Загадки Шартрского собора
|
Нотр-Дам де Пари, Собор Парижской Богоматери, прекрасно известен всем благодаря одноименному роману Виктора Гюго. Но не менее удивительна и загадочна история другого Нотр-Дама, расположенного в старинном городе Шартр, что в 90 километрах к юго-западу от столицы Франции… Во славу Пресвятой Девы… История Шартра восходит к середине I тысячелетия. Легенды о строительстве в этом городе первой католической церкви тесно связаны с появлением знаменитой христианской реликвии – Покрова Богоматери. Как гласит предание, именно в это скромное одеяние была облачена Дева Мария в момент рождения Христа. |
Городской кафедральный собор был заложен на месте древнего святилища друидов. Каменное сооружение выглядело как большой ящик, накрытый плоской плитой. В наши дни такие постройки называют дольменами. Согласно древним кельтским поверьям, каждый входящий внутрь святилища попадал под воздействие природных сил Земли и обретал новую жизнь. В культовый комплекс входили также находившиеся неподалеку каменный колодец и могильник. Считалось, что от этого места исходит священная энергия. Именно в Шартре была открыта школа, где галльские и британские жрецы-друиды обучали адептов-новичков магическому искусству. |
Возможно, будучи наслышанными о необычных свойствах этого места, католики начиная с 350 года строили тут свои храмы. Однако все постройки неизменно уничтожались пожарами. |
Наконец, здесь был построен собор во славу Пресвятой Девы, или Божественной Дамы, – Нотр-Дам. Царствовавший в то время король Карл Лысый преподнес храму в качестве пожертвования уже упомянутую драгоценную реликвию – Покров Богородицы. |
Первое чудо произошло в 911 году, когда Шартр осадили норманны. Епископ Жантельм, надеясь на заступничество Девы Марии, вывесил Покров на городской стене. Это, как свидетельствует хроника, немедленно обратило врагов в бегство. |
В 1194 году Шартрский собор был, как и несколько его предшественников, уничтожен огнем. Однако вновь приключилось чудо: ларец, в котором хранился Покров Богоматери, остался цел и невредим! Его успели спрятать в подземной часовне. |
К 1220 году собор, от которого остался лишь западный фасад, отстроили заново. Он получил новое название – Нотр-Дам де Шартр. В 1260 году храм был освящен в присутствии короля Людовика IX. |
Сегодня Шартрский собор представляет собой величественное сооружение в готическом стиле. Он сложен из гранитного песчаника, каменные блоки достигают 2-3 метров в длину и 1 метра в высоту. Внутри и снаружи здания насчитывается в общей сложности около 10 000 скульптурных изображений из камня и стекла в основном на христианскую тематику. |
Практически все витражи средневековых европейских храмов являются подражаниями знаменитым витражам Шартрского собора. Их общая площадь составляет 2000 квадратных метров. Самый известный витраж носит название Notre Dame de la Belle Verre – Богородица из красивого стекла. Вот что написал об этих произведениях знаменитый искусствовед Жан Вийет: «Когда солнце горячо, плиты пола и поверхность столбов покрываются огненными, ультрамариновыми и цвета граната пятнами, растушеванными на зернистой поверхности камня, как от прикосновения пастели. В серую погоду вся церковь наполняется голубоватыми мерцаниями, придающими большую глубину перспективе, сводам – больше таинственности». Жертвы собора С Шартрским собором связана детективная история. Дело происходило уже в наши дни. В одной из пристроек храма стали находить человеческие трупы. Всякий раз расследование ни к чему не приводило. Первоначально предполагалось, что это жертвы преступлений, совершенных грабителями. Однако в пристройке никогда не хранилось никаких ценностей, которые могли бы заинтересовать нечистых на руку людей. Тогда возникла другая версия: может быть, воры и с п о л ь з у ю т пристройку как тайник для награбленного. Но и эта гипотеза не нашла подтверждения: спрятать здесь что-либо представлялось весьма проблематичным – пристройка как проходной двор, в ней вечно полно людей, двери всегда нараспашку, нет ни чердака, ни подвала… К тому же ни в одном случае причины смерти не выглядели очевидно насильственными. |
