Индейцы Майя - наследники атлантов
Загадки древней культуры майя, процветавшей в Америке ещё задолго до открытия её Колумбом, всегда вызывали у исследователей, пожалуй, ещё больший интерес, чем следы цивилизаций древних Эллады или Египта. Майя представляли собой высокоразвитую цивилиз цию с городами, где кипела светская, культурная и духовная жизнь. Об этом свидетельствует множество археологических находок.
Как и египтяне, индейцы майя строили пирамиды. Самой древней по возрасту считается многоступенчатая пирамида в Куикуилько, близ Мехико. Она имеет круглое основание диаметром 134 метра и в своё время являлась культовым центром - вокруг неё в форме рад усов располагаются захоронения, которым уже более 2000 лет. Гигантские пирамиды высятся также в мексиканских городах Теотиукакан и Чолула, на Юкатане. Возможно, на самом деле их больше. Ведь столица Мексики Мехико стоит на фундаменте древней ацтекско столицы Тенотчитлан. И кто знает, какие сокровища погребены там под землёй!
В поселении Трес-Сапотес на берегу Мексиканского залива встречаются различные памятники древней индейской культуры. Вашингтонский учёный Мэтью Стирлинг, отправившись с экспедицией в эти места, нашёл три стелы, одна из которых, согласно надписи на ней относилась к 31 году до нашей эры. Всего Стирлинг и его ассистенты обнаружили в Трес-Сапотес 25 больших каменных монументов. В их числе, кроме стел, ещё два сооружения из цельного камня, напоминавшие "сундуки", украшенные рельефными изображениями би вы между двумя группами разноплеменных воинов, и несколько каменных голов. Другой исследователь, чех Милослав Стингл, будучи в Трес-Сапотес, обратил внимание на две скульптуры, служащие опорами школьной калитке. А новая деревенская тюрьма оказалась у рашенной памятниками оль-мекской культуры трёхтысячелетней давности! Многочисленные следы пребывания майя были найдены на острове Ла-Вента в Центральной Америке, принадлежавшем семье некоего Себастьяна Торреса, похоже, отдалённого потомка древних инд йцев. Семейство Торрес жило среди остроконечных пирамид, каменных голов и старинных стел. Учёные определили, что перед ними развалины древнего города. Повсюду здесь господствовали изображения существа, выглядевшего наполовину человеком, наполовину яг аром, - очевидно, оно было божеством этого города. Каменные же головы в Ла-Венте большей частью красовались на столообразных алтарях, рассеянных по заброшенному городу. По мнению М. Стингла, они изображали конкретных людей, представителей светской и уховной власти.
В 1945 году прошёл слух, что в поселении Сан-Ло-ренсо на берегу реки Коацакоалькос крестьяне нашли интересные каменные статуи. Профессор Йельского университета Майкл Д. Коу отправился туда с экспедицией. Они обнаружили в Сан-Л о-ренсо скульптуры, нап минающие изваяния с Ла-Венты. У одной из них, изображающей спортсмена, играющего в мяч, не было рук - вместо них на обеих сторонах корпуса были расположены большие округлые отверстия. Это наводило на мысль, что у каменного игрока были подвижные руки, способные перемещаться. В силу этого они, вероятно, и отделились от туловища. У другой статуи отсутствовала голова. Большинство скульптур находились на каменной террасе длиной примерно с километр. Террасу в нескольких местах пересекали гребни и ущель , оказавшиеся на поверку не природными образованиями, а творением человеческих рук. Поблизости Коу обнаружил также 20 маленьких озёр, дно которых было выложено панелями из вулканического туфа. Не исключено, что они были связаны с культом водяных боже тв, подобно бассейнам храмов Древней Индии и Цейлона. А под поверхностью Сан-Лоренсо была проложена система, напоминающая канализацию. Её назначение так и осталось не совсем ясным. Ещё в прошлом веке ходили рассказы о Змеином городе, расположенном не одалёку от деревушки Паленке в Лакандонских лесах. Его дворцы и пирамиды сохранились до нашего времени. А на Юкатане находятся развалины Ушмаля - столицы
майяского государства Шив. Там красуется знаменитая Пирамида волшебника (по легенде, один из правителей Шив был карлик-волшебник, вылупившийся из яйца). Местные индейцы считают, что дух волшебника, построившего пирамиду, обитает в ней вечно, и по ноч м здесь можно увидеть карлика в его земном обличье. Другая жемчужина майяской культуры, расположенная в центре Ушмаля, - так называемый Дворец правителя - резиденция ушмальских властителей, стены которой украшены искусно выполненной каменной мозаикой отражающей предания о представителях династии Шив, обитавших во дворце. К городам древних индейцев вели дороги-трассы, напоминающие современное шоссе. Самая длинная из них соединяет юкатанские города Коба и Йашуна. Многие города были окружены защитн ми стенами, а попасть внутрь можно было через монументальную арку, как, например, во втором по значению городе империи Шив - Кабахе. В Ка-бахе есть своё главное сооружение - Дворец тысячи масок, на языке майя - Коц-Пооп. Он украшен орнаментом из соте различного вида масок индейского бога Чака. По поверью, эти маски - живые и способны карать святотатцев, покушающихся на сокровища майя, как и древнеегипетское "проклятие фараонов". Похожие маски помещаются и на стенах четырёхэтажного дворца города айиль. Маски представляют собой неотъемлемый элемент стиля культуры Пуук - так называлась эта древняя страна во времена майя. Самый крупный из майяских городов - священный центр Чичен-Ица - был известен ещё с самого начала колонизации испанцами Центр льной Америки. Его древнейшее здание - Акаб-Циб (Дом чёрных письмен), на стенах которого выведены чёрной краской иероглифы на языке майя. Внутри на стенах Акаб-Циба видны красные оттиски человеческих рук - вероятно, их оставили зодчие в знак приветст ия богу, своему покровителю. Майя оставили память о себе не только на поверхности земли, но и под землёй. В юкатанских известняках скрыта пещера Баланканче - Алтарь
ров. Её также называют Пещерой волшебников. На алтаре этого святилища выстроен ряд сосудов высотой примерно в 30 сантиметров, украшенных ликами мексиканского бога дождя Тлало-ка. Рядом стоят миски для копала - индейского фимиама, на дне которых сохра ились остатки благовоний. В глубине пещеры виднеется маленькое озерцо со сталактитами, а над ним - второй алтарь - Алтарь девственных вод с изображением Тлалока.
