КТО ПРЕСЛЕДОВАЛ РЕЙС 8352?
Одним из самых ярких событий, связанных с наблюдением НЛО, стал случай, когда экипаж самолета ТУ134А рейса N 8352 Тбилиси-Ростов-Таллинн стал свидетелем целого комплекса удивительных явлений. Воскресим их в памяти, а затем попытаемся объяснить.
В ста двадцати километрах восточнее Минска второй пилот справа по курсу вверху увидел желтое пятнышко с пятак размером, вытянутое по краям. Из пятнышка возник тонкий луч света и отвесно упал вниз, до самой земли. Луч света вдруг раскрылся, превращаясь в световой конус. Возник второй конус, шире, но бледнее первого. Затем третий-совсем светлый. По мнению экипажа, неизвестный объект висел над землей километрах в сорока-пятидесяти. На земле, освр*ценной конусообразным лучом, было все отчетливо видно-дома, дороги. Луч "прожектора" поднялся с земли и уставился в самолет. Теперь все видели ослепительную белую точку, окруженную концентрическими цветными кругами. Белая точка вспыхнула, и на ее месте возникло зеленое облако. Минский воздушный диспетчер ни в небе, ни на экране обзорного локатора в этот момент ничего не наблюдал.
Зеленое облако вдруг упало вниз, проскочив высоту, на которой шел самолет. Затем также вертикально поднялось вверх. Метнулось вправо-влево, еще раз внизвверх, и, наконец, зафиксировалось точно на уровне
налета. Оно летело за ним, как привязанное, на высоте десять тысяч метров со скоростью восемьсот километров в час .
Внутри облака "заиграли" огоньки - ояи вспыхивали и гасли. Затем по горизонтали поползли огненные зигзаги. Воздушный диспетчер в Минске в этот момент видел сполохи на горизонте. Облако продолжало меняться. Из него вырос "хвост", похожий на смерч-широкий вверху, тонкий у земли. Получилась "запятая". Затем хвост стал подниматься, а облако из эллиптического превратилось в четырехугольное, затем в остроносый "облачный самолет" - без крыльев, со скошенным хвостом. Он светился желтым и зеленым светом. Там, где
у настоящего самолета расположено сопло, чувствовалось плотное ядро. Минский диспетчер теперь' хорошо видел "облачный самолет", который наблюдал с расстояния 15 километров и экипаж встречного ТУ-134, летевшего из Ленинграда.В связке с облачным самолетом ТУ-134 рейса 8352 прошел Вильнюс, Ригу - воздушные диспетчеры этих городов последовательно фиксировали их обоих.
В районе Чудского и Псковского озер из того места, где, казалось, угадывается плотное ядро, вновь возник луч. Световое пятно упало на облака, поползло по земле. В этот момент экипаж смог оценить размеры объекта - он по длине равнялся Псковскому озеру. Полет продолжался совместно до самого Таллинна. Итак, кто же преследовал злополучный "борт"? Анализ подобных явлений и моделирование их в лабораторных условиях говорят, что ко всему случившемуся инопланетяне едва ли имеют отношение. Феномен вполне объясняется и земными причинами.
При наличии мощного электрического поля на поверхности Земли или воды и в прилегающем слое атмосферы и при наличии соответствующей обстановки в тропосфере могут создаваться условия для возникновения различных видов разряда между поверхностью земли или воды и источниками электрического поля в атмосфере. Следует иметь в виду также и то обстоятельство, что за счет привнесения в разрядную область дополнительных носителей заряда (ионизационные процессы в периоды неспокойного солнца, выбросы радиоактивных веществ при ядерных испытаниях, пылевые бури,
работа мощных ракетных двигателей и т. д.) существенно снижаются требования к условиям возникновения разрядных процессов.
