Кровавые камни Аусангате
|
Коренным жителям Латинской Америки Христос представляется в виде горного пика, навевающего человеку дивные видения и чувства. И чтобы их испытать, они готовы карабкаться до области вечных льдов. |
Дань людям и богам Это было необычное восхождение – в нем участвовали сотни людей. К востоку от древней высокогорной столицы инков Куско расположено одно из самых почитаемых святилищ – Койлльюр Рити, что находится на самой высокой скале горы Аусангате. Туда приходят не только горцы Перуанских Анд, но и индейцы со всей Латинской Америки. Происходит это ежегодно в июне, во время католического праздника Тела Господня. |
Как ко всякому восхождению в горах, к паломничеству на Аусангате нужно хорошенько подготовиться. Прежде всего, запастись теплой одеждой, поскольку наверху безумно холодно. Даже многие из молодых людей надевают по трое брюк и по четыре шерстяных джемпера. По заведенной традиции – ведь молиться они будут не только за себя, но и за односельчан – собирающиеся в паломничество взимают на деревенском рынке в качестве дани провизию: продавцы охотно подают на столь благое дело маис, картофель, масло, макароны. И обязательно – пакетики с листьями коки, которые придадут сил. |
Как принято, перед дорогой – трапеза. Закуска не обильная. Но главное, по кругу, из рук в руки переходит бутылка с каньей – обжигающим самогоном из сахарного тростника. Перед тем как отхлебнуть этой горячительной жидкости, каждому нужно плеснуть на землю несколько капель – это дань богине Пача Маме, матери-земли. |
Теперь – в путь. Вначале – несколько десятков километров к подножию на грузовиках. На них, кстати, погружены альпаки и ламы – эти выносливые, смирные, послушные домашние животные, «мини-верблюды», предназначены для жертвоприношения. Католическая общественность в глухих уголках Латинской Америки с жертвоприношениями животных предпочитает чересчур активно не бороться. |
Вместе с паломниками едут и кинооператоры, фотокорреспонденты, журналисты. По ходу паломничества будет отслеживаться вся процессия. Бледнолицые парни с блокнотами, ручками и фотоаппаратами любят совать свой нос куда их просят и куда не просят. Индейцы, просвещенные христианством, белых людей в жертву больше не приносят, хотя век-два назад такое нередко случалось… Последняя остановка перед святыней ждет у горной деревушки на высоте пять тысяч метров. Здесь возникает импровизированный городок, палаточный лагерь и своеобразный передвижной рынок. |
Это сбор перед броском к леднику. Кто достаточно состоятелен, может получить за небольшую плату еду и ночлег в комфортабельной палатке, а кто победнее, тот довольствуется прихваченными продуктами, тряпьем и брезентовыми накидками. |
Кроме молитвы и благословения священника в деревенской церквушке, стоянка обеспечивает «детей Анд» забавой на оживленном рынке. Это, как отметили журналисты, «царство иллюзий» – место, где можно купить и продать мечту. Здесь идет торговля и фальшивой валютой, и фиктивными акциями. Все заранее знают об «аферах», но не считают их надувательством, а вовлекаются в детскую игру по принципу «не обдуришь – не продашь». |
По этим фантикам тут можно приобрести не только диплом крупного специалиста, но и «стадо свиней», «виллу с бассейном» и даже жениться… Понарошку-то понарошку, но какое развлечение и утешение! Кресты на скалах Оставлены на склоне грузовики и палатки, началось восхождение. Дышать все тяжелее. Горцам с их более развитыми легкими высота привычнее, а «бледнолицым братьям» становится не по себе. |
Индейцы предлагают листья коки. Пожевав их, можно «погасить» артериальное давление. Но перед этим не забыта богиня Пача Мама. Один из паломников взял несколько листочков коки, свернул их и закопал в землю. Приняв дань, богиня должна оберегать восходителей. |
Но, оказывается, на мулов эта благодать не распространяется. Вот один из них, поскользнувшись, рухнул в расщелину эдак метров двести глубиной… Нескончаемая вереница паломников двигается все медленней. Не зря горцы говорят: тот, кто спешит, напрасно теряет время. Нередко приходится останавливаться, чтобы перевести дух. По пути на черных скалах воздвигают кресты. В целом, на расстоянии восьми километров их было установлено двенадцать. |
Подобные скалы у инков называются «уаки» – святилища. Возле них паломники останавливались, чтобы спеть и потанцевать: сил хватало на веселые зажигательные пляски. Музыка и танцы помогали преодолевать усталость и холод. |
Рядом со скалами и крестами находятся сложенные из камней холмики. На них индейцы кладут свои подношения – хлеб и фрукты. К такому холмику каждый добавлял принесенный от подножия свой камень. |
Католическая церковь, расставив здесь кресты, хотела превратить эти священные скалы в места для покаяний. Но у индейцев сохранились свои верования. |
Положенные камни у скал – это символ жизни, признание своей принадлежности к Природе. Здешние люди, по поверьям, родились из камней и после смерти снова превратятся в них. |
Для «детей Анд» гора Аусангате и церковь – одно целое. Они не стали протестовать против новой веры, которую внедряли здесь католические миссионеры. |
Во-первых, сопротивляться такой большой силе было бессмысленно. Во-вторых, церковь не заслоняла им священную гору. |
Так, за внешней покорностью, сохранились и древние верования. Почему Пача Мама не может ужиться с Мадонной, Иисусом Христом? Почему люди должны враждовать? Пока что земли всем хватает. |