На земле Мексики и Юкатана, кроме культовых изображений бога-ягуара и Тлалока, оставили свой след и другие культы, распространённые среди майя - это Стена черепов и храм Венеры в Чичен-Ице, статуи Пернатого змея - Кецалькоатля в Чи-чен-Ице и Толлане. М.Стингл полагает, что от майя эти культы унаследовали более поздние племена теотиуаканцев, тольтеков и ацтеков и именно им принадлежит часть священных скульптур. Что же касается Кецалькоатля, то в лице этого божества индейцы поклонялись реальному че овеку - вождю Кукулькану (его имя тоже переводится как "пернатый змей"). В 1925 году майяологу Эрлу Моррису посчастливилось добраться в Чичен-Ице до сокровищницы Кукулькана-Кецалькоатля или же его ближайших преемников. Под алтарём святилища Чак-Мооля в Храме воинов Чичен-Ицы лежали в углублении украшения из нефрита, жемчуга и бирюзы, почитаемых индейцами за драгоценные камни. Чичен-Ица знаменита ещё и своим Колодцем смерти, привлекающим паломников. Сюда бросали девушек, приносимых в жертву богу п лей и лесов Юм-Кашу. Исследователи обнаружили на дне колодца также и детские скелеты - возможно, в жертву приносились и дети, хотя предания умалчивают об этом. В обмен на человеческие жертвы Юм-Каш должен был посылать местным жителям обильные урожаи благоденствие. Жрецы майя кидали в колодец и различные предметы - украшения, оружие, маски и статуэтки, изображающие Юм-Каша. Их и в наши дни продолжают извлекать со дна колодца вместе с костями погибших там людей. Некоторые археологи придерживаются спорного мнения о том, что майя ведут своё происхождение от обитателей легендарной Атлантиды. В начале нашего века француз Огюст Ле Плонжон и внук прославленного Генриха Шлимана Пауль Шлиман ссылались на найденный в Чичен-Ице Тро-Кортезиан-ский кодек , записанный иероглифами, где было сказано о некоем землетрясении, уничтожившем целую цивилизацию. По словам учёных, это была история гибели Атлантиды. В середине столетия эта гипотеза вновь стала муссироваться в научных кругах благодаря открытию в 1 0 километрах от Чичен-Ицы города Цибильчальтун. Остатки стен, скрытые под зарослями кустарника, свидетельствовали о том, что древний город занимал значительно большую площадь, чем Чичен-Ица, до сих пор считающаяся самой крупной юкатанской метрополией В 1956 году туда отправилась экспедиция из Тугейн-ского университета в Нью-Орлеане (штат Луизиана) под руководством Уиллиса Эндрюса. Экспедиция установила, что Цибильчальтун был основан,во втором тысячелетии до нашей эры, в отличие от остальных изве тных майяских центров, появившихся не ранее первого тысячелетия нашей эры. Город насчитывал более 400 построек на площади в 48 квадратных километров. Он казался настолько древним, что Эндрюс, будучи знатоком, даже не взялся с точностью определить мом нт его возникновения. Гибель же его, согласно преданию, наступила от потопа, что и позволило отождествить Цибильчальтун с Атлантидой. Впрочем, и в других местах велись поиски "остатков Атлантиды". У Пуэрто-Рико, у берегов Багамских островов находили од водой развалины древних дворцов и храмов. Однако все сохранившиеся здания и керамика Цибильчальтуна были близки по стилю к традиционной архитектуре майя и никак не указывали на наследие атлантов. При раскопках ещё и сегодня обнаруживают всё новые новые следы исчезнувших цивилизаций майя и родственных им ольмеков. Они шаг за шагом помогают восстановить историю доколумбо-вой Америки.
Инесса ПЕРОВА
Незримая сила 12,2000
|
|