Несущий силу веры
|
Было время, когда в языческих богов верили все. |
Но вот начался следующий виток истории, и новая могущественная религия – христианство – широко зашагала по Европе, подчиняя себе одну страну за другой. На самом севере континента – в Норвегии, крещение людям мечом и словом нес знаменитый король-викинг святой Олаф II Харальдссон (995-1030). |
Историческая дата принятия христианства Норвегией – самый конец X века, но это было всего лишь официальное утверждение новой религии на этой земле. |
Король Олаф II Харальдссон, прозванный позднее святым, взошел на норвежский престол в 1015 г., будучи 21-летним, и всю свою жизнь положил на то, чтобы свет Евангелия проник в самые дальние уголки языческой страны – от Северного моря до Северного Ледовитого океана! Можно сказать, что с самого момента рождения нашего героя постоянно сопровождали различные чудеса. Накануне появления на свет будущего короля многие видели следующее знамение: среди бела дня по небу медленно летел огромный черный ворон, как вдруг прогремел гром и яркая молния, сверкнув, испепелила птицу! Некоторые жрецы Одина и Тора уже тогда с печалью объявили, что это знак свыше, предвещающий падение старых богов, так как именно ворона изображали на своих знаменах викинги-язычники. |
Народные предания скандинавов описывают и такой случай. Когда маленькому Олафу было пять лет, он убежал играть в лес, и там на него из кустов неожиданно вышел громадный кабан-секач. Мальчик, вооруженный всего лишь кинжалом, застыл на месте и не знал, что ему делать, а слуги, нашедшие его к тому времени, также боялись приблизиться из опасения разозлить животное. Молчаливое противостояние продолжалось несколько минут, потом кабан внезапно захрипел, задергался и упал мертвым на траву! Изумленные люди осмотрели секача и убедились, что это был полный сил и здоровья зверь. Когда слуги рассказали о происшедшем при дворе, то многие из знатных и получивших известность в боях воинов заявили, что мальчик этот совершит в будущем множество ратных подвигов и станет великим норвежским королем! Скандинавские саги так характеризуют этого прославленного в сражениях воителя: «Он с 12 лет ходил в походы на Запад, где одержал немало славных побед. |
Он метко стрелял, хорошо плавал, лучше всех метал копье, отличался ловкостью в любых играх и всегда во всем хотел быть первым. Олаф был храбр и красноречив, а также привязан к своим сородичам и друзьям». |
Начав христианизацию Норвегии, Олаф Харальдссон столкнулся с проблемой, характерной, пожалуй, только для скандинавских стран с их культом обожествления войны и всего, что с ней связано. Для древнего викинга-язычника умереть от старости или болезни означало попасть в мрачную обитель Хель – богини загробного мира. |
Если ему было отказано в смерти воина на поле битвы и суждено скончаться на мирном ложе, он мог еще получить рану копьем – печать Одина – и таким образом попытаться проникнуть с окровавленной душой в Вальхаллу, чтобы вечно пировать за столом в компании богов. Идеал средневекового скандинава представляет его живущим в этом раю, откуда он и несметное число других воинов каждое утро в боевом порядке выезжают на равнину и бьются друг с другом, пока жребий не определит жертв, как и в земных сражениях. |
Когда же наступает обеденное время, победители и павшие (последние, мгновенно ожив) садятся на коней и возвращаются домой есть кабана и пить пиво. |
Так что легко понять, какое презрительное отношение вызывало у воинственных язычников христианство с его идеями всепрощения врагов, непротивления злу и братского отношения к ближнему… Козни финских колдунов Борьба с язычеством была так трудна и продолжалась столь долго еще и потому, что местным сторонникам древних богов активно помогали соседи норвежцев – самые сильные на тот период маги – лапландские чародеи-финны. |
Скандинавские певцы-скальды в своих сагах описывают покоренных викингами лапландцев как невзрачных, безобразных, хитрых и коварных карликов, которые ходили в цветных шапках и юбках из оленьих шкур, сторонились людей, жили в пещерах или чумах, не имели иного оружия, кроме стрел с наконечниками из кости или камня, и при всем этом вселяли в своих победителей страх из-за повальной способности к чародейству. |