А недоразумения можно устранить… Паломники подошли к «великой уаке» – главной скале. Священники попытались распространить свою власть и на это языческое святилище. Капище было заключено в стены церкви. Но индейцы прорубили в ней окно – оно открывало вид на Куско, центр андской вселенной. |
Церковники попытались перехитрить язычников – они водрузили перед окном крест. В этом «состязании» индейцы посвоему одержали победу: они возложили на крест камень, похожий на багровое око. Это был знак того, что «взгляд уака» был обращен к тому же Куско. |
Мистика высокогорья О верованиях андийских племен, связанных с культом гор, известно издавна. |
Современные потомки инков верят, что у апуса, или горного божества, есть свои замки внутри священных пиков, таких, как Аусангате. На многих вершинах и сейчас совершаются ритуальные обряды, даются клятвы. И ничем эту веру не изжить. |
По признанию ряда восходителей и даже просто людей, часто бывающих в горах, одухотворение, очеловечивание или обожествление поднебесных обителей находит свое объяснение. Поднимаясь на большую высоту – 5-6 км (а такова примерно средняя высота андийских пиков), волей-неволей проникаешься в той или иной мере мистическим чувством перед вершинами. |
Не последнюю роль здесь играет экстремальное состояние организма, вызванное недостатком кислорода и пониженным давлением воздуха. У меньшинства наступает угнетенное состояние, у большинства – ощущение эйфории, возбуждения. |
У некоторых перед глазами появляются видения. Немало путников признавалось, что на значительных высотах они нередко чувствовали себя как-то неуютно, будто ощущая, что присутствует кто-то невидимый и ведет наблюдение… Что и говорить, здесь, среди этих неприступных, грозных, непредсказуемых гигантов, даже самый просвещенный «гомо сапиенс» не лишен осознания того, что он – лишь ничтожная песчинка в мироздании космоса. В ночное время при идеальной прозрачности воздуха кажется, что даже звезды становятся намного ближе. Ну, а местным горцам таинственность, населенность гор духами и богами передается через родовые предания. Словом, вершины воодушевляют и вдохновляют. |
При мерцании света, движении пластов тумана кажется, что скала дышит. |
Паломники крестились перед изображением Христа и подходили поближе, чтобы дотронуться до багрового камня. |
Многие плакали. От переизбытка чувств, от воспоминаний о прожитом, грехах и радостях… Театр жизни А чтобы дело не доходило до отчаяния, недалеко от «камня крови Христовой», располагается «волшебное» место. На ровной площадке собирались зрители и люди в масках. Самодеятельные артисты в цветных вязаных масках изображали животных, чиновников, а то и саму Смерть. Эта последняя не с косой, а с плетью могла наброситься на всесильного бюрократа, а то и на лицемера-священника. Довольные зрители покачивались в такт музыке и пению. «Театр жизни» отвлекал от грустных мыслей. |
В полночь – прелюдия к последнему действу. На восхождение к самой вершине пойдут не все – собрание старейших выбрало 700 человек. Это «укуку» – ряженые танцоры, которые изображают медведей, сторожей духа гор Апу. Крепкие, высокие молодые люди, в накидках с красными и черными капюшонами, с лицами в масках разделяются на четыре группы. Продвижение неторопливое, под несмолкаемую музыку и посвистывание ветра. В бледном свете луны впереди вырисовываются четыре пика Аусангате. К каждому направляются свои посланники. |
Цель достигнута. В эту ночь великого обновления завершается ритуал. На леднике священник награждает одного из «укуку» ударами плети. Остальные опускаются на колени и начинают откалывать куски льда. Обжигающий ледяной скол заворачивают в кожаные тряпки, обвязывают кожаными ремнями и, взвалив на плечи, несут вниз, в родные деревни. |
Влага эта священна – она пойдет на поля, обеспечит плодородие. |
Взоры паломников обращаются к горе. |
Когда первые лучи восходящего солнца касаются вершины, она становится местом, где совершается «брак» между землей – женским началом, и небом – началом мужским. Другие символы – лед и звезды. По преданиям инков, встреча воды и скалы породила их цивилизацию. Вода с небес сохраняла их силу, а выходящий из земли камень давал миру энергию глубин. К дарованным свыше благам необходимо относиться не только почтительно, но и бережно, чистоплотно. |
Жители деревни Каркунка у подножия Аусангате следят за порядком и чистотой на крутых горных тропах. Оставшийся после паломников мусор своевременно убирается. Прерванные тишина и покой воцаряются до июня будущего года. Возле большой «уаке» остается дань, принесенная горе-святилищу. |
*** Полное завершение церемонии состоится в Куско – «пупе Земли», как переводится название этого центра инкской цивилизации и духовности. Там будет произнесена молитва и совершится поклонение Иисусу Христу, родному брату Великого Инки, отважному воину… К другим же христианским святым у индейцев менее почтительное отношение. |
Говорят, что в эту ночь праздника Тела Господня и святые не скучают: Христофор, известный бонвиван, не пропускает ни одной юбки, Иероним может даже не явиться домой, потому как подхватит дурную болезнь, у Бласа же – репутация вечного рогоносца. Праздник есть праздник, можно расслабиться и подурить после трудного восхождения… |
Юрий СУПРУНЕНКО, кандидат географических наук |
Тайная Власть 11,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|