Бестселлеры диктует дух
|
|
Вера Крыжановская, одна из самых популярных российских писательниц рубежа XIX-XX веков, была медиумом и, по собственному признанию, создавала романы в соавторстве с… духом. Ученые согласились с тем, что сама она знать такие подробности из жизни древних цивилизаций никак не могла…
|
|
Дебют юной провидицы
|
|
Вера Ивановна происходила из старинного рода. Отец ее, генерал-майор, командовал бригадой в Варшаве, где она и родилась в 1857 году. Девочка росла болезненной, много читала, пристрастившись к оккультной и исторической литературе. После смерти отца Вера с мамой переехала в Петербург. Там, увлекаясь всем таинственным, она не могла пройти мимо многочисленных в те времена мистических кружков спиритов и медиумов.
|
|
Как-то после выступления одного из медиумов стали пробовать силы и некоторые из собравшихся. Предложили и юной Верочке Крыжановской дать предсказание по вложенной ей в руку броши. Вера прикрыла глаза... И словно игла пронзила ее ладонь, отозвавшись острой болью в сердце…
|
|
Открыв глаза, девушка нехотя рассказала, что ей было странное видение: она видела хозяйку броши, изможденную болезнью, поднимающейся по ведущей в небо лестнице.
|
|
– Глупости говорите, милочка, – возмущенно поджала губы статная дама крепкого телосложения. – Я с детства не болею, на небо мне еще рано. Позвольте мою брошь…
|
|
Над незадачливой предсказательницей лишь посмеялись. А Вера продолжала посещать собрания, но на предложения попробовать свои силы в предсказаниях отвечала отказом.
|
|
Месяц спустя, когда она пришла на один из таких сеансов, ее удивило поведение присутствующих – они перешептывались, бросали взгляды в ее сторону. Наконец знакомая дама сказала: два дня назад умерла та особа, по броши которой предсказывала Вера. У цветущей на вид женщины открылось легочное кровотечение. Проболев всего недели две, внешне она изменилась до неузнаваемости.
|
|
Предсказание цесаревичу
|
|
После этого случая Веру Крыжановскую начали приглашать на спиритические сеансы как медиума. Ее поклонником стал камергер при Собственной Его Императорского Величества канцелярии С.В. Семенов, известный в столице спирит, председатель петербургского «Кружка для исследований в области психизма». Ухаживал он за ней настойчиво, к тому же был богат, хотя и немолод.
|
|
Вскоре камергер сделал Вере предложение. Совпадение интересов и материальные затруднения в семье Крыжановских побудили Веру дать согласие. В лице супруга она нашла высокообразованного собеседника и наставника. Они прожили вместе почти 40 лет. Разлучила их только смерть.
|
|
На собраниях оккультного кружка Семенова гадания его жены пользовались особой популярностью. Она брала что-то из мелких личных вещей того человека, кому предназначалось предсказание. Сжимала ладонь, закрывала глаза и, впадая в транс, рассказывала о том, что видит.
|
|
Как-то, дождавшись, когда останутся лишь близкие друзья, муж предложил Вере прочитать судьбу обладателя лайковой перчатки. Вера подивилась маленькому размеру, спросив супруга:
|
|
– Кто та дама, о которой я буду говорить?
|
|
– Это не дама, – улыбнулся муж. – Впрочем, ты медиум, сама должна все узнать.
|
|
Верой овладело нарастающее беспокойство. Она закрыла глаза и стала отрывисто рассказывать:
|
|
– Вижу симпатичного юношу. Вижу Москву, большое поле, множество народа. На голову юноши с небес опускается корона, этот юноша – хозяин перчатки. Играет музыка, все веселятся. И вдруг все бегут, падают, давят друг друга. Много детей, стариков, женщин, калек. Поле, поле. На нем множество мертвых, их не успевают увозить на телегах. А тот юноша в короне танцует на балу… Грех! Грех! Смертный грех! Мертвые не похоронены!
|
|
Вот еще вижу – на улицах кровь, солдаты стреляют в людей. Иконы под ногами… Портрет человека в короне в крови плавает... И еще – война, война, окопы, опять много убитых. И опять – юноша! Он без короны, с бородой, почему-то в подвале, рядом – жена, четверо детей. Вокруг них люди с винтовками. Они стреляют! Их всех убивают в подземелье!
|
|
Вера очнулась в слезах. Потрясенные зрители молчали…
|
|
– Чья это перчатка? – шепотом, прозвучавшим в тишине как выкрик, спросил кто-то из стоявших рядом с камергером.
|
|
– Поклянитесь, что никто никогда никому не расскажет о том, что услышал сегодня, – строго попросил камергер.
|
|
Удивленные друзья торжественно пообещали выполнить эту просьбу, попросив все же сказать, чья это перчатка.
|
|
– Лучше бы ни вам, ни мне не знать об этом, – вздохнул камергер. – Но раз уж я затеял это гадание, скажу. Это перчатка цесаревича Николая!
|
|
Расходились гости в полном молчании. О предсказании вспомнили в день коронации императора - после чудовищной давки на Ходынском поле погибли тысячи людей, а Николай II вместо того, чтобы объявить траур, вечером веселился на балу по случаю своей коронации. За кровавой Ходынкой последовали «кровавое воскресенье», революция 1905 года, войны, 1917-й, расстрел царской семьи.
