресении Иисуса Христа на горе Голгофе в Иерусалиме не сразу распространилась по Иудее, которая в то время была римской провинцией. Впрочем, в самом Иерусалиме большинство жителей, хотя и слышали о свершившемся чуде, не очень-то поверили в него.
Блаженны поверившие
Как рассказывает Библия, в тот же день двое христиан - одного из них звали Клеопа - шли из города в селение Эммаус. Они увлеченно обсуждали смерть Иисуса и слухи, будто бы он воскрес. Неожиданно на дороге появился еще один путник - то был сам Спаситель. Но люди не узнали его и продолжали свой разговор. Тогда Христос спросил их, отчего они так печальны и о чем говорили. Клеопа ответил ему:
- Неужели ты не слышал, что произошло в Иерусалиме с Иисусом Назарянином? Он был пророком, творившим чудеса. И Бог был на его стороне. Наши иудейские начальники предали его на смерть и распяли. А мы надеялись, что он спасет нас. Но вот уже три дня как он умер. Сегодня некоторые женщины изумили нас, сказав, что гроб его пуст и что они видели ангелов, которые сказали им, что Иисус жив. Некоторые из наших тоже видели гроб пустым, но его самого не зрели.
Тогда Иисус ответил им:
- Как же глухо сердце ваше, медлящее верить всему, что говорили пророки о страданиях и о Воскресении Христа!
И он стал объяснять им Священное Писание и все, что говорили о Спасителе пророки. Так, беседуя, трое путников подошли к Эммаусу, и Христос сделал вид, будто хочет идти дальше. Но попутчики упросили его остаться с ними и разделить их пищу. День уже клонился к вечеру. Когда приготовили еду, Спаситель, как на Тайной вечере, взял хлеб, помолился, благословил и, разломив, дал им. В этот момент путники наконец узнали Иисуса и, изумленные, хотели спросить его о чуде Воскресения, но он стал невидимым.
Оставшись одни, двое христиан тотчас же возвратились в город, и пошли к одиннадцати ученикам Иисуса, и поведали им и всем бывшим там, как Господь беседовал с ними и как они узнали его при преломлении хлеба.
Их рассказ был воспринят с радостью, но и сомнением, ибо даже ближайшие ученики Христа не могли еще до конца поверить в чудо, сотворенное Богом. И тут сам Господь появился среди них, хотя двери дома были заперты из боязни, что их подслушают соглядатаи. Обратившись к апостолам, Христос сказал:
- Мир вам!
Ученики очень обрадовались, увидев Спасителя, а Иисус опять сказал им:
- Мир вам! Как послал меня Отец Наш, так и я посылаю вас. Примите Духа Святого. Кому вы простите грехи на земле, тому они простятся на небе, и на ком оставите, на том останутся.
Своим появлением перед учениками Иисус Христос хотел развеять их сомнения в чуде Воскресения, то есть в реальности жизни после смерти, которая даруется Всевышним. Увы, еще и сейчас относительно этого главного вопроса бытия ведут споры ученые. Но такова уж природа человека, что неверие очень неохотно отступает перед верой.
В тот вечер апостола Фомы не было с другими учениками. Когда же они рассказали ему о явлении Спасителя, он сказал:
- Пока не увижу ран от гвоздей на руках его и не трону раны от копья в ребре его, - не поверю.
Через восемь дней, когда все ученики опять собрались вместе, и Фома с ними, а двери, как и в предыдущий раз, были заперты, Господь вновь явился и, став среди них, обратился к Фоме:
- Дай палец твой и прикоснись к моим ранам, дай и руку твою, чтобы приложить ее к ране на ребре моем, и не будь неверным, но верным.
Пристыженный Фома склонился перед Христом и сказал:
- Ты Господь мой и Бог мой!
Иисус ответил:
- Ты поверил, потому что увидел меня; блаженны те, которые не видели и поверили.
Православная церковь вспоминает это событие и слова Спасителя, вселяющие в людей веру, причем даже вопреки очевидному, в следующее воскресенье после Пасхи, которое называется «Фоминым».