Разрядными атмосферными процессами объясняются многие свойства и особенности "поведения" НЛО: большие скорости перемещения объектов, причем, скорости в направлении к наблюдателю или от него могут являться фиктивными, объяснимыми резкими изменениями размеров НЛО; замысловатые траектории движения, обусловленные сложной геометрией разрядных каналов; появление "прожекторных" лучей, исходящих из области интенсивного свечения (или из пространства, прилегающего к такой области) и не дающих теней при "освещении" предметов. Механизм свечения в виде "прожекторных лучей" сводится к зажиганию положительного столба тлеющего разряда, представляющего собой свечение ионизированного воздуха. Естественны с этой точки зрения и различные электромагнитные явления, отмечаемые наблюдателями, попавшими под такой "прожекторный луч". Например, электрические процессы в системах зажигания двигателей внутреннего сгорания, приводящие к их остановке или самопроизвольному запуску.
Но вернемся к нашему случаю. В силу того, что участки поверхности земли или области атмосферы могут находиться под различными потенциалами, разрядный процесс "выбирает" себе область с наивысшими потенциалами. Если таких участков несколько или анодная поверхность имеет значительную протяженность, то при достаточной мощности источника разрядного процесса
ничто не мешает возникнуть двум или более положительным столбам. Естественно, что положительный столб может перемещаться на другую анодную поверхность, приобретшую более высокий потенциал.
Наблюдатель, оказавшийся внутри положительного столба, увидит в катодной части яркое пятно, более яркое, чем оно было при взгляде со стороны. Одно из свечений катодной части - отрицательное свечение, может быть окружено ореолом из цветных концентрических колец. Видимо, нечто подобное видели члены экипажа самолета ТУ-134, выполнявшие рейс Тбилиси-Таллинн в первой части своего наблюдения.
Далее давайте на конкретном материале этого достаточно квалифицированного наблюдения продолжим моделирование нашего исходного явления. Вторая фаза аномального явления, свидетелями которого стали члены экипажа ТУ-134, началась с образования зеленого облака. Смену фаз газоразрядного процесса можно объяснить дальнейшим проникновением струи отрицательно заряженных частиц во все более плотные слои атмосферы. Теряя при своем движении запас кинетической энергии и электрический заряд, расходуемые на столкновительные и рекомбинационные процессы, струя заряженных частиц на высоте десяти тысяч метров практически исчерпала свою
кинетическую энергию движения.Однако разряд с погашением положительного столба между струей и самолетом не прекратился. Вообще для нормального протекания такого типа разрядов свечение положительного столба не обязательно. Он может гаситься как внешними причинами, так и внутренними, например, образованием сильного объемного поля отрицательно заряженных частиц в районе анода, которым служил летящий самолет. В этом случае электрическая
связь между катодными частями разряда, которыми являлось зеленое облако, и анодом не нарушится.
Это означает, что со стороны положительного столба на катодную часть будет действовать электрическая сила, величина которой пропорциональна квадрату напряженности электрического поля, создаваемого объемными положительными зарядами в положительном столбе разряда. Такое взаимодействие и не дает проскочить катодной части разряда высоту, на которой летел самолет. Поколебавшись относительно линии наибольшего действия силы, катодная часть разряда, исчерпав запас кинетической энергии, заняла
оптимальное положение, определяемое, с одной стороны, силовым взаимодействием с положительным столбом, стремящимся приблизить ее к самолету, и силовым взаимодействием с облаком отрицательных зарядов вблизи анода - самолета, стремящимся оттолкнуть анодные части разряда. Так возникла невероятная связка: светящееся облако - самолет.Безусловно, должен существовать какой-либо механизм для нейтрализации отрицательных зарядов на поверхности самолета. Процесс нейтрализации или поддержания их количества на определенном уровне возможен, например, при интенсивной генерации положительных зарядов на борту самолета и при активном отекании отрицательных частиц с поверхности самолета.
Во многих описаниях аномальных явлений, наблюдаемых с самолетов, отмечается особенность светящегося объекта, часто интерпретируемая как проявление некоего разума - при приближении самолета к объекту, последний "убегает", при удалении от него-"догоняет" самолет, причем дистанция между ними сохраняется постоянной. Одной из причин подобной "разумности" может являться наличие специфических взаимодействий электрической природы, о которых мы говорили.