|
|
Первая леди русской фантастики
|
|
В 1880 году Вера Ивановна уехала на лечение в Париж. Там она начала писать, причем на французском – в России ее романы выходили в переводе. В 86-м выходит первая книга - историческая повесть «Эпизод из жизни Тиберия». Публика с восторгом приняла повесть. Успех воодушевляет автора, и романы Крыжановской появляются один за другим.
|
|
В 1888 году – «Фараон Мернефета», в 90-м – «Месть еврея», в 93-м – «Сим победиши», в 94-м – «Царица Хатасу». Это не только исторические романы: в них Крыжановская касается и тайн реинкарнации, сознания, души. А вскоре из-под ее пера появляются и романы в стиле «фэнтези»: «Жизненный эликсир», «Маги», – в истории литературы Вера Крыжановская по праву занимает место «первой леди русской фантастики».
|
|
Ее романы привлекают остротой сюжета и точно выписанными реалиями того времени – читатель переносится в Древний Египет, императорский Рим, Средневековье. Любовь читателей подтверждается и признанием Французской академии наук. За роман «Железный канцлер Древнего Египта» Крыжановской присвоили почетный титул «Офицер Академии» и наградили орденом «Пальма Академии».
|
|
В конце 90-х романы Крыжановской выходят и на русском языке. Но отечественная критика, в отличие от французов, не баловала ее восторженными откликами. Зато читатели раскупали все написанное ею, а затем и переизданное.
|
|
Союз незримого и живого
|
|
Уже первые ее романы были подписаны «Крыжановская», а в скобочках или через дефис стояло – «Рочестер». В титулах ряда книг указывалось: «Сочинение, продиктованное духом Дж. Рочестера, медиум В.К.». «Соавтор» привлек внимание.
|
|
Действительно, откуда у молодой дамы такие глубокие познания в области истории? И Вера в интервью рассказала, кто скрывается за подписью Рочестер:
|
|
«Это не псевдоним. Так зовут астральную сущность, которая диктует мне произведения. В состоянии сверхчувственного контакта он рассказывает мне о своих жизнях. Именно я настояла, чтобы его имя было указано. Вначале он добивался, чтобы автором считалась я. Но я – лишь передатчица его мыслей и чувств, его воспоминаний о прежних воплощениях».
|
|
Осталось много свидетельств о том, как именно писала Крыжановская, впадая в транс. Вот что пишет спирит В. Скрябин в своих «Воспоминаниях»:
|
|
«Во время разговора она вдруг замолкала и, проводя рукою по лицу, начинала повторять: «Скорее карандаш и бумагу!» Голова ее слегка откидывалась назад, полузакрытые глаза были направлены в одну точку. Она писала, не глядя на бумагу. Состояние транса продолжалось от 20 до 30 минут, после чего Вера Ивановна впадала в обморочное состояние. Письменные передачи заканчивались одной и той же надписью: «Рочестер». По словам Веры Ивановны, это было имя (вернее, фамилия) духа, который входил с нею в сношение».
|
|
Однажды записи, сделанные Крыжановской, показали авторитетнейшему египтологу И.Г. Франк-Каменецкому. Ученый признал в них известные по хранящимся в Британском музее папирусам записи элементов древнего обряда, сделав ряд существенных оговорок – папирусы труднодоступны даже для специалистов, а текст, «продиктованный» Рочестером, более полный и связный, чем письмена в архивах музея.
|
|
И вообще, по мнению маститого ученого, «сообщение с Того Света» выглядит очень достоверно и убедительно, поскольку придумать такие нюансы древних обрядов способен не каждый египтолог, не говоря о писателе, не имеющем специального образования и доступа к архивам Британского музея.
|
|
Спириты, ознакомившись с записями Крыжановской, признали, что это хорошо им знакомое «автоматическое письмо», когда пишущий сам не осознает, что пишет. Рукописи писательницы носили все признаки такого письма: написание слов слитно, конечно, без знаков препинания, совершенно другой почерк.
|
|
Детальному изучению феномена Крыжановской и ее общения с Рочестером помешала Первая мировая. А потом россиянам и вовсе стало не до парапсихологических исследований.
|
|
Супруг Веры умер в Ревеле (Таллине), куда семья бежала в 17-м. Больная туберкулезом, Крыжановская ради хлеба насущного работала уборщицей на лесопильном заводе, угробив свое и без того никудышное здоровье. Она умерла 29 декабря 1924 года в полной нищете. Покоится Вера Ивановна на Александро-Невском кладбище города Таллина.
|
|
***
|
|
История Крыжановской с автоматическим письмом и медиумическим написанием романов не единична. Под диктовку из мира духов писали, как уверяли они сами, Рерих, Даниил Андреев, Вальтер Скотт, Стивен Кинг. Но кто таков таинственный «соавтор» Крыжановской?
|
|
Джон Уилмот, самый известный из графов Рочестеров, жил в XVII веке. Он был фаворитом короля Карла II, необузданным скандалистом и пьяницей, прославился фривольными стихами и песнями. А вот в мистике и тайнах истории вряд ли что смыслил.
|
|
Впрочем, кто их знает, духов. У них своя, таинственная жизнь. Даже много жизней…
|
|
Подготовил Лев АСТАХОВ
|
|
Тайная Власть 21,2011
|