Монте-Кристо с Соловков
|
Соловецкий монастырь с высокими каменными стенами, украшенными восемью башнями из дикого камня, располагался, да и по сей день стоит, «на студеных, крайсветных, темных и нелюдимых островах, где не только здоровье человеческое, но и железо ржавеет». |
Строить его начал в 1584 году соловецкий монах Трифон. А содержали в здешних казематах - в «кельях молчательных» - и «маяли гладом» «особо секретных» колодников, которых никто и никогда не должен был видеть. |
Узников сюда почти всегда бросали навечно, часто скованных по рукам и ногам тяжелыми «железами», нередко без всякого суда. По сведениям монастырских грамот XVI-XVIII веков, давали им «токмо хлеб и воду», и лишь через несколько лет заключения разрешалось давать сидельцам пищу, которую получал монастырский инок. |
Доставленного «новичка» вместе с сопроводительной бумагой сдавали настоятелю; все вещи и деньги узника, если они у него были, отбирались и передавались на хранение казначею, который все имущество заключенных записывал в особую книгу. Настоятелю следовало узнать, что за человека им прислали, есть ли надежда на его исправление. |
Часто от первой беседы и от того впечатления, какое узник произведет на монастырское начальство, во многом зависела его дальнейшая судьба: накрепко ли его запрут в камеру под самый строгий надзор или дадут некоторые послабления - разрешат прогулки, посещение других узников и т.д. |
Ссыльные разных религиозных толков враждовали между собой и проклинали друг друга. Осужденный церковным собором 1554 года «за ересь» игумен Артемий, например, отвергал божество Иисуса Христа, церковные правила и обряды, хулил святых угодников, не поклонялся святым иконам, называя их идолами. В обвинение ему поставили и его поездку в немецкие земли... |
Интересно, как попал Артемий на Соловки. Его пригласили на церковный собор как участника этого собрания. |
Однако кто-то из доброхотов предупредил святого отца, что его подозревают в причастности к ереси. И Артемий предпочел скрыться из Москвы, но, подумав, явился-таки на заседание собора: ничего худого за ним не числится. Оттуда его и этапировали на Соловки. |
В 1605 году на Соловки доставили Симеона Бекбулатовича - бывшего владыку Касимовского царства, которое выделялось московскими князьями татарским «царям и царевичам», переходившим на русскую службу. Он изъявил желание принять православную веру, был крещен в присутствии Ивана Грозного. Такой поступок не остался без награды: царь дал ему титул «великий князь всея Руси». При царе Федоре Иоанновиче этот номинальный правитель всего Русского государства по проискам Бориса Годунова бы лишен великого титула, ослеплен и сослан... |
В 1612 году на «самое тяжкое тюремное заключение» в Соловецкий монастырь был отправлен Петр Отяев - атаман разбойничьей шайки. Он рыскал со своими удальцами по Московскому государству и разорял монастыри и храмы, держа в страхе беззащитный деревенский люд. В 1652 году по повелению новгородского митрополита Никона (будущего патриарха) был вызван с Соловков старец Арсений, человек ученый и образованный, - для исправления богослужебных книг. |
А потом он снова был отправлен в Соловецкий монастырь, но уже узником - по подозрению в неправославном образе мыслей. |
Во второй половине XVII века на Соловки вообще ссылали многих людей, не признававших церковной реформы патриарха Никона и протестовавших против нее. Среди них был и князь Львов - начальник Московского печатного двора, однако в монастыре он больше занимался кутежами, чем боролся за старину. Увезли его с Соловков в 1666 году во время возмущения монахов, недовольных церковной, а потом и государственной властью. |
Усмирять монашествующую братию прислали воеводу Ивана Meщеринова, который обошелся с монахами как варвар: все деревья вокруг монастыря были увешаны трупами. Войдя в монастырь победителем, он выгнал полуодетых черноризцев в январские морозы на море, и они там замерзли. В живых остались только немногие счастливцы, которые преподнесли суровому воеводе богатые дары. Да он и сам стал брать себе монастырские сокровища. |
В 1691 году в Соловецкий монастырь по указу Петра I был прислан для «содержания в земляной тюрьме вор и бунтовщик» Ивашка Салтыков. Один из караульщиков бросил ему палку, чтобы тот мог отбиваться от крыс, за что сам был нещадно бит плетьми. |
Через год «за великие непристойные слова, вместо смертной казни», на такое содержание был отправлен на Соловецкие острова Мишка Амирев, и велено было «держать его в земляной тюрьме вместе с самозванцем Ивашкой Салтыковым. И быть ему в том монастыре неисходно до кончины живота его, из монастыря никуда его не отпускать, ни в какую отхожую службу не посылать и смотреть накрепко, чтобы он всегда на виду жил во всяком послушании и братии никакого ропота не чинил, никаких неприятных слов не говорил». |
Через год М.Амирева постригли в монахи под именем Моисея, и он сумел так подольститься к монахам, что его назначили распорядителем монастырских работ. Однако пробыл он в этой должности недолго: у него нашли какие-то «ябеднические письма», за что и отстранили от должности. И предупредили: если он еще будет писать подобные послания, то его вновь посадят в тюрьму. Монах Моисей не стал ожидать, когда угрозу приведут в исполнение, и в 1700 году «через воровскую стену» ушел из монастыря. |
