Леса Мистерий
На территории современной Дании расположены настоящие плантации серебристых и обычных елей с пушистой зеленой хвоей, экспорт которых в канун очередного Нового года существенно пополняет доходную часть бюджета этой небольшой страны. К сожалению, лишь ебольшое количество экспортируемых елей успевает дорасти до размера, когда на них могли бы появиться шишки. А шишки - абсолютно необходимый новогодний атрибут; во всяком случае так, как это понималось в древности. Современный обычай празднования Ново о года имеет глубокий сакральный смысл и восходит к древнему мистериальному культу, связанному со смертью и чудесным воскрешением одного из забытых языческих богов античности - Адониса (часто отождествляемого с другим божеством - Аттисом, в силу почт полной идентичности обеих мистерий, а самих богов - с солнечной энергией}. Интересно, что Адонис (от финикийского слова "господь", "владыка", "повелитель"), появившийся на свет при весьма загадочных обстоятельствах в полночь с 24 на 25 декабря, навс гда соединил в сознании человечества дату своего рождения с вечнозеленым деревом. Дело в том, что Смирна, мать этого божества, которому поклонялись сирийцы, вавилоняне, египтяне и греки, в результате козней Афродиты зачала Адониса от собственного отц , и, отвергнутая богами, была превращена ими в мирру. Сам же ребенок появился на свет благодаря вмешательству кабана, подточившего дерево клыками. Место, где родился Адонис, находилось вблизи места последующего рождения Иисуса Христа, и мистерии, пос ященные этому древнему божеству, часто разыгрывались в каменных пещерах, миртовых и сосновых рощах вблизи Вифлеема. Однако, дав жизнь Адонису, кабан, посланный богом Аресом (Марсом), явился и причиной его смеМВЙЦ1|рторая случилась опять же 25fl^^^lpk по преданию, одна из рек мЩИЩив этот день окрашивала воды в кроваво-красный цвет, -- что1 современные исследователи объясняют особым составом почвы в тех местах). Возможно, Арес был недоволен громкой славой Адониса как возлюбленного Афродиты (Венеры) сменившей гнев на милост^ в отношении сына Смирны. Опять же, согласно легенде, женщины оплакивали Адониса у северных ворот храма царя Соломона в Иерусалиме, а изображение кабана присутствовало на воротах самого города; впоследствии оно стало использ ваться как один из алхимических и сакральных символов (например, философом ФрэнсисСЦ Бэконом). Воскрешение Адониса под;!;восторженные крики жрецов и других посвященных в мистерии происходило через три месяца, 25 марта (почти аналогично христианской П схе). В этом обряде непременно присутствовала мирра, которая давала телу способность преодолеть его тленность и использовалась египтянами в процессе бальзамирования. Однако по мере распространения культа Адониса в более северные регионы сюжет его сле ка изменился; здесь Смирна превращалась в прекрасную густую сосну с большим количеством шишек. ^.Таким образом, и хронологически, и географически (то есть во времени и пространстве) мистерии Адониса предвосхитили многие важные основы христианства. 25 декабря - "Официальная" дата рождения многих языческих богов - является глубоко символичной и связана с важным положением Солнца во время его перемещения по зодиакальному кругу. Вблизи этой даты, 21 декабря, оно находится в зимнем солнцестоянии и достигает самого южного положения; после своей "стоянки" Солнце, перемещаясь по знаку Козерога, начинает набирать силу (а световой день - прибывать), символизируя тем самым циклический процесс возрождения живой природы. Соединение четырех важнейших точек, связанных с особым положением Солнца, - весеннего и осеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний - образует зодиакальный крест, симво изирующий распятие всего человечества как принципа земного устройства. Итак, бог Арес оказался сильнее, и посланный им дикий кабан замкнул начало и конец жизни Адониса в одной и той же точке. Символично, что, умирая, Адонис сумел передать свое бессмертие сосне, из ствола которой появился на свет, а его мать (в этой роли Смирна отождествлялась с Великой Матерью богов Кибелой) отнесла его тело вместе с деревом в пещеру, где он оставался, не разлагаясь, до самого воскрешения. Поэтому обряд празднования Нового Года для посвященных в мистерии Адониса был неизменно связан с вечнозеленым деревом; оно срубалось, сердцевина его выдалбливалась и внутрь вставлялось изображение юноши. Иногда сосну расщепляли таким образом, чтобы образовался крест - символ возрождения. Как вариант, существовал еще один обряд: поСЙЬ'льку рожд ние Адониса бщ# омрачено его смертью в тот же самыЙ^РКндарный день, внутренносщ. срубленной, сосны использовалась для из-готовлеНИ*Щ|ревянного идола, который хоронился поЩрно человеку (отсюда пошел современный обычай Класть в гроб ветки вечнозеленых еревьев). В некоторых областях самая большая шишка с этого дерева помещалась в особый ковчег (футляр), ковчег занимал почетное место в храмах и домах и оставалЩ-Символом единения с богом Адонисом на гфотяжении всего года. Велика роль и самой сосновой шишки, которая выступала отдельным символом вечности многих языческих божеств. В ми-?риях Скинии, основанных пророком г\- .