В очередной раз было обнаружено тело молодого монаха. Оно лежало на полу пристройки среди осколков каменной статуи. На лице молодого человека застыл ужас. И снова – никаких следов крови или насилия. Один из святых братьев объяснил полиции, что Бернару – так звали покойного – поручили отнести отколовшуюся голову статуи Девы Марии в реставрационный цех. Статуя была старинная, XIV столетия. Что понадобилось бедняге в этом помещении, что с ним тут приключилось – на эти вопросы ответов не было ни у монахов, ни у полицейских. Судебно-медицинская экспертиза показала, что молодой человек – ему исполнилось всего 22 года – скончался от разрыва сердца, вызванного сильным шоком… Власти и высшие духовные чины принялись давить на начальника местной полиции Малера, требуя, чтобы «преступления» были поскорее раскрыты. Почти год Малер безуспешно бился над разгадкой. И вот как-то осенним утром в его кабинет явился щуплый очкарик в потертом костюме и с толстой папкой под мышкой. Он назвал свою фамилию – Боже. Боже был по профессии историком. И он утверждал, что знает тайну убийств в Шартрском соборе! Проклятие Черной Мадонны Боже удалось раскопать в архивах сведения о некоем юноше по имени Герард, служившем в начале XIII века подмастерьем в артели каменщиков. Это были не простые каменщики – они принадлежали к ордену тамплиеров и являлись одновременно строителями и скульпторами. В артели существовала своя иерархия, каждый, кто хотел стать мастером, обязан был пройти ряд испытаний и принять посвящение. Предстояло это и Герарду. В то время артельщики как раз занимались восстановлением сгоревшего Шартрского собора. |
Как-то, гуляя по территории стройки, Герард заметил стоявшее в стороне строение без окон, утопавшее в густой зелени. Любопытный юноша захотел войти туда, но не обнаружил дверей. Тогда он призвал на помощь Пресвятую Деву – и вскоре наткнулся на неприметный узкий проем. |
Внутри было темно. Когда глаза Герарда привыкли к мраку, он увидел у стены небольшую деревянную фигурку. Решив получше рассмотреть статуэтку, юноша вынес ее на свет. Перед ним было изображение женщины с чуть надменным, величественным лицом и выпуклым животом, явно беременной. На постаменте статуи были вырезаны странные символы, изображавшие змею и крест из переплетенных дубовых веток. Молодой каменщик понял, что перед ним не кто иная, как знаменитая Черная Дева! Сделаем небольшое отступление. Вплоть до XVIII столетия в соборе хранилась статуэтка женщины, носящей под сердцем ребенка, вырезанная из черного дерева. Черная Дева, или Черная Мадонна, как называли ее христиане, была найдена в III веке и с тех пор почиталась как изображение Богоматери. Однако, по мнению историков, статуэтка изображала вовсе не Деву Марию, а кельтскую богиню-праматерь. Рассказывают, что в языческие времена обитавшим здесь друидам явилось видение – богиня, ожидающая дитя. После этого они изготовили из дерева статую молодой женщины на сносях и стали поклоняться ей. Они называли ее «Дева под землей», так как статуэтка хранилась в подземном святилище. Католики, обнаружив ее, приняли это за знак – здесь нужно строить храм. И воздвигли на этом месте первую церковь в честь Девы Марии. |
Неожиданно в голову подмастерья закралась мысль – а что, если забрать фигурку с собой? По поверьям тамплиеров, Дева Мария покровительствовала строителям соборов. А ему необходимо было сдать экзамен на мастера. |
Герард решил, что ненадолго возьмет статуэтку, а потом незаметно положит ее на место. Завернув изделие в полотняную тряпицу, он направился было в свою мастерскую, но перед этим ему вдруг захотелось взглянуть на только что отстроенный Королевский портал. Войдя туда, юноша в восхищении застыл перед витражами, на которых изображались сцены из жизни Богоматери и младенца Христа. Машинально он положил сверток со статуэткой на пол – и напрочь забыл про него. |