Идите и научите все народы
Другое явление Иисуса ученикам произошло на озере, когда апостолы провели целую ночь на рыбной ловле и ничего не поймали. На рассвете они увидели из лодки Спасителя, стоящего на берегу, но не узнали его.
Тогда он спросил их:
- Дети, есть ли у вас какая пища?
- Нет, - ответили они, немало удивленные.
Тогда он посоветовал им:
- Закиньте сеть по правую сторону лодки и поймаете.
Ученики, хоть и в сомнении, но все же сделали, как он сказал, и были поражены - они не могли вытащить сеть, такой она была тяжелой из-за множества попавшей в нее рыбы. Тогда Иоанн сказал Петру: «Это - Господь!»
Услышав его слова, Петр бросился в воду, чтобы скорее доплыть до берега и оказаться первым рядом с Иисусом, пока другие ученики гребли на лодке. Когда они высадились на сушу, на берегу уже горел огонь, лежала приготовленная рыба и хлеб.
Во время трапезы Христос три раза спросил Петра: «Любишь ли ты меня?», и три раза повторил ему: «Паси овцы моя», как будто давая ему этими тремя заявлениями о любви к Господу возможность загладить то, что Петр три раза отрекся от Христа в ночь суда. И тут же Иисус сказал Петру, что ему будет дано смертью своей прославить Бога.
Через несколько дней Господь вновь явился одиннадцати апостолам в Галилее, куда они пошли по его повелению. Увидев Спасителя, апостолы поклонились ему, но некоторые стали сомневаться: не призрак ли это?
Христос же, приблизившись к ним, сказал:
- Теперь дана мне всякая власть на небе и на земле. Идите и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, и учите их исполнять все, что я повелел вам, и я буду с вами во все дни до скончания века.
В течение 40 дней после Воскресения Спаситель еще не раз являлся ученикам своим, укрепляя их веру, и учил их всему тому, что они должны делать и чему должны учить людей после его вознесения на небо, которому апостолы будут свидетелями.
Лестница в небо
На сороковой день после своего Воскресения Христос собрал апостолов в Иерусалиме и после прощальной беседы с ними вышел из города и пошел на гору Елеонскую. Там, подняв руки, он благословил их и Богородицу, бывшую с ними. А затем отступил и стал возноситься на небо. Вскоре облако скрыло его от глаз учеников, которые продолжали вглядываться в белые тучи.
В это время явились два ангела в белоснежных одеждах и сказали: «Что вы стоите и смотрите на небо? Иисус, вознесшийся от вас туда, опять придет таким же образом, как вы видели его восходящим на небо».
Тогда ученики поклонились ему и с радостью возвратились в Иерусалим. Там они оставались все вместе в одном доме. С ними была и Матерь Божия. На место Иуды, предавшего Спасителя и потом повесившегося, они выбрали из числа тех учеников, которые всегда были со Христом, от его крещения до смерти, двенадцатого апостола - Матфея.
Вознесение Господне не случайно произошло именно на сороковой день после его смерти. Этим Иисус показал, что так же как он был на земле все это время, так и душа любого умершего человека в течение сорока дней остается в нашем мире, прежде чем перейти в мир иной. Поэтому православная церковь предписывает творить усиленное поминовение усопшего все сорок дней по смерти и особо в последний из них.
«К Вознесшемуся на небо Господу должны мы постоянно возносить свои мысли, сердца и взоры, в надежде и самим потом достигнуть Неба - этого вечного жилища, уготованного для истинных христиан, - учит такой авторитетный источник, как «Праздники православной церкви». - На Небо, как на свою родину, невольно устремляется бессмертный дух человека. Особенно Небо умудряет мудрых при взоре на неразрешимую на Земле борьбу добра и зла - добра, часто страдающего, а зла торжествующего. Еще более Небо умудряет и усмиряет страждущих, коих утешительно призывает к Себе Господь: «Приидите ко Мне вси труждающиися и обремененнии, и Аз упокою вы». Еще сильнее Небо укрепляет, ободряет и умудряет истинно благочестивых, для которых Земля, по слову Божию, есть страна кратковременного пришествия, указывающего на нескончаемое блаженное пристанище. Так Небо есть залог наших надежд, утешения и блаженства!»