Несмотря на грозные повеления Петра I о розыске, его так и не нашли. |
В том же году на Соловки отправили и духовника Петра I - «распятского попа Ивана Иванова». Но прислали его не в тюрьму, а просто повелели постричь в монахи. Постриженный под именем Иова, он своим подвижничеством и смирением приобрел доверие и уважение всей монашествующей братии и расположение самого настоятеля. Приехавший летом в монастырь Петр I уверился в его невиновности и звал вернуться в Москву на почетную должность. Но старец отказался от царского приглашения и пожелал остаться в обители. С благословения настоятеля он удалился в лес Анзерского острова. Здесь на горе, которую старец Иов назвал Голгофой, он основал уединенный скит, в котором жил до 1720 года. |
В 1744 году в Соловецкий монастырь был заключен раскольник Афанасий Белокопытов с предписанием «содержать под крепким караулом до смерти, никуда неисходно». Не скоро, но ему удалось убежать. К окну его тюрьмы приходили разные люди, приносившие подаяние, - кто ниток, кто холста, кто еды... Некоторых из них он просил принести досок, чтобы построить в своем каземате чулан. |
Досок ему наносили, и чулан А.Белокопытов построил. Найдя в стене кусок железа и несколько гвоздей, он стал понемногу крошить стену за чуланом и после долгих усилий все-таки проломал ее. В темную ночь августа через дыру он взошел на крепостную стену и через бойницу на заранее приготовленной веревке спустился на землю. |
Раскольник ушел в лес, где нашел пустую избу и спрятался в ней. В следующую ночь наносил к морю доски, связал их и на таком плоту отправился в плавание. |
Увы, свобода А.Белокопытова длилась недолго: ветер оказался неблагоприятный, через четыре дня его прибило к берегу, где он и был пойман. |
Однако неудача не отбила у него охоты к побегу, и он решил еще раз попытать счастья. Однажды, когда его переводили из одного каземата в другой, он по дороге незаметно поднял нож, которым и прорезал отверстие в двери своей новой тюрьмы. В ночь на 17 сентября 1746 года, когда караульные уснули, он через это отверстие вышел на волю и снова скрылся в лесу, но заблудился и снова был пойман. |
Указы и инструкции, сопровождавшие узников на заточение в Соловецкий монастырь, предписывали содержать их «впредь до раскаяния», «впредь до исправления». Иногда говорилось, что такой-то присылается «для смирения». И только личное усмотрение монастырского начальства определяло, что «исправление» или «раскаяние» наступали. |
Вообще же к освобождению узников настоятели относились скептически. Например, в середине 1850-х годов архимандрит Соловецкого монастыря доносил в Синод о 19 узниках, троим из которых он находил возможность сделать некоторое облегчение участи: перевести в другой монастырь, допустить к причастию и т.д. |
Случалось, правда, что и «вечных» освобождали, но крайне редко. |
Иногда какое-нибудь важное лицо посещало монастырь и, расспрашивая о заключенных, узнавало, что тот или иной сидит уже 50 или более лет. Как правило, такое известие производило сильное впечатление на высокопоставленного посетителя, и он начинал хлопотать об освобождении затворника. Так, Антона Дмитриева не хотели выпускать: после 37 лет заключения он просидел еще 11 лет. Этот срок поразил одного из важных гостей, и по его ходатайству узнику предложили свободу. Но на что она нужна была ему после целой жизни одиночного заключения? На воле его давно уже забыли, да и сам он потерял с родными всякую связь. Идти ему было некуда, и он остался «доживать свой век в тюрьме, но уже не в роде арестанта». Умер, не раскаявшись... |
Это - истории лишь нескольких соловецких узников, в основном людей глубоко верующих, мысль которых работала так неутомимо, что даже собственные заблуждения были им дороже жизни и свободы. Но в монастырь ссылали и за буйство, и за «развратное поведение», и за уголовные и государственные преступления. Иногда сами родственники ходатайствовали о заключении надоевшего им своим поведением члена семьи. В 1781 году секретарская вдова М.Теплицкая пожаловалась обер-прокурору Святейшего Синода на сына своего - подпоручика А.Теплицкого. За непристойное поведение он за год до этого содержался в смирительном доме, но и там вел себя непорядочно: никого не слушался, всем грубил, заводил драки. Отбыв срок наказания, он нисколько не угомонился, по-прежнему «обращался в предосудительных поступках», а придя домой к матери, сначала обругал ее непотребными словами, а потом избил. |
Обер-прокурор обо всем доложил Екатерине II, и императрица повелела «оного Теплицкого послать в Соловецкий монастырь, чтобы содержать его там до того времени, чтобы он в дерзновении своем раскаялся и развращенную жизнь свою исправил». В монастыре А.Теплицкого заставили рубить дрова, копать огороды и возить для монастыря воду, но ничего не действовало на разгульного подпоручика. |
За год он здесь столько накуролесил, что настоятель монастыря просто не знал, что с ним делать, и просил убрать его от них поскорее. Из Петербурга отвечали, что А.Теплицкого следует назначить в самые тяжелые работы, какие найдутся в монастыре. Однако и это не помогло: буйный арестант умудрился изготовлять в монастыре фальшивые деньги, был судим и по наказании кнутом сослан в каторгу... |
Надежда ИОНИНА, автор энциклопедии «Сто великих узников» |
Тайная Власть 11,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|