человек выходит из себя и возвращается обратно
Рудольф БАЛАНДИН
Книга Роберта Аллана Монро "Путешествия вне тела" (ВО "Наука", Новосибирск, 1993) поначалу ошеломляет, затем все более завораживает, а когда перевернута последняя страница, оставляет в полном недоумении. Что это: объективное научное исследование или записи сугубо личного с долей вымысла? Четкая фиксация фактов или пересказ своих фантазий, сновидений, галлюцинаций, выдаваемых за "вторую реальность"? В предисловии американский ученый Ч. Тарт утверждает: "Перед нами один из тех обескураживающих опытов, которые выпадают на долю парапсихологов, когда они работают со слабо контролируемыми явлениями". Но и тут неопределенность: под опытом можно понимать и субъективные переживания, и научно поставленные эксперименты. Тарт не делает различия: "Физический мир таков, каким он нам кажется". Для нас, воспитанных в духе материализма, чаще всего желательно особо выделить достоверное знание, проверяемое вне зависимости от впечатлений и умозрений личности. Однако в данном случае (имея в виду сведения, приводимые Монро) сделать это очень трудно, если вообще возможно. Приходится принимать "правила игры", предлагаемые автором. Тем более что рассказ оставляет впечатление искренности и точности. До весны 1958 года жизнь Роберта Монро складывалась более или менее заурядно. Закончив университет штата Огайо, работал на радио, писал статьи в газеты и журналы, затем стал бизнесменом, президентом двух крупных корпораций, связанных с кабельным телевидением и электроникой. Упомянуть об этом имеет смысл для того, чтобы у читателя не возникло подозрение в каких-либо корыстных или - почти то же самое - рекламных целях, которые мог бы преследовать автор. К моменту завершения книги (1971 г.) он уже был состоятельным человеком, дорожащим своей репутацией. И ему весьма непросто далось решение поведать миру о своих необычайных путешествиях вне собственного тела. Все началось с неожиданных спазм и болей в области диафрагмы. Лежа на кушетке, Монро почувствовал как бы прикосновение луча, исходящего с северной части неба под углом примерно 30° к горизонту. Причем тело непроизвольно завибрировало. И подобные приступы периодически повторялись. Обращение к врачам не помогло: никакого заболевания они не обнаружили. Через несколько месяцев, пережив очередную встряску, он опустил руку к полу и почувствовал, что пальцы прошли сквозь него! "Тут я внезапно полностью осознал ситуацию,- пишет он.- Я был в абсолютно бодрствующем состоянии и наблюдал залитый лунным светом ландшафт за окном. Я ощущал, что лежу на постели, укрытый покрывалом, под головой у меня подушка... И тем не менее каким-то невероятным образом моя... рука, судя по ощущению, как будто проткнула пол насквозь. Я, без сомнения, был в состоянии полного бодрствования". В последующие дни и ночи начались странные сеансы двойного существования: тело было недвижимо, а сознание, напротив, приобретало способность переноситься в иные измерения пространства-времени. То, что мы обычно называем душой, еще при жизни тела уходило в "свободный полет", проникая сквозь любые материальные преграды. Обнаруживались "параллельные миры". Среди них - похожие на наш, но на иных уровнях научно-технического прогресса. Или - причудливые, населенные гуманоидами, по большей части бестолковыми, хотя и настырными. Случались встречи и с представителями высшего разума и бессмертными духами. Для перехода в "инобытие" требовалась только определенная "настройка" души, целеустремленность, волевое усилие. Вот один из примеров. После полета через пустоту - узкая долина. Люди в темных одеяниях до пят. Привычная картина, ибо посещение было не первым. "Духовный" Монро стал спрашивать у них, знают ли они его. Ответы были отрицательными. Только один мужчина в монашеском одеянии сказал, что знает. Уточнил: "Последний раз вы были монахом в Кошоктоне, штат Пенсильвания". Воссоединившись со своим телом, экспериментатор решил проверить слова монаха. Выяснилось, что близ Кошоктона действительно находится захолустный старый монастырь. Ничего более определенного узнать не удалось. Довелось ему испытать и нечто подобное райскому блаженству: "Для меня это -место или состояние полнейшей умиротворенности и вместе с