Праздник молодого лета
Поскольку Вознесение Господне было первым праздником «молодого лета», до революции оно широко отмечалось по всей России, особенно в сельской местности. Причем у этого церковного праздника просматривалась любопытная особенность: его празднованию сопутствовали языческие обряды.
У древних славян была богиня жизни Жива, которая, согласно легенде, в конце весны превращалась в кукушку и улетала в лесную чащу, возвещая наступление лета. Как гласит пословица: «И рада бы весна на Руси вековать вековушкою, а придет Вознесеньев день, прокукует кукушка, соловьем зальется, к лету за пазуху уберется».
Под Вознесение деревенские девушки и молодые женщины втайне от мужей под руководством старой вдовы шили белую рубашку, темный платок и сарафан для «кукушки». Утром они нарядные шли в лес, рвали с корнем парное число цветов «кукушкины слезки», наряжали их в приготовленный наряд и украшали лентами. Из свитых веток березки делали колыбельку и клали в нее «кукушку», обвешанную православными крестиками. Этот обряд назывался «крещением кукушки».
Затем начиналось «кумование» участниц обряда: они по очереди становились парами под ветки берез, свитые в колыбельку, по три раза целовали «кукушку», обменивались платками, кольцами, крестиками и не меньше, чем на год, а то и на всю жизнь становились родными. К вечеру «кукушку» торжественно хоронили. Через десять дней это травяное чучело доставали из земли, то есть как бы «воскрешали». И тут устраивали настоящий пир, на который приглашали и мужчин.
На Вознесение существовал и другой праздничный обряд, который назывался «водить колосок». За околицей деревни молодежь выстраивалась в две длинные линии - «живой мост». По сомкнутым рукам стоявших в нем парней и девушек шла маленькая девочка в венках, лентах и цветных лоскутках. Пройденная ею пара снова становилась впереди, пока «мост» таким образом не доходил до озимого поля. Там девочку ставили на землю. Она срывала пучок зеленой ржи и бежала к околице. Взрослые шли следом, распевая обрядовые песни. Возле деревни с «колоска», как именовали девочку, срывали ленточки и лоскуты на память о весне. А она, в свою очередь, подбрасывала в воздух принесенный с поля снопик ржи. Парни кидались подбирать упавшие стебельки. Тому, кому доставался с колоском, по осени суждено было жениться.
Кроме того, с Вознесения начиналась «зеленая неделя», которая считалась девичьим праздником Семиком. Когда-то он посвящался самому грозному из языческих богов - Перуну. При этом особо чествовали березу, олицетворявшую богиню Ладу. В семицкий четверг принаряженная молодежь ходила повсюду с песнями, держа в руках украшенные березовые веники, которые символизировали пальмовые ветви - знак веры в Иисуса Христа.
А вот любимой забавой во время Семика было гонять русалок. Считалось, что русалки - это души людей, умерших насильственной смертью. На Семик они очень коварны и могут защекотать до смерти того, кто поддастся их чарам. От козней русалок оберегали лютик и полынь. Со стеблями этих трав молодежь гонялась друг за другом, играя в горелки и «гоняя русалок».
Зато за праздничным столом на Вознесение отдавалась дань православной вере. В память о Вознесении Иисуса Христа пеклись большие продолговатые пироги, верхняя корка которых выкладывалась поперек перекладинами из теста. Такие пироги назывались лестовками или лесеньками. Накануне праздника их приносили в церковь, и над ними служили молебен. После этого часть пирогов отдавалась нищим.
Кроме того, лестовки использовали для необычного гадания. На корке делали семь перекладин, а после церковной службы поднимались на колокольню и оттуда бросали пирог на землю. Если все семь ступенек оставались целы, это было хорошим признаком: значит, быть человеку в раю. Если же лестовка разбивалась вдребезги, это считалось признаком великих грехов, не замолив которые нельзя попасть в Царство Небесное.
Анатолий МЕРКУЛОВ
Тайная Власть 11,2000
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|