Мистика авиакатастроф
К сожалению, в авиации далеко не всё зависит от исправности лайнера и опыта его экипажа. Нередко в роли вершителей судеб выступают наземные службы так называемый «человеческий фактор», а иногда на этот пресловутый «человеческий фактор» просто все списывают, так как реальную причину авиакатастрофы определить не представляется возможным.
Днём 11 августа 1979 года в плотных облаках в районе украинского города Днепродзержинска по вине диспетчеров столкнулись два пассажирских лайнера Ту-134А, в результате погибли 178 человек, в том числе футболисты ташкентской команды «Пахтакор». Казалось бы, выводы, сделанные в ходе расследования причин этой катастрофы, должны были исключить повторение подобных трагедий в будущем. Однако не прошло и шести лет, как в небе над Львовом случилось практически «зеркальное» ЧП...
Эта авиакатастрофа не должна была случиться несмотря даже на скверную погоду. Небо было не безоблачным, но такая погода не редкость для этих мест в это время года. Оба самолета пилотировали опытные летчики, не менее опытными были и работники диспетчерской службы сопровождения. Но авиакатастрофа все же случилась - все списали на «человеческий фактор».
Когда 3 мая 1985 года в 10:38 пассажирский самолёт Ту-134А Эстонского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту на Львов – Кишинёв, взмыл с бетонки аэродрома города Таллина ввысь, над всей Прибалтикой держалась ясная, тёплая погода. Но по мере продвижения на юг обстановка на трассе становилась всё сложнее. Вскоре самолёт летел в гуще многослойных дождевых облаков, периодически попадая в зоны
турбулентности, проходя буквально по краю грозовых фронтов, где проблёскивали пучки молний.
Впрочем, командир экипажа Н.И. Дмитриев не видел в ситуации за бортом ничего необычного. Ему, лётчику 1-го класса, Герою Социалистического Труда, налетавшему на этом типе самолёта не одну тысячу часов, подобные метеоусловия были не в диковинку. Спокойная уверенность капитана передавалась экипажу, также состоявшему из опытных авиаторов.
73 пассажира, разместившихся в салоне, конечно, нервничали, когда лайнер попадал в болтанку, но всё же доверяли квалификации своих «воздушных извозчиков», как и надёжности самой машины, несущей их со скоростью 850 км/час. В 12:06, следуя на высоте 7800 м, Ту-134А вошёл в Львовскую воздушную зону. Экипаж попросил у диспетчера восточного сектора РЦ (районного центра) разрешения занять эшелон 4200 м. Всем было ясно, что заходить на посадку придётся в условиях практически нулевой видимости.
ТУЧИ НАД ЛЬВОВОМ
Всего за четыре минуты до этого запроса из Львовского аэропорта взлетел военно-транспортный самолёт Ан-26, прозванный лётчиками за характерный звук работающих двигателей «Гадким утёнком». Он держал курс на аэродром Чкаловский под Москвой, и его баки были полностью заправлены топливом. Среди пассажиров находилось практически всё руководство ВВС Прикарпатского военного округа, включая командующего – генерал-майора авиации Е.И. Крапивина. Напросились в полёт с отцом и оба сына командующего. В салоне находилась также жена командующего 40-й армией Бориса Громова. Экипаж самолёта считался одним из лучших в округе. Командир корабля подполковник Шишковский налетал в общей сложности около 6 тысяч часов.
Репутацией крепких профессионалов пользовались и другие члены экипажа. Кресло второго пилота, кстати говоря, занимал лейтенант В. Быковский, сын знаменитого космонавта Валерия Быковского. Правда, молодой офицер налетал на Ан-26 всего 450 часов, но зарекомендовал себя с лучшей стороны.
К моменту взлёта погода в районе Львова совсем испортилась. Небо над аэродромом было затянуто почти сплошной дождевой облачностью. При этом нижняя кромка облаков буквально висела над землёй, а верхняя граница тяжёлых, рваных туч достигала 5-6-километровой высоты. Видимость в этом гигантском слое «киселя» фактически отсутствовала. А это значило, что значительная доля ответственности за безопасность полётов ложится на плечи диспетчеров.
ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СЛУЖБА
В этот день диспетчерскую смену возглавлял опытный руководитель полётов аэропорта Львов Л. Квашин. Он окончил Академию гражданской авиации и имел квалификацию диспетчера 1-го класса. Диспетчером восточного сектора РЦ был не менее опытный сотрудник В. Шевченко, а диспетчером подхода П. Савчук.
Савчук в прошлом сам налетал немало часов, а после списания по возрасту с лётной службы окончил специальные двухмесячные курсы и был допущен к самостоятельной работе с присвоением квалификации «диспетчер службы движения 3-го класса».
