Посланники Иисуса
|
Двенадцать самых преданных учеников, которых Христос послал нести свое учение людям, называют апостолами (от греческого «апостолос» – посланник). |
От них ведет свое происхождение христианская церковь. Непросто складывались судьбы 12 апостолов после казни Христа Имена избранных Христом учеников были таковы: Симон (Петр), брат его Андрей, Иаков Зеведеев, его брат Иоанн, Филипп, Варфоломей (Нафанаил), Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Левей (Фаддей), Симон Каннанит и Иуда Искариот. Христос предупреждал, что их ждут впереди ненависть, предательство, гонения, муки и казни. Но они не должны бояться тех, кто убивает тело, «души же не могущих убить», ибо «претерпевший все до конца будет спасен, и его ждет жизнь вечная». Действительно, посланники Христа заплатили за свой подвиг жизнями. Естественной смертью умер лишь Иоанн Богослов. |
Двенадцать миссионеров Обычно рассказ об апостолах начинают с Петра. Родом из Галилеи, рыбак по профессии, он первым провозгласил Иисуса «Христом, Сыном Бога живого», за что был удостоен звания «камня, на котором будет основана христианская церковь». |
Но не всегда Петр был столь крепок – он трижды отрекался от Христа, хотя и клялся, что готов жизнь положить за Него. После отречения Петр «горько плакал» и был прощен воскресшим Христом. Он стал одним из главных вождей христианской общины и самоотверженно трудился, распространяя весть о Христе на пространстве от Вавилона до Рима. В Риме его во времена Нерона и постигла мученическая смерть. По преданию, Петра распяли вниз головой: он сказал, что недостоин, чтобы его казнили, как Христа. |
Апостол Андрей сначала также занимался ловлей рыбы на Генисаретском озере. Он был избран раньше своего брата Петра, за что его зовут Первозванным. Андрей проповедовал христианство скифам, то есть народам, жившим на южных, восточных и северо-восточных берегах Черного моря. Мы узнаем из русских летописей, что он дошел до Киева, где водрузил крест, и до Новгорода. |
Андрей был распят в Греции – его пригвоздили к кресту, поперечные брусья которого были сбиты наискось (отсюда и вид так называемого Андреевского креста – одной из высших российских наград). |
Евангелист Иоанн Богослов был особо приближен к Христу, присутствуя при всех величайших событиях земной жизни Спасителя: при воскрешении дочери Иаира, Преображении, душевном томлении Иисуса в Гефсиманском саду. Во время Тайной вечери он припадал к Его груди, как бы предчувствуя будущие страдания Учителя. Вместе с Петром, когда другие апостолы в страхе разбежались, он проник во двор первосвященника и присутствовал на первом этапе суда над Христом. |
Затем Иоанн бесстрашно стоял у Его креста и принял от распятого Учителя поручение позаботиться о Его матери. |
Ему одному из первых дано было убедиться в Воскресении Христа. |
Он проповедовал Слово Божье в Иерусалиме, Самарии и Риме, а потом был отправлен в ссылку на полупустынный остров Патмос, где получил откровение о судьбе церкви и мира, которое изложено им в Апокалипсисе, или Откровении Иоанна Богослова. |
Освобожденный из ссылки, Иоанн поселился в Эфесе и написал там свое Евангелие. Он пережил всех своих собратьев-апостолов и скончался уже в начале II века. |
Иаков Зеведеев слушал проповедь Иоанна Предтечи в пустыне и был одним из первых призван Иисусом к апостольству. После Вознесения Христа он занимал почетное положение среди христиан в Иерусалиме и первым среди апостолов претерпел мученическую кончину – в 44 году ему была отсечена голова. |
Апостол Филипп – один из немногих учеников Христа, имевших семью и детей. Он проповедовал Евангелие в Скифии и Фригии, был распят на кресте головой вниз и погребен апостолом Варфоломеем. Его именем назван пост перед Рождеством. |
Апостол Матфей – автор первого канонического Евангелия. В апостолы он был призван с должности мытаря, то есть сборщика пошлин – самого унизительного для иудея положения. Сначала он носил имя Левия, но впоследствии его стали звать Матфеем. В течение 15 лет Матфей проповедовал иудеям в Иерусалиме, а затем отправился с проповедью к другим народам. По преданию, он принял мученическую кончину от огня в Эфиопии. Свое Евангелие Матфей написал на еврейском языке, предназначая его в поучение своим единоплеменникам, в особенности книжникам. Еврейский подлинник вскоре был переведен на греческий язык, и этот перевод дошел до нас. |