На следующее утро его разбудили крики: «Вставайте, вставайте! Королевский портал горит!» Вся великолепная постройка сгорела дотла. Бродя по пепелищу, Герард увидел рабочего, державшего в руках фигурку из черного дерева. Черная Мадонна нисколько не пострадала от огня. Всеми правдами и неправдами подмастерью удалось снова заполучить ее… Он долго вымаливал у статуи прощение, посчитав, что причина пожара – его небрежное отношение к ней. От Черной Девы исходила волна мощной энергии – она ощущалась физически. Герард принял это за знак благоволения к нему Пречистой. И тут же задумал вытесать из камня точно такую же фигуру Пресвятой Девы. |
Целый год, почти без еды и отдыха, он трудился над статуей. Но работа не ладилась. Нос почему-то выходил крючковатым, в шее чудилось что-то змеиное. Казалось, из-под его резца выходит изображение не Пречистой, а натуральной ведьмы! Наконец, за несколько дней до сдачи работы Герард разрубил свое детище на мелкие части. Он решил, что Святая Дева сочла его недостойным ваять ее. Завернув деревянную статуэтку в ткань, юноша направился на стройку. Но по пути он не удержался и завернул в алтарный зал собора, чтобы посмотреть на творения других мастеров – в храме стояли привезенные из близлежащих монастырей христианские скульптуры. С завистью посмотрев на них, юноша поставил Черную Деву на место и побрел прочь. По дороге его обогнали всадники в одеждах тамплиеров. Они громко переговаривались между собой о том, что в алтарном зале собора случилось несчастье. Не то рухнули леса, не то сорвались с подвесок каменные плиты, подмяв под себя часть алтаря, скульптуры и живых людей… Герард вспомнил рассказы о языческом происхождении Черной Мадонны. «Никакая это не Мадонна! Это языческая богиня!» – дошло до него. Он поспешил в очередной раз забрать деревянную статуэтку из ее убежища. А вечером соорудил на подоконнике своей мастерской подобие алтаря: поставил изображения Богородицы и Христа, зажег свечи. Положив статую Черной Девы на пол, юноша долго читал над ней молитвы, изгоняющие бесов, и осенял ее крестными знамениями. Наконец, решив, что «черная дьяволица» обезврежена, вышел на улицу, намереваясь отыскать укромное местечко и сжечь там дьявольскую скульптуру. Увы, его намерения были пресечены самым трагическим образом. Несчастного подмастерье насмерть сбила лошадь! Статуэтку нашли рядом с трупом Герарда и вернули в соборную пристройку, расположенную, если верить надежным источникам, прямо над могильником друидов. |
После этого фигурка Черной Мадонны хранилась во многих храмах. В годы Великой французской революции она исчезла. Как гласит официальная версия, сгорела во время пожара. По мнению Боже, все беды происходили из-за того, что праматерь древних кельтов не выносила соседства с предметами христианского культа. Недаром она хранилась в отдельном помещении. Какое-то время фигурка находилась у тамплиеров, которые окружили ее друидическими символами, такими как змея и крест из дубовых веток, вытесанные на постаменте. Повидимому, таким образом Черная Богиня становилась безопасна. |
Впрочем, эти предосторожности тоже являлись своего рода магическим культом. Среди тамплиеров, как известно, было немало приверженцев оккультных наук, что и позволило инквизиции обвинить позднее членов ордена в связях с самим дьяволом. Итак, если следовать логике Боже, то бедный Бернар поплатился за то, что принес христианскую святыню в обитель Черной Богини. Правда, к тому времени ее уже там не было, но… А вдруг она по-прежнему хранится где-то в потайном месте? Или все дело в подземном языческом храме? А что стряслось с погибшими здесь же предшественниками Бернара? А все эти пожары и несчастные случаи? Какие бы предположения ни строили исследователи, вряд ли эти тайны когда-либо будут разгаданы, ибо относятся они к области запретного… |
Жанна КАЗАКОВА |
Тайная Власть 21,2008 |