> исеем, золотая выпуклая сфера неподобие шишки венчала головной убор первосвященника - аналогично звездной шапке, подаренной Ад нису Великой Матерью богов Кибелой. В Древнем Египте существовал образ Солнца Воскрешающего, которое должно было непременно согреть затылок, мозжечок умершего. Сосновая шишка представляла собой верхнюю часть жезла - тирсуса - языческого бога Вакха и грала глубокую смысловую роль в вакхических мистериях; благодаря этому жезлу, используемому для поиска, тело бога Вакха, расчлененное его врагами-титанами и разбросанное ими по свету, имело способность вновь обретать целостность. В силу этого посвяще ных во многих древних мистериях было принято называть фениксами - людьми, которые умерли и возродились ановь(кстати, по одной из легенд, отца Адониса так и звали - Феникс). Таким образом символизм сосновой шишки тесно смыкается с удивительными способ остями, свойственными этой птице, на голове которой имелся особенный шишковидный пучок перьев. Она возлагала гнездо из мирры и других благовоний на гелиополисский алтарь Солнца, сгорала вместе с ним и возрождалась из огня. В свою очередь, шишковидное образование на голове феникса, с точки зрения современной науки, может указывать на чрезвычайно важную в эзотерике деталь Хактивность шиш-жовидной железы; в оккультизме эта железа соотносится с третьим глазом. Именно поэтому в египетских мистериях феникс символизировал собой способность к возрождению из мертвых за счет особого устройства, имеющегося и в человеческой природе. Используемый в лубокой древности, символизм сосновой шишки достаточно сложен и может быть понят только с учетом современных представлений о высшей нервной деятельности человека; таким образом, он совершил "сквозной путь" в истории даже не через века, а через тысяче етия. Четырехметровая сосновая шишка, отлитая из бронзы, была, в соответствии с волей умершего, водружена над мавзолеем римского императора Адриана, с юных лет большого знатока и ценителя греческой мифологии и философии (в детстве его даже звали за э о "гречонком"). Впоследствии она была снята с мавзолея Адриана и в конце XIII века, во времена Данте, украшала место перед храмом святого Петра в Риме. Когда в XVII веке Рене Декарт, проводивший многочисленные опыты для подтверждения дуалистичности ч ловеческой природы, искал место, где "встречаются" душа и тело, его внимание тоже привлекла шишковидная железа. Поскольку он отвел душе единственную функцию - мышления, оставив все остальные за телом, место такой-встречи, по его мнению, должно было р сполагаться в области мозга, играющего особую роль в психических процессах. Из всех частей мозга шишковидная железа даже потенциально устраивала Декарта более всего: во-первых, она была в своем роде единой и единственной и не дублировалась в каждом и полушарий, а, во-вторых^как показывали механистические эксперименты ученого, построившего модели различных внутренних органов, она оказалась способна "запечатлевать" работу ума и направлять эти "отпечатки" к различным частям физического тела. Распол женная в среднем мозге, эта ма-Ненькая железа весом менее одной десятой грамма издавна называлась у инду-*"сов "третьим глазом", центром шестой '.чакры и центром психической и духовной активности человека. И хотя трудно представить, чтобы она находил сь не в черепе, а, допустим, на его поверхности, на макушке в виде самого настоящего глаза, множество реликтовых животных дейст-вительно так и устроены.
Данное образование было признано эндокринной железой только в 1958 году. Чем она управляет? Замечено, что сильный свет поднимает настроение большинства живых существ, а темнота угнетает. Когда ученые Иельского университета выделили ее гормон мелатони (в переводе означает "ограничивающий темноту"), дальнейшие опыты с ним дали удивительный результат. Если мелатонин ввести какому-то животному, окраска его покрова светлеет. В свою очередь, мелатонин вырабатывается шишковидной железой из серотонина - вещества, явно связанного с высшей мыслительной функцией человека. Видимо, не случайно просветление сознания требует активизации шишковидной железы; дерево Бо, под которым сидел Будда, богато се-ротонином! В результате различных опытов британские ученые установили, что у медиумов шишковидная железа больше, чем у обычных людей. У не воздерживающихся от алкоголя и других вредных химических веществ железа наполнена веществом, напоминающим песок; у тех же, кто посвятил свою жизнь духовным занятиям и оккультным практикам, она состоит из прозрачной жидкости. Возвращаясь с высоты этих открытий к символизму языческих мистерий, можно только удивляться и догадываться, как в то далекое время жрецы язычества н шли безошибочный способ приобщить обычного человека к жизни богов. Им была стимуляция "пророческого центра сознания" - шишковидной железы, достигаемая путем собственных таинственных манипуляций и организации специальных массовых обрядов - мистерий. В рождение касты жрецов и оскудение копилки секретов, посредством которых достигалось расширение сознания инициируемых, привели к вырождению смысла и радикальному видоизменению самих мистерий; так, с течением времени ввиду неспособности жрецов к правил ному проведению магических ритуалов Вакхические мистерии превратились в печально известные вакханалии. Попутно был практически забыт символизм сосновой шишки, которая канула в лету времени вместе с мистериями. Обычай помешать 8 доме вечнозеленое увешанное приятными подарка-(тобы подкрепить приятные ожида-чередного Нового года - остался. Но это лишь часть продуманного до тонкостей древнего обряда.
Константин ВЛАДИМИРОВ
Незримая сила 12,2000
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|