Апостол Фома ассоциируется с выражением «Фома неверующий». Он не был с прочими апостолами, когда им явился воскресший Христос, и не поверил в Его Воскресение, пока через восемь дней Иисус не дал ему осязать свои раны. |
Апостол Фома проповедовал в Палестине, Месопотамии, Индии. Индийские христиане называют себя «христианами святого Фомы» и свою общину возводят именно к нему. |
Фома пострадал в индийском городе Малипуре за обращение в христианскую веру жены тамошнего властителя Тертианы и сестры его Мигдонии. |
Апостол Симон (Зилот или Кананит) происходил из Каны Галилейской. Предание считает его тем женихом, на бракосочетании которого были Господь и Богоматерь и где Христос претворил воду в вино. По сошествии Святого Духа на апостолов он просветил учением Христовым Африку, проповедуя в Египте, Ливии и Мавритании. По другому же преданию, он проповедовал на Британских островах и даже в Персии, где и принял мученическую смерть. |
Как сообщают церковные источники, Иаков Алфеев, двоюродный брат Господа, был свят от рождения. Он не пил вина, не ел мяса, не стриг волос. Ему одному из апостолов был дозволен вход в святилище Иерусалимского храма, где его часто видели на коленях, молящимся за народ. За эту святость и благочестие его называли праведным. Первый епископ Иерусалимский, Иаков мученически скончался в 62 году. Его во время проповеди о Христе сбросили с кровли храма, кидали в него каменьями, а так как он продолжал молиться (в том числе за своих мучителей), то некий суконщик убил его ударом кола по голове. |
Иуда Левей, иначе называемый Фаддеем, проповедовал христианство сначала в Иудее, Галилее, Самарии, затем в Аравии, Сирии, Месопотамии, в Персии и Армении. |
Он тоже кончил свою жизнь мученически: сначала был повешен на дереве, а затем пронзен стрелами. |
Апостол Нафанаил в Евангелиях иногда называется по отцу Варфоломеем. Сам Иисус свидетельствовал, что «это истинный израильтянин, в котором нет лукавства». |
Нафанаил проповедовал сначала в Малой Азии вместе с апостолом Филиппом, потом в Аравии, Эфиопии, Индии и Армении, где и принял мученическую смерть – с него живого сняли кожу. |
Матфий был избран апостолом по жребию из 70 учеников вместо Иуды-предателя. Сведений о его жизни история почти не сохранила, предания противоречат друг другу. |
Обращенный гонитель Пожалуй, самая яркая фигура среди апостолов – Павел. |
Он лично не знал Христа, но считал себя сопричисленным к двенадцати избранникам благодаря мистическому призванию на апостольское служение, пережитому на пути в Дамаск. |
Первоначально его имя было Савл. Он получил хорошее образование, основательно изучив Закон Моисеев со всеми тонкостями его талмудического толкования, познакомившись с греческой литературой. Подобно многим израильтянам, Савл ждал пришествия Мессии, представляя его себе могущественным царем, который восстановит царство еврейское в блеске его древнего величия. |
Велико было его негодование, когда часть иудеев признала Мессией безвестного учителя из Назарета, преданного позорной смерти на кресте. Савл пробовал вступать в споры с христианами, но наталкивался на непреодолимое убеждение, которое приводило его в ярость. Тогда он начал преследовать христиан как вредных сумасбродов, став одним из участников побиения камнями первомученика Стефана. |
Однажды Савл отправился в Дамаск – все с той же целью преследования христиан. На пути с ним случился чудесный перелом, превративший его из гонителя в великого проповедника христианства – апостола Павла. |
Стоял тихий летний день. Вдруг среди ясного неба ударил гром, да так, что Савл едва не потерял сознание. Он поднял голову и увидел льющийся сверху чудесный свет, а в небесах – образ Христа, говорившего ему: «Савл, Савл! Что ты гонишь меня?» В течение нескольких мгновений в его голове пронеслись все прошлые злодеяния. Словно пелена спала с глаз – Павел проникся верой в Спасителя, став Его преданнейшим приверженцем. |