В распоряжении этих специалистов имелось качественное оборудование: обзорный трассовый локатор ТРЛ-139, вторичный локатор «Корень-АС», а также обзорный аэродромный локатор. С помощью этой техники можно было управлять движением самолётов в любых погодных условиях. Вообще-то, военная и гражданская авиация летают по немного отличающимся правилам. Для гражданских самолётов установлены так называемые воздушные коридоры, которые чётко обозначены и неизменны. Во всём остальном пространстве летают военные самолёты, которые, в свою очередь, не имеют права заходить в коридоры. И всё же бывают случаи, когда военный самолёт пользуется гражданским коридором. И тогда многое, если не всё, зависит от квалификации диспетчера, который «ведёт» самолёт.
ТРЕТИЙ САМОЛЁТ
Как и в случае с трагедией под Днепродзержинском, здесь тоже не обошлось без третьего самолёта. За несколько минут до старта военного Ан-26 из Львова тем же курсом вылетел пассажирский Ан-24. В этих-то «трёх соснах» и заблудился бывший хороший лётчик, но недостаточно подготовленный как диспетчер П. Савчук. Впрочем, поначалу ничто не предвещало беды.
Когда Ту-134А попросил разрешения занять более низкий эшелон, диспетчер Шевченко сначала дал добро, но, сверившись с показаниями локатора, изменил свою команду. Навстречу «тушке» на высоте 4500 м летел тот самый пассажирский Ан-24, поэтому командиру эстонского лайнера было указано снижаться до эшелона 4800 м.
После того, как оба самолёта благополучно разошлись в густой облачности, Н. Дмитриев получил разрешение снижаться до 4200 м. Между тем, военный Ан-26, также летевший встречным курсом, поднялся до высоты 3900 м. Разрешение занять этот эшелон он получил от того же диспетчера П.Савчука. При этом радисту каждого из двух самолётов была передана информация о движении встречного борта.
Самолёт Ан-26 продолжал «вести» Савчук. По его расчётам, удаление машины от приводной станции составляло не менее 65 км. Но беда в том, что он перепутал засветки самолётов на индикаторе кругового обзоpa, приняв летевший в том же направлении Ан-24 за «свой» Ан-26. По данным Савчука, Ту и Ан-26 должны были разойтись в пространстве на значительном удалении друг от друга, но ошибка-то составляла около 10 км!
Опытный диспетчер обязательно проверил бы всё ещё раз, притом, что пара минут для этого в запасе имелась, но Савчук поторопился передать военный самолёт диспетчеру восточного сектора РЦ Шевченко. А сам дал команду экипажу «тушки» снижаться до 3600 м. Что касается его более опытных начальников, то они не проконтролировали действия своего подчинённого, который ещё не имел уверенных навыков работы со средствами радиолокации.
СЕМЬ СЕКУНД
В 12:13 два самолёта столкнулись на «роковой» высоте 3900 м, в районе городка Золочева. Расшифровка «чёрных ящиков» показала позднее, что за какую-то долю секунды до удара оба лётчика заметили друг друга в разрыве облаков и попытались отвести стремительные машины в сторону. Но было слишком поздно, не спас даже крутой крен. Самолёты, однако, столкнулись не лоб в лоб, а левыми плоскостями. От страшного удара у Ан-26 оторвало крыло, и он, потеряв способность держаться в воздухе, семь секунд падал к земле, а внутри кричали ещё живые люди.
Ту-134А разрушился в воздухе. Предположительно, все его пассажиры погибли мгновенно. Обломки самолётов упали в 15 км от Золочева, на возделанное поле. Несмотря на дождь отдельные фрагменты продолжали гореть. Особенно жаркое пламя пожирало военный самолёт, чьи баки перед дальним рейсом были заправлены полностью. От неистового пекла чернозём вокруг превратился в настоящее болото, в котором буквально увязали прибывшие спасатели. Увы, но спасать было уже некого. Всего в этой катастрофе погибли 94 человека.
Особенно жаркое пламя пожирало военный самолёт, чьи баки перед дальним рейсом были заправлены полностью
Некоторые эксперты говорили, что косвенной виной трагедии стали праздничные дни. Якобы диспетчеры потому не проверили показания локаторов, что торопились на обед. В отличие от ситуации под Днепродзержинском, где в воздушном пространстве кружил целый хоровод лайнеров, здесь в небе было намного свободнее. Комиссия досконально изучила обстоятельства этой трагедии. Её главный вывод повторял лишь то, что специалистам было ясно заранее.
Эта авиакатастрофа тоже не должна была случиться несмотря даже на скверную погоду. Оба пилота тоже были воздушными асами и диспетчера тоже были в основном опытными, но и эта авиакатастрофа тоже случилась снова, в который уже раз, все списали на пресловутый «человеческий фактор».
Перечислять аналогичные авиакатастрофы можно очень долго, когда казалось бы все опытные пилоты, диспетчера или службы авиаремонта делают необъяснимые с точки логики действия, а в результате гибнут люди. Почему так случается? Этому объяснения пока нет.
Источник: Валерий Нечипоренко
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
Последние аномальные новости