тем утонченных эмоций. Это похоже на то, как будто паришь в теплых мягких облаках... Тепло не просто окружает тебя, оно - твое и прони-)ывает тебя. Ты ослеплен и ошеломлен Совершенством Окружающего. Облако, в котором паришь, залито лучами света, постоянно меняющего цвета и оттенки. Каждый из них, когда погружаешься в него и он пронизывает тебя, прекрасен". Раздаются мелодичные звуки. Свет и тепло, великолепная гармония небесной музыки соединяют личность с окружающим миром и воспринимаются как высшая истина, Некоторые приключения не обходились без сексуальных переживаний, подчас переходящих в экстаз. Конечно, физическая близость как таковая отсутствовала. Достаточно было прикосновения руки и... "последовал головокружительный шок (наподобие электрического разряда), после чего мы отделились друг ог друга". В одном из "параллельных миров" - весьма похожем на наш - ему в руки попал прибор, подобный жезлу с тремя приставками. Из прибора исходил какой-то луч, сражающий человека наповал - он терял сознание. И тем же лучом, но расфокусированным - можно было тотчас вернуть его в нормальное состояние. Пожалуй, ничего невероятного тут нет: мозг реагирует на электромагнитные излучения определенного спектра, ослабляющие или усиливающие его активность. Но как понять другой феномен: этим лучом удалось погасить видневшийся вдали костер. Абориген "иномира" пытался втолковать Монро, как действует прибор, и даже предложил вновь встретиться. Однако понять его объяснения не удалось, а второе свидание не состоялось. Вот описание процесса возвращения в собственное тело. "Я... при помощи прыжка с вытягиванием "взлетел" вверх. Миновав всего лишь два или три этажа, остановился. Место, где оказался, было похоже на мой офис, только почему-то пустой: ни мебели, ни кушетки, на полу и окнах пыль, а самое главное - отсутствовало мое физическое тело! Я догадался, что это не то место (время?). Чтобы попасть туда, куда мне нужно, следует подняться еще "выше". Пройдя через потолок и оставив позади восемь или десять этажей, наконец очутился в своем настоящем офисе. Опустился в физическое тело (возникло небольшое затруднение с одной рукой), затем окончательно соединился с ним. Сел и открыл глаза. Часы показывали, что времени прошло час и пять минут. Зарисовал прибор, затем стал писать эти заметки! Когда-нибудь попробую построить такую штуку, которая усыпляет и будит людей, да еще тушит огонь". Этот эпизод (как многие другие) подозрительно напоминает отрывок научно-фантастического рассказа. Нечто подобное вполне может и присниться. Тем более что "физическое тело" пребывало в покое, выполняя привычные физиологические функции. В некоторых случаях эксперименты проводились под наблюдением медиков. Как показали исследования, в частности, электроэнцефалограммы, ничего сверхъестественного с мозгом и другими органами Роберта Монро не происходило, несмотря на странствия души. Автор трезво оценивает результаты опытов, отдавая должное сомнениям. Да и кому не известно, насколько яркими, убедительными бывают порой сновидения и галлюцинации! Возникают не только пресловутые "зеленые чертики" у больных белой горячкой (кстати, с нечто подобным сталкивался и Монро), но и четкие правдоподобные яркие видения у здоровых летчиков и космонавтов во время длительных экспериментов в изоляции, Определенное сходство испытанных Монро переживаний прослеживается и с галлюцинациями людей под влиянием некоторых сильнодействующих наркотиков, прежде всего - ЛСД. Так что наиболее простое и убедительное объяснение "путешествиям вне тела": Монро каким-то образом научился вводить себя в особое состояние, которое в других случаях вызывается под гипнозом, при приеме наркотиков, медитациях и т.