Кстати, первая поездка святого Олафа в Финляндию провалилась именно из-за бури, поднятой тамошними колдунами. |
Однако многие другие воинские походы короля-крестителя были более удачны. |
Так, он разгромил дружину могущественного ярла-чародея Ранда Сильного и заставил его бежать в крепость на острове Годо во фьорде Салтен, который представлял из себя морской залив, изобилующий страшными водоворотами. |
Попытки короля схватить беглеца долгое время оставались безуспешными. Как бы ни было тихо море, Ранд каждый раз поднимал во фьорде такую бурю, что ни один корабль не мог ей противостоять. |
Наконец взбешенный Олаф прибег к помощи епископа Сигурда, который пообещал вымолить у Бога помощь в победе над демонами. С пением молитв ладьи христиан двинулись на штурм крепости. |
Злые духи не смогли устоять перед святой водой, церковными свечами и священными текстами, и в то время, как повсюду вокруг волны были так огромны, что «могли скрыть горы», корабли короля, войдя во фьорд, плыли по зеркальной поверхности воды! После недолгого, но ожесточенного боя ярл Ранд был взят в плен. Он не слушал ничьих уговоров и ни под каким видом не желал принимать крещение, так что вскоре после суда над ним колдун Ранд Сильный был публично казнен при большом стечении народа… Скала криков Вообще, когда в начале XI века Олаф Харальдссон начал обращение Норвегии в христианство, он считал чародеев самыми опасными врагами веры и всегда расправлялся с ними безо всякой жалости. Так, на тинге (народном собрании) в г.Викене король объявил, что подвергнет изгнанию любого, кто окажется виновным в том, что обращался к злым духам или колдовству, и угроза эта сопровождалась весьма строгими мерами. Хитрый король с помощью своих шпионов выявил всех известных в округе чародеев и собрал их на роскошный пир. |
Когда через несколько часов колдуны опьянели, дом заперли снаружи и подожгли. |
Король и его люди, конечно, заранее незаметно покинули зал. В огне погибли все чародеи, кроме колдуна Эйвинда Келлда (внука объединителя Норвегии короля Гаральда Харфагера), которому через дымовую трубу удалось выбраться на крышу и скрыться. Он пообещал отомстить убийцам. |
Прошло время, и вот однажды весной, когда Олаф праздновал Пасху на острове Кормте, там неожиданно появился Эйвинд на длинном боевом корабле, полном норвежских и лапландских чародеев. Как повествуют саги, они подошли к берегу ночью, надели шапки-невидимки и окружили себя густым туманом. Однако когда их отряд достиг города Аугвальдснесса, где находился Олаф Харальдссон, уже наступил день, и всех их внезапно поразила слепота. Так они и блуждали ощупью, пока их не схватили воины короля и не привели к нему. Монарх приказал связать колдунов и оставить их умирать на утесе, который открывался лишь во время отлива и который вскоре опять должно было залить море. С тех самых пор это место получило в народе имя Скалы криков. |
Другая история, которую рассказывают о святом Олафе, дает нам еще один пример тех жестоких методов, к которым приходилось прибегать королю при пропаганде евангельских истин среди воинственного и дикого населения тогдашней Норвегии. |
Однажды во время очередного похода против язычников святой Олаф захватил в плен известного колдуна Эйвинда Кенриффа и долгое время тщетно пытался обратить его в христианство. Наконец, прекратив уговоры, на живот упорствующему чародею поставили сковороду с горящими углями. |
Однако эту пытку язычник переносил мужественно, попросив пощады лишь после того, как обнажились его внутренности. Усмотрев в этой запоздалой просьбе признак слабости, король Олаф спросил колдуна: – Эйвинд! Хочешь ли ты теперь уверовать во Христа? – Нет, – ответил Эйвинд, – я не могу принять таинства крещения, так как я демон, помещенный в человеческое тело с помощью искусства лапландской магии. Без нее мои родители не могли иметь ребенка, и я бы никогда не появился на свет! С этими словами чародей тяжело вздохнул и через несколько минут скончался. |