В небе Калифорнии замечен странный НЛО

Великобритания разрабатывает правила для ИИ

Город богов разрушило мегаземлетрясение

Еще один механизм выживания тихоходок в космосе

Жуткое послание убийцы Зодиака

Квантовый интернет все ближе

Ковчег Завета питал Великую пирамиду Гизы

Морской офицер выражает тревогу по поводу водных НЛО

Нет доказательств существования инопланетных технологий

Новая книга дает представление о космических поисках жизни

Обнаружили близкую массивную черную дыру

Перепись ближайших окрестностей Солнца

Проект по классификации гамма-всплесков

Пурпурный, а не зеленый цвет - цвет жизни на экзопланетах

Стивен Спилберг снимет новый фильм об НЛО

Тайна объекта в форме сердца на поверхности Плутона

Тайна орбитальной нестабильности планет-гигантов

Технология передачи энергии с космических электростанций

Церера таит в себе мрачную тайну

Электричество и батарейки древних египтян

Yeezy Boost 350 v2 Black Черные. Икона Стиля и Инновации

Билл Гейтс поддерживает искусственный интеллект

В небе Калифорнии замечен таинственный объект

В пещерах на Марсе могут находиться инопланетяне

Геолог-любитель получил сильные ожоги от НЛО

Житель Лондона принял вертолет за НЛО

За НЛО отправляйтесь в маленький городок в Висконсине

Звездолеты помогут в поисках новых физических явлений

Интернет может достичь квантовой скорости

Космические силы США готовятся к первой в истории миссии

Министерство обороны публикует документы Kona Blue

Нейтронные звезды нагреваются от аннигиляции темной материи

Нострадамус предсказал войну в 2024 году

Победителем президентских выборов в 2032 году станет робот

Подводные НЛО ставят под угрозу морскую безопасность США

Подводный НЛО сняло исследовательское судно

Проклятая могила с 450 обезглавленными вампирами

Рассекреченный отчет раскрывает дематериализацию НЛО

Тайна высоких уровней энергии в звездных сверхвспышках

Уважаемый астроном не верит в теории заговора об НЛО

Ярчайший гамма-всплеск породила коллапсирующая звезда

Франшиза Pro.Travel. Предпринимательский успех Татьяны Мамаевой

Возвращение денежных средств пострадавшим от брокеров-мошенников. Путь к справедливости