Следующая, третья фаза аномального явления, наблюдаемого летчиками, началась с момента возникновения свяжи: светящийся объект-самолет. Сразуотметим, что полеты современных лайнеров в сопровождении светящихся объектов, изменяющих свою форму, уже описаны в литературе. Неоднократно наблюдались с борта самолетов и независимо летящие объекты сигароподобной формы. С другой стороны, известно, что в лабораторных исследованиях были получены разряды
образной формы, которые при изменении напряженности no* меняют свою форму - становятся похожими на самолеты или ракеты. По-увидимому, объект, наблюдавшийся в третьей фазе явления, представлял собой особую форму лавинно-стримерных переходов. Объект, несомненно, был ведомым, связанным с ведущим его самолетом электрическими процессами.
Вполне вероятно, что он представлял собой результат комбинации двух процессов -разряда между электронньгм облаком и самолетом - анодом, и сложного процесса рекомбинации и захвата электронов при перемещении заряженного облака в атмосфере. С этих подиций нет ничего необычного и в том, что время от времени возникал положительный столб разряда в виде светящегося луча между облаком и земной или водной
поверхностью. ,
Рано или поздно отрицательно заряженное слабо светящееся облако, ведомое самолетом и меняющее свою форму по мере изменения градиентов электрических полей в атмосфере, должно было бы растаять, рассосаться. В том, что облако путешествовало столь длительное время, проявились, по-видимому, какие-то специфические свойства слоя атмосферы на высоте летящего самолетам которые еще неизвестны-нам. Это был своеобразный "волновод", значительно продливший процессы рекомбинации и захвата электронов. При снижении в районе Таллинна самолет вышел из этого "волновода" *и тем самым прервал электрическое взаимодействие с облаком. Свечение облака должно погаснуть не сразу - за счет возбуждения в рекомбинационных и столкновительных процесах молекулы воздуха еще некоторое время излучали свет. Однако воздушные течения "растащили"
остановившееся облако, концентрация заряженных высокоэнергичных частиц резко упала, и свечение погасло.
Интереснейшие световые эффекты могут возникать и при полетах ракет на активном отрезке траектории. Здесь хотелось бы подчеркнуть одну особенность работы ракетного или различного рода реактивных двигателей. Продукты сгорания, получающиеся в результате работы таких двигателей, представляют собой газообразные, нагретые до высокой температуры вещества. В силу этого большая часть молекул этих продуктов ионизирована, причем общий заряд выброшенных из сопла газов равен нулю.
Однако в результате интенсивного турбулентного перемешивания этих продуктов в атмосфере происходит рекомбинация электронов и ионов продуктов сгорания. С другой стороны, известно, что время жизни в атмосфере электронов существенно ниже, чем ионов. Возможно, поэтому часть электронов будет захвачена атмосферными ионами и молекулами. Это означает, что через 1-2 секунды после выброса газов из сопла, облако газов приобретает положительный заряд. При благоприятных условиях, то есть при достаточной величине заряда для создания высоких потенциалов, наличии определенного количества зарядов в атмосфере между положительно заряженной струей сгорания и земной поверхностью, а также при воздействии отрицательного потенциала на земной или водной поверхности вполне возможно развитие разряда, наблюдавшегося в лабораторных условиях и называемого нами "медузой с тонкими лучами", который так поразил очевидцев в районе Петрозаводска в 1977 году.
Здесь хотелось бы затронуть и вопрос, прямо не связанный с рейсом 8352, но имеющий отношение к НЛО подобного типа. Достоверно установлено, что в низкотемпературной плазме электрических разрядов в газах возможны различные химичеокие реакции. Вполне вероятно, что некоторые вещества, которые иногда находят на почве на месте "посадок" НЛО или в воздухе после пролета НЛО, имеющие студенистую или волокнистую консистенцию, представляют собой органические соединения,
образовавшиеся подобным образом из молекул атмосферных газов и примесей различногоВ Q.
В этой связи небезынтересно вспомнить об успешных попытках осуществить синтез сложных органических соединений в плазме разряда и тем самым объяснить зарождение жизни на Земле. Возможно, проблема аномальных явлений с точки зрения электромагнитных и химических процессов, протекающих в атмосферной плазме, имеет прямое отношение к вопросам зарождения жизни на Земле. Но это тема другого разгово
В.В. Мещеряков
|