Многие народные сказания, в частности «Olaf Haraldsson’s Saga», повествуют о том, как королевские дружинники тайком подкрадывались к спящим колдуньям и неожиданно набрасывали им на голову кожаные мешки, чтобы те не смогли поразить их взглядом (в те времена в такую возможность верили все поголовно). Был случай, когда воины не заметили, что в мешке есть дыра, и взор чародейки упал через нее на зеленый склон соседней горы. |
Тут же это место было разрушено внезапно налетевшей бурей, и больше на нем никогда не росло ни одного дерева… Ночные собрания норвежских ведьм, с которыми приходилось бороться святому Олафу, обычно носили название «Тинг черной магии». Собираясь на них (особенно 1 мая – в Вальпургиеву ночь), колдуньи варили в котлах адскую похлебку, танцевали и пели. Самой же ужасной чертой, которую св. Олаф отмечал в ведьмах, было людоедство. Так, командир королевского «спецназа» ярл Тородд, посланный с группой воинов для внезапного захвата ночного тинга, видел собственными глазами, как чародейки разрезали на куски 11 мужчин и бросили их в огонь! Ведьмы уже начали было пожирать человечину, как дружинники Олафа ворвались на колдовской шабаш и обратили их в бегство… Жреческое же сословие старых богов доставляло святому Олафу не меньше хлопот, чем местные и заезжие чародеи, но борьба с ними велась на более официальном уровне. |
Время от времени в разные концы страны королем посылались воинские отряды, которые закрывали капища Одина, Тора или другого языческого бога, разгоняли храмовых служителей и объявляли указ о запрещении проводить культовые церемонии. Все эти действия совершали королевские дружинники, так как нередко жрецы сплачивали вокруг себя местных жителей и давали пришельцам вооруженный отпор. |
В таких случаях дело обычно заканчивалось кровопролитием, после которого схваченных мятежников казнили, священную дубовую рощу подле храма вырубали под корень, а само капище предавали огню! Король-креститель был жесток, но не более, чем другие монархи XI века, и это был мир наводящих ужас на всю Европу викингов. К тому же в Норвегии не на жизнь, а на смерть шла борьба между двумя мощнейшими религиями, а войны за веру, как показывает история, всегда кровопролитнее обычных сражений за власть и территории. |
Между прочим, с попавшими к ним в руки христианами (не важно – священниками или мирянами) язычники поступали следующим образом. Пленника привязывали к дереву, а в рот ему вставляли большой медный конус, закрытый с широкого конца, в котором находилась живая гадюка! Когда конус начинали нагревать огнем, ядовитая змея бросалась к выходу и попадала прямо в пищевод человека, кусала его в ярости, и он, мучительно задыхаясь, умирал. |
Хотя память о нашем герое жива в Норвегии и поныне, конец жизни короля-крестителя – Олафа Харальдссона, был грустным. Заботясь о христианизации страны, он позабыл о политических противниках норвежской короны. В борьбе со своим сверстником, англо-датским королем Кнудом I Великим (995-1035), Олаф потерял престол в 1028 году и бежал на Русь. Здесь его принял князь Ярослав Мудрый, женатый уже почти десять лет на шведской принцессе Ингигерд. Почти год провел Олаф Харальдссон на Руси, участвуя в военных походах «конунга Ярицлейва», не оставляя мысли когда-нибудь вернуться домой. Не прельстило короля-изгнанника предложение Ярослава принять власть над Волжской Болгарией, отказался он и от перспективы совершить паломничество в Палестину и уйти из мира в монастырь. |
Горячая кровь викинга не давала Олафу покоя, и летом 1030 года он с преданными ему войсками все-таки возвратился на родину. Однако здесь его уже ждали враги… В жестокой битве король Святой Олаф Харальдссон геройски пал на поле брани, сражаясь с родовыми дружинами местной знати – ярлов, которые при отсутствии твердой монаршей власти вновь собрались растащить страну на куски. |
Герой нашего повествования прожил на этом свете всего тридцать пять лет, тринадцать из которых правил он Норвегией, борясь с язычеством, прежде чем уступил трон сопернику. Победитель же его – Кнуд, создал огромное по тем временам англо-датско-норвежское государство, которое, впрочем, быстро распалось после его кончины… |
Станислав ГОРЯЙНОВ |
Тайная Власть 09,2008 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|