Встреча с НЛО, от которой у человека расплавились пальцы

Детеныш инопланетянина найден в мексиканской пещере

Инопланетяне помешали человечеству скатиться к ядерной войне

Как ученые сообщат человечеству об инопланетянах

Канадский рейтинг мест для наблюдения НЛО

Ключ к поиску жизни в отдаленных мирах

Лучшие наблюдения НЛО в Северной Каролине

Люди не верят, что никаких НЛО нет

Мужчина получил сильные ожоги при встрече с НЛО

Мужчина с разбитым сердцем построил Космические врата

Музей странного и чудесного в Канзасе

Настоящие убежища из сериала Fallout уже построены

НЛО заметили над долиной Нижнего Гудзона

НЛО около Антарктиды - ошибка программного обеспечения

НЛО представляют угрозу безопасность на море

Подводные НЛО ставят под угрозу морскую безопасность США

Призрачные нарушения звездных потоков темной материей

Термодинамика поможет описать расширение Вселенной

Что это за НЛО замечен над штатом Нью-Йорк

Эксцентриситет орбиты создал океан на Мимасе

Более четверти россиян верят в существование инопланетян

Гигантские человеческие скелеты в пещере Лавлок

Глобальное потепление лишит Антарктиду 76% метеоритов

Девочки-близнецы испытывают одинаковые чувства

Древнеиндийская мандала в районе линий Наска

Древние легенды и мифы рассказывают о ануннаках

Женщина чудом выжила после удара молнии

ИИ может притворяться более глупым, чем есть на самом деле

История об оборотнях пронизана загадками и тайнами

Клетки поджелудочной железы пересадят от свиньи человеку

Космические кладбища, затмение и ждать ли НЛО

Космические силы США планируют провести учения на орбите

Магическая сила, делающее тело неуязвимым

Маленькие человечки похитили мужчину

Под Уфой заметили НЛО

Таинственные лабиринты Чинканас

Тайна упавшей в Омске кометы и 17000 фото НЛО

Тайны европейских подземных тоннелей

Тело фанатки вампиров нашли обескровленным

Экстрасенс нашел место захоронения пропавшего мальчика

Гильотинные ножницы по металлу. Назначение и критерии выбора

Как выбрать массажное кресло

Франшиза CyberSeller под управлением Азата Аширова

Большинство людей хотят заниматься сексом с роботами

Будущие эпидемии могут возникнуть из-за ИИ

В Башкирии жители заметили НЛО в небе

В новом отчете Пентагона по НЛО есть серьезные недостатки

Вычисление точных размеров экзопланет

Зонд для поисков жизни на спутниках Юпитера

Кислород и углерод улетучиваются из магнитосферы Венеры

Мы не готовы к вторжению инопланетян

НЛО замечен небе над Екатеринбургом

Новая идея для космических солнечных батарей

Обнаружены звездные ветры от трех солнцеподобных звезд

Поиски неуловимого Лох-Несского чудовища

Призрак опрокидывает напитки в одном из пабов Британии

Странный сигарообразный НЛО над шоссе в Миссури

Существо-муравей замечено на Марсе

Тёмная материя повышенной плотности существует

Ужасающая реальность ядерной радиации

Уэльс - горячая точка внеземной активности

Человек-сатана сменил имя на Дьявол

Ярчайший гамма-всплеск произошел из-за коллапса звезды

Беспроводная передача энергии поможет изучить Луну

Бывшая жена призрака стала ведьмой

В поисках асимметрии между материей и антивеществом

Какая часть атмосферы Венеры образуется за счет вулканов

Наблюдения НЛО в Канаде продолжаются

НАСА попросили помочь в поисках Лох-Несского чудовища

Необъяснимая аномалия вблизи Антарктиды движется на север

Новый сейсмодатчик для обнаружения лунотрясений