п. На таком выводе можно было бы и остановиться, считая проблему исчерпанной, относящейся к ведению психологов, наркологов и психиатров. Однако некоторые опыты внетелесных перемещений не укладываются в столь заманчиво простую и привычную схему. Ведь нередко действие происходило в реальном пространстве-времени. "Второе тело" (привычнее говоря, душа) отправлялось через стену в соседнюю комнату, чтобы понаблюдать происходящие там события; странствовало вдоль троллейбусных проводов, оглядывая окрестности и чувствуя воздействие электромагнитных полей: навещало свою знакомую, отдыхающую на далеком морском побережье, запечатлев на ее теле памятный след- синяк от щипка... В подобных случаях автор ссылается не только на личные впечатления, но и на свидетельства других людей. Конечно, всегда остается спасительная - для материалиста- ссылка на совпадения и невольные подтасовки (не говоря уж о мистификациях). Кстати, сам автор не исключает совпадений, хотя вероятность их, по его мнению, чрезвычайно мала. Если учесть, что они бывали удивительно часто, а общая вероятность таких событий определяется путем умножения частных, то в результате получится ничтожнейшая величина, заставляющая признать какую-то вполне определенную закономерность. Предположим, факты изложены Монро корректно. Тогда возникает масса непростых вопросов и проблем, приводящих в дальней перспективе к новому пониманию сути жизни и смерти, выработке нового мировоззрения. Сделаем небольшое отступление. Переживания Р. Монро порой напоминают "полеты в туннеле" и посещения иномира, о которых впервые обстоятельно рассказал Р. Моуди ("ТМ" ? 8 за 1993 г.). В некоторых разновидностях наркотических галлюцинаций человек также ощущает подобный переход. Никто из серьезных ученых и философов не рискнул признать эти субъективные свидетельства как доказательства возможности существования души вне бренного тела. Правда, высказываются гипотезы, что мышление человека сопровождается "энергетическим полем", сохраняющимся и после смерти тела. Другой вариант: феномен сознания проявляется в вакууме, где присутствуют как бы антиподы - двойники личности... Однако такого рода предположения вернее бы относить к научной фантастике - по крайней мере, до тех пор, пока не удастся их доказать. Сам Монро предпочитает рассуждать осторожно и предположительно: "Возможно, это другой мир земного типа, расположенный в другой части вселенной, каким-то образом доступный при помощи ментальных манипуляций. Возможно, это антиматериальный дубликат нашего физического земного мира, где мы - те же сами, но вместе с тем и другие, связанные вместе, частичка к частичке, за счет силы, выходящей за пределы нашего нынешнего разумения". Невольно припоминаются теории физиков, представляющих вакуум (эфир) твердой структурой, а привычное нам материальное окружение сочетанием электромагнитных волн разной степени устойчивости ("ТМ" ? 8 за 1993 г.). Тогда "параллельные миры" могли бы представлять собой возмущения вакуума особого диапазона. А если вакуум, предположим, имеет более трех измерений пространства, то в его пределах могли бы находиться самые разнообразные "параллельные миры", более или менее взаимодействующие между собой. И все-таки, оставив научные фантазии, согласимся, что на современном уровне знаний опыты Монро демонстрируют мнимое, воображаемое отделение сознания от тела. Человеку кажется, будто душа свободно перемещается в пространстве-времени. В действительности же он погружается в глубины "Я". И там, в таинственных пределах собственного микрокосма, ему открываются поистине чудесные миры... Воображаемые? Да. Но только кто сказал. что наше воображение не соткано из тысячей нитей реального опыта - отдельной личности, многих поколений, человечества в целом, а то и всего живого, образующего земную биосферу? Не проявляется ли здесь область глобального разума, которую нередко называют ноосферой (ноос - разум). Судя по ряду высказываний Монро, он склоняется к такому варианту. По его мнению, все люди каким-то образом связаны между собой "невидимыми нервными волокнами", каналами коммуникации, по которым идет постоянный обмен эмоциями и информацией. Тейяр де Шарден называл это мыслящим покровом планеты. Такая мистическая ноосфера (в отличие от материалистической - у В.И. Вернадского) вряд ли может быть исследована приборами. Только следует помнить, что из всевозможных приборов, имеющихся в нашем распоряжении, наиболее сложный и совершенный - мы сами. Трудно судить о том, какие головокружительные путешествия еще предстоят нам на бесконечном пути самопознания. Если до сих пор внимание психологов привлекали сознание и подсознание, то теперь все определеннее проявляется интерес к "сверхразуму", объединяющему мыслящих субъектов в ноосферу. Oaoieea-Iiei?a?e ? 11, 1993
|
|