Место святой силы - Кельнский собор
|
Место святой силы Площадь, где сегодня возвышается Кельнский собор, с позднеримского времени являлась местом, на котором собирались первые христиане. Старинные легенды гласят, что слезы покаяния, которые они там проливали, падая на землю, давали жизнь цветам удивительной красоты и аромата: примулам величиной с лилию, ландышам, благоухание которых распространялось до окрестных селений, нарциссам красного или розового цвета. |
Постепенно вдоль городской стены стали возводить культовые сооружения. Первое церковное здание, о котором доподлинно известно, как оно выглядело, было построено в 870 году. Восточный алтарь был посвящен Богоматери, западный - святому Петру. И сразу же начались чудеса: верующие говорили, что видели прозрачные ангельские крылья под крышей и что лик статуи Пресвятой Девы порой озаряется улыбкой. При архиепископе Кельнском Бруно (940-953 гг.) строительство продолжилось: к продольному нефу с севера и юга добавили еще по одному боковому нефу. (Неф – вытянутое помещение, ограниченное с одной или обеих сторон рядом колонн или столбов). Так с небольшими изменениями собор простоял до XIII столетия. После того как в 1164 году архиепископ Райнальд фон Дассель доставил в Кельн мощи трех новозаветных волхвов, или, как их называют католики, «трех святых королей», собор перестал быть местом пребывания архиепископа Кельнского, зато превратился в одну из самых значительных церквей Европы, куда устремились многочисленные паломники. В 1220 году золотых дел мастер Николай фон Верден изготовил ковчеги, или реликварии, для мощей трех волхвов, принесших свои дары младенцу Иисусу. В этом шедевре средневекового ювелирного искусства хранились останки легендарных Каспара, Мельхиора и Балтазара. Собору, ставшему местом массового паломничества, потребовалось придать другой архитектурный облик – более величественный и более символический. Но это оказалось не так-то просто… Соперничество мастеров К закладке невиданного до тех пор по размерам собора приступили в 1248 году. В то же самое время в Кельне, жители которого остро ощущали нехватку воды, решили возвести большое гидротехническое сооружение – систему колодцев, которые, по утверждению лозоходцев – искателей подземных вод, наделенных экстрасенсорными способностями, залегали совсем неглубоко. Ответственный за гидротехническое строительство мастер Альберт Кюнхе долгое время безуспешно искал подходящий источник. А между тем другой специалист – Герхард фон Рюле, наблюдая эти отчаянные поиски, злорадно хихикал. Фон Рюле руководил строительством собора и точно знал, что наиболее мощный источник воды замурован в котловане, вырытом под его «проект». Амбициозный прораб хотел быстрее своего коллеги завершить монументальное сооружение, о чем заключил пари на немалые деньги, поэтому как рыба молчал об этом секрете. Неизвестно, чем кончилось бы дело, если бы не супруга мастера-гидротехника Кюнхе, которая хитростью выведала у супруги соборных дел мастера, где находится источник. Гидротехник добился у членов городского совета Кельна разрешения произвести разведку. Вскоре он обнаружил необходимый источник воды, завершил строительство своего детища и купил супруге на выигранные талеры головной убор из чистого золота. Теперь уже он мог насмехаться над Герхардом фон Рюле, который, несмотря на большое усердие, медленно продвигался вперед. В результате мастер-архитектор разочаровался, что когда-нибудь сможет закончить строительство кафедрального собора. Как пишут средневековые летописи, фон Рюле покинул этот бренный мир «в глубочайшей скорби», едва не совершив страшного греха самоубийства. Если бы бедняга знал, что строительство растянется еще на несколько сотен лет, он, может быть, не впал бы в столь тяжелую депрессию. |
В XIII веке начался внезапный бум строительства готических соборов. Храмы возникали довольно быстро. Так, знаменитый собор в Шартре воздвигли всего за 26 лет. Создавалось впечатление, что работы строителей форсирует какая-то мистическая сила – ничего удивительного, что впоследствии католические мистики объявили, что в это время в мир изливалась мощь Святого Духа, руководившая строителями. Однако Кельнский собор, наоборот, словно преследовал рок. Его сооружение уже в те времена превратилось в долгострой. И, по мнению эзотериков, причина была именно в пущенном на житейско-хозяйственные нужды водном источнике. В Средние века большинство готических церквей должно было непременно обладать священными колодцами. Считалось, что их вода имеет целебные свойства - это были источники жизни, которые, как правило, изображались на исполненных иносказаний соборных барельефах. Кельнский собор чудотворной водной энергетики лишили, вот силы небесные и не торопились благословить его строительство… Лишь в 1322 году были торжественно освящены готические хоры собора. Высоко в небеса вознесся его купол, все с нетерпением ждали: вот-вот снимут леса и перед взором откроются богато украшенные стены. Главные святыни уже были перенесены в новостройку. Кроме ковчега волхвов, к ним относилось распятие Геро. Чудеса распятия Геро Именно в Кельнском соборе хранится древнейшее в Западной Европе распятие, выполненное около 975 года по заказу архиепископа Геро. Оно представляет собой дубовый крест высотой 2,88 метра. Это распятие, по стилистике очень напоминающее православные, послужило прообразом для множества последующих изображений распятого Христа. В 1683 году каноник Генрих Фридрих фон Меринг приделал к распятию позолоченный нимб в виде солнечного диска с расходящимися лучами. В таком виде крест сохранился до наших дней. Предположительно заказчиком распятия был архиепископ Кельнский Геро, который в 971 году по поручению германского императора Оттона I отправился в Константинополь (сегодня Стамбул), чтобы взять в жены для своего сына (будущего императора Оттона II Рыжего) дочь императора православной Византийской империи. После продолжительной череды переговоров он привез 12-летнюю невесту, ставшую императрицей Феофано, которая впоследствии внесла огромный вклад в культуру средневековой Европы. В свите Феофано находились многочисленные художники и квалифицированные ремесленники, которые способствовали возрастанию влияния византийского искусства в Священной римской империи. Геро мог познакомиться с византийским искусством еще во время своего длительного пребывания в Царьграде, что нашло отражение в оформлении креста. |
Немецкий летописец Титмар из Мерзебурга в своей хронике, датированной началом XI столетия, сообщал о распятии и связанном с ним чуде. Геро «велел тщательно вырезать из дерева то распятие, что сейчас стоит посреди церкви, где он и сам покоится (то есть в Кельнском соборе – И.Б.). Увидев однажды, что вершина распятия треснула, он исправил это, не надеясь на собственные силы, но прибегнув к помощи Высшего Творца - средству более спасительному. Часть тела Господня… он руками соединил с частью спасительного креста и вставил в трещину, а затем, пав ниц, с мольбой призвал имя Господа. Поднявшись, он смиренным освящением добился восстановления целостности распятия». В хронике также рассказывается, как Геро, войдя однажды в часовню при свете дня, увидел, как Спаситель, сойдя с креста, сражается с дьяволом и побеждает его, о чем позже сообщил своей пастве. В «Жизнеописании» святой Ирмгарды Кельнской (XIV век), чьи мощи тоже покоятся в Кельнском соборе, упоминается еще одна легенда: во время третьего паломничества святой в Рим в тамошней церкви к ней с распятия обратился Христос, попросив передать поклон распятию Геро в Кельне. Пораженные таким невиданным чудом римские священнослужители одарили Ирмгарду реликвиями нескольких святых. |
Возрождение и испытания До 1530 года Кельнский собор продолжали украшать и снаружи и внутри, но затем из-за отсутствия денег строительство останавливается. В 1794 году в Кельн вошли войска революционной Франции. Архиепископ и весь соборный клир сбежали, и какое-то время собор использовался для мирских целей, например, как склад. Большевикам было с кого брать пример… В 1801 году Кельнский собор был заново освящен, а в 1842 году указом прусского короля Фридриха Вильгельма IV строительство возобновляется. Кайзер лично жертвует из своего кошелька 50 тысяч талеров. Любовь жителей города и финансовые возможности прусской казны вскоре принесли плоды – собор стал настоящим архитектурным шедевром. В его украшениях, к которым, несомненно, были причастны посвященные мастера Нового времени, можно найти изображения талисманов древности (Лестницы в Небо, концентрических кругов – мандал в розетках, Печати Соломона и т.д.). Возможно, они и помогли ему пережить страшное испытание, которое готовил храму ХХ век. |
*** |
Во время Второй мировой войны авиация союзников утюжила города Третьего рейха. На Кельнский собор упало 14 тяжелых авиабомб, причинивших немало разрушений, но все же, вопреки законам физики, не сумевших превратить Божий храм в груду развалин. Очевидцы рассказывали, что в момент авиаударов над собором возникало что-то вроде внезапного скопления туч странного – золотистого, зеленого или желтого – цвета. А едва началось послевоенное восстановление храма, как в Кельне случилось еще одно чудо. Многие из тех, кто жертвовали деньги на древний собор, рассказывали, что их собирала очень красивая черноволосая девушка маленького роста, от улыбки которой как будто исходило сияние. Администрация города клялась, что такой особы среди тех, кто им помогал, не было. Однако в казне, собранной на восстановление храма, загадочным образом оказалось на несколько тысяч марок больше, чем было «оприходовано» от штатных сборщиков. Теологи до сих пор спорят, кто побирался Храма ради – святая Ирмгарда или сама Пречистая Дева… |
Игорь БУККЕР |
Тайная Власть 10,2009 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|