После обращения жизнь Павла представляет собой историю непрерывных миссионерских трудов, которые он совершал на громадном пространстве от глубины Азии до столицы мира Рима и даже, по преданию, в Испании и Британии. Благодаря его проповеди образовались центры христианства и в Азии, и по всему северному побережью Средиземного моря, по которому он совершил несколько плаваний, неоднократно попадая в кораблекрушения. |
Свою жизнь апостол Павел закончил в Риме, где был осужден Нероном на обезглавливание и казнен вместе с апостолом Петром 12 июля, когда церковь и чтит их память. |
Случилось это в 65 году. |
В золотой фонд мировой культуры вошли литые формулировки апостола Павла из его посланий: «Несть ни эллина, ни иудея – но все едины во Христе», «Несть власти, аще не от Бога», «Тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа», «Где Дух Господень, там свобода», «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие», «Все мы на земле только странники, только гости и пришельцы». |
Многое из того, чему учил апостол Павел, стало основой будущих богословских сочинений поздних времен. |
Навеки проклятый Назвать Иуду Искариота, предателя Христа, апостолом нельзя, но фактом является то, что он принадлежал к двенадцати избранникам. Больше того, ему было поручено хранение деревянного ящика, куда опускались пожертвования, – он был казначеем общины. Слова Искариота, сказанные им по случаю бесполезного, по его мнению, излияния драгоценного мирра на ноги Спасителя Марией, сестрой Лазаря, прямо указывают на преобладающее в нем корыстолюбие. Прельстившись обещанным вознаграждением, Иуда открыл синедриону ночное местопребывание последних дней Христа, после чего Учитель был схвачен. |
Издавна всех волновал вопрос о мотивах, побудивших Иуду погубить Учителя. Только ли тридцать сребреников были тому причиной? Весьма убедительным представляется следующее предположение. Иуда принадлежал к партии зилотов, игравшей важную роль в борьбе еврейского народа за независимость. Он надеялся найти в Иисусе грядущего восстановителя царства Израилева и сильно разочаровался, убедившись, как ему казалось, что Учитель – лишь мечтатель о духовно обновленном царствии Божием. |
Евангельские тексты свидетельствуют о самоубийстве Иуды Искариота – он повесился, раскаявшись, что «пролил кровь неповинную». Книга же Деяний апостолов склонна видеть сверхъестественное возмездие в конце Иуды Искариота: «чрево его рассеклось, и выпали все внутренности его». Любопытно, что Папий, ученик Иоанна Богослова, сохранил нам еще один вариант смерти предателя: Иуда Искариот жил еще долгое время, но под конец заболел страшной болезнью: тело его стало пухнуть и издавать зловоние. От этой страшной болезни он и погиб. |
Большевики в своем богоборческом рвении пробовали преподнести россиянам личность Иуды как бунтаря и борца за народное освобождение. В городе Троцке (так одно время называлась Гатчина) была даже возведена скульптура во славу христопродавца. Однако эта затея успеха не имела, и вскоре изваяние было демонтировано. |
* * * Апостольские проповеди дошли до нас в виде их Посланий. Форма письма позволяла непосредственно обратиться к собеседнику, изложив в виде живой беседы основы вероучения, этические принципы, правила взаимоотношений и быта. Некоторые послания несут черты назидания старшего товарища по общине младшим, другие предстают дружеским советом единомышленника и брата во Христе. |
Так, в своем Первом послании Иоанн Богослов внушает верующим любить друг друга и «любить не словом или языком, но делом и истиной». И там же: «Кто не любит, тот не познал Бога; потому что Бог есть любовь». |
Из посланий мы узнаем о мнении зарождающейся церкви по практическим вопросам, которые вставали перед новой религией: церковь и государство, верующие и неверующие, семейные отношения. Петр особенно выдвигал внешнюю, обрядовую сторону христианства – в отличие от Павла, увлеченного идейной его стороной. |
Знаменит апостол Петр и предостережениями против ложных учений. В своем втором Послании он говорит: «Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении». |
В Новом Завете апостольские послания следуют сразу за книгой Деяний апостолов. Всего их 21: два послания Петра, одно Иакова, одно Иуды, три Иоанна и 14 посланий Павла, адресованные разным церквам и конкретным лицам. |
Валерий САФРОНОВ |
Тайная Власть 05,2008 |
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|