Порнозвезда рассказала о своем столкновении с призраками

Раскрывая секреты НЛО. Взгляд доктора Стивена Грира

Солнечные паруса нового поколения готовы к запуску

Столкновение звезд раскрывает звездную тайну

Терминаторы могут появиться уже в следующем году

Триггеры нового поколения для детекторов ЦЕРН

Удивительные горячие точки НЛО в Техасе

Ученые БАК изучают звездные пути инопланетян

Физика и математика стоящие за 'Задачей трех тел'

Человек появился спустя 30 лет без памяти

Черная дыра замечена вблизи Кейптауна

Черный НЛО замечен над океаном около Тампы

Для изучения астероидов потребуются разумные зонды

Доказательство путешествий во времени

Дьявол будет парить в вышине, вызывая изумление

Если на Европе и есть гейзеры, то они очень слабые

Затмения лежат в основе усилий по изучению экзопланет

ИИ может воспроизвести голос любого человека

Как искусственные сотрудники повлияют на живых

Конспирологи опасаются демонических порталов

Люди плохо разбираются в теориях заговора

Новая свидетельница похищения инопланетянами в Паскагуле

Обнаружена новая молодая и теплая экзопланета

Питательные вещества для жизни на экзопланетах

Платформа из графита левитирует без электричества

Пугающая деталь в паспорте Нео

Роль Млечного Пути в древнеегипетской мифологии

Создатель аугментов вернулся к работе

Техас заменяет тысячи экзаменаторов-людей на ИИ

Технологии НАСА помогают защититься от лунной пыли

Фирма Synchron начинает испытания мозговых чипов на людях

Что будет с Землей, когда погаснет Солнце

Бигфут скрывается в горах с таинственной энергией

Биокомпоненты оказались стабильны в атмосфере Венеры

В Сочи корабли полетели над морем

Звезда бросает вызов происхождению быстрых радиовсплесков

НЛО в Розуэлле по-прежнему окутывает Вашингтон

Паранормальная природа встреч с НЛО и связь между ними

Почему так трудно бурить на поверхности планет

Разоблачители и поиск внеземной жизни

Самое необычное место для отдыха в Колорадо

Смотрите фильмы о непознанном на Netflix

Создали метажидкость с программируемыми свойствами

Тайна мумии русалки раскрыта

Тайна однобокой геологии Луны

Теории заговора вокруг Георга III и королевы Шарлотты

Ужасные рога мужчины-дьявола и женщины-носорога

Ученые БАК пытаются открыть пути инопланетян

Четыре ключевых вопроса об инопланетных технологиях

Что мы могли бы построить из лунного реголита

Южнокорейский зонд приняли за НЛО

Я был похищен долговязыми инопланетянами

Автостоянки у супермаркетов не интересуют НЛО

В Массачусетсе происходят массовые наблюдения НЛО

В Уэльсе было зарегистрировано 323 случая наблюдения НЛО

Если на Европе существует жизнь её обнаружат

Инопланетные шарики, выловленные из Тихого океана

Конспирологи считают ЦЕРН угрозой миру

Министерство обороны опубликовало досье об НЛО

НАСА сняло НЛО, летящий над Луной

НЛО был замечен над Арлингтоном

НЛО замечен над Техасом во время солнечного затмения

НЛО прилетают в Уэльс не за мясом

НЛО прилетают к нам через дополнительные измерения

Перуанские мумии инопланетян требуют новых исследований

Правда об НЛО вызовет беспорядки

Пульсирующий синий НЛО снят над Финиксом

Режиссер делится своим Ангельским опытом

Существуют ли НЛО на самом деле

Ускоренное расширение Вселенной замедляется

Файлы необъяснимого стал самым популярным шоу Netflix

Что такое Гаванский синдром

Подписка на новости
Наверх