Мифология и проблемы внеземных цивилизаций
л. м. гиндилис кандидат физико-математических наук
Поскольку я много зани- мался проблемой внеземных цивилизаций и даже опубли- ковал несколько популярных статей на эту тему, мне до- вольно часто приходится сталкиваться с материалами, подобными письму В. Н. Ар- ского. Не претендуя на "истину в последней инстан- ции", я хотел бы поделить- ся своими соображениями на эту тему. Привлечение ми-
фологических знаний к проб- леме ВЦ, на мой взгляд, мо- жет оказаться плодотвор- ным. Но здесь нужен тща- тельный всесторонний ана- лиз. Мифологическое знание многозначно, оно скрывается под разными не всегда по- нятными символами. Чтобы проникнуть в их смысл, надо иметь соответствующие клю- чи. Я думаю, что для это- го, по крайней мере, необ-
ходимо изучить всю систему мифологических знаний с ее многочисленными паралле- лями и противоречиями. Про- извольное сочетание отдель- ных мифов и их упрощенная трактовка не могут привести нас к успеху. К сожалению, для многих "палеоконтакт- ных" гипотез характерен ра- зительный контраст между категоричностью утвержде- ний (причем речь, как прави-
ло, идет о далеко идущих вы- водах) и весьма шаткой ос- новой, на которой они бази- руются. Мне кажется, этим грешит и гипотеза В. Н. Ар- ского.
НОВЫЙ АДРЕС ВНЕЗЕМНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
Почему Арский связывает цивилизацию Номмо со звез- дой v Малого Пса - остает- ся загадкой. Ведь в мифо- логии догонов, на которую он опирается, говорится о Сириусе, а не о у Малого Пса. Вероятно, это секрет ав- тора (с такими вещами тоже приходится встречаться). Оставляя это заключение це- ликом на его совести, обра- тимся к другому, не менее важному моменту. Согласно Арскому, звезда указывает лишь направление на циви- лизацию. Чтобы определить ее местонахождение, надо знать расстояние до циви- лизации. И Арский опреде- ляет его-1980 световых лет. Весьма существенный вывод! На чем он основан? На трактовке двух положе- ний из богатой мифологии о Хуанди. Здесь Арский опи- рается на очень содержа- тельную статью И. С. Лисе- вича "Древние мифы глаза- ми человека космической эры" (в книге "Проблема поиска внеземных цивилиза- ций", М„ 1981, с. 68-82). Надо сказать, что И. С. Ли- севич гораздо более осторо- жен в своих выводах. "Разу- меется,- пишет он,- Древ- некитайские мифы много- значны, трудны для понима- ния; утверждать что-либо, опираясь только на них было бы чрезвычайно рискован- но - и тем не менее они дают определенную пищу для размышления". С этим трудно не согласиться: пища для размышлений, несом- ненно, есть, но спешить с выводами, думается, не сле- дует.
Напомним, что известно нам о Хуанди. Хуанди -
историческая личность; ки- тайские источники упомина- ют о нем как о первом реаль- ном правителе Китая, жив- шем в середине третьего тысячелетия до н.э. В то же время он - герой много- численных легенд и мифов, в которых выступает как муд- рый Учитель, наставник, об- учивший людей множеству полезных вещей. Вместе со своими сподвижниками он научил людей делать лодки и мастерить телеги, копать колодцы, возводить оборо- нительные сооружения, изго- товлять музыкальные инстру- менты, лечиться иглоукалы- ванием; ему приписывается изобретение топора, ступки, лука и стрел, одежды. По- добные представления о муд- рых Учителях-наставниках, научивших людей многим полезным знаниям и ремес- лам на заре их развития, существуют у многих наро- дов Старого и Нового света (см., например, А. Горбов- ский "Загадки древнейшей истории", М., 1971). Этот феномен человеческой куль- туры, на мой взгляд, нужда- ется в серьезном осмысле- нии, но отсюда вовсе не сле- дует, что Учителя непремен- но были астронавтами, при- летевшими из других звезд- ных систем. В ряде мифов Хуанди выступает уже не как легендарный Герой и Учи- тель, но как Космическое Божество. Таков, например, миф о войне Хуанди с Богом Солнца Янь-ди. Этот "факт" трудно объяснить в рамках представлений о некоей реальной личности (даже прилетевшей с другой звез- ды). Еще меньше с версией астронавта согласуется то об- стоятельство, что для борьбы с Богом Солнца Хуанди со- брал тигров, барсов, медве- дей и других хищных зверей.
Итак, в сведениях о Хуан- ди можно выделить три пла- ста: историческая личность, легендарный Герой, косми- ческий Бог. Подобная мифо- логизация реальной истори-
ческой личности - довольно распространенное явление.
Когда мы сталкиваемся с явлением мифологизации, необходимо учитывать, к ка- кому слою относятся те или иные сведения. Я не берусь судить, к какому слою от- носится миф о полете Хуан- ди на драконе. По даосским версиям, Хуанди достиг Дао, сделался бессмертным и улетел в небеса, здесь он выступает, скорее всего, в своей божественной ипоста- си. Трудно понять, что озна- чает утверждение о том, что человек, севший на дра- кона, "достигает возраста двух тысяч лет". В. Н. Ар- ский интерпретирует это как длительность полета Хуанди • к своей звезде по часам зем- ного наблюдателя. Я думаю, к этому нет никаких серьез- ных оснований. Далее, Ар- ский берет второе отправ- ное число - 200 лет и интер- претирует его как собствен- ное время полета космиче- ского корабля, откуда и по- лучает расстояние до циви- лизации Хуанди 1980 свето- вых лет. Основанием для та- кого предположения послу- жило сообщение из "Книги гор и морей" о том, что, воспользовавшись "рыбьим костюмом для полета", Хуан- ди "временно умер и возро- дился через 200 лет". Здесь Арский допускает сущест- венную неточность. В "Кни- ге гор и морей" описывается полет не Хуанди, а его спод- вижника Фэнцзы, так что со- поставление чисел 2000 и 200 теряет смысл. Ведь ниотку- да не следует, что, приле- тев на "Озеро грома", Фэнц- зы отправился затем туда же, куда летал и Хуанди. Не- точно и упоминание о рыбь- ем костюме для полета. Как подчеркивает И. С. Лисевич, описанное в "Книге гор и морей" устройство для по- лета ("фэйюй") "ничего об- щего с летающей рыбой не имеет". Что же, все-таки, может означать упоминание о том, что Фэнцзы "времен-
но умер и возродился через 200 лет"? Примем во внима- ние, что речь идет о восточ- ной традиции, где сущест- венную роль играет доктри- на перевоплощения, соглас- но которой человек после смерти пребывает некоторое время в потустороннем ми- ре, а затем вновь возрож- дается на Земле, чтобы приобрести новый опыт, усо- вершенствоваться и, в конце концов, достигнув степени Богочеловека, освободиться от колеса перевоплощений. С этой точки зрения, вполне естественно интерпретиро- вать указанный текст как смерть Фэнцзы и его новое рождение (перевоплощение) через 200 лет (промежуток
времени между воплоще- ниями, согласно указанной доктрине, в среднем состав- ляет несколько сот лет). Я не утверждаю, что такая интер- претация является единствен- но возможной, но она, во всяком случае, представля- ется более естественной, ко- гда речь идет о мифологи- ческом материале.
ЗМЕЕПОДОБНЫЕ ПРИШЕЛЬЦЫ?
Говоря о единой цивили- зации Хуанди - Номмо - Шива, В. Н. Арский основы- вается на общности внешне- го вида "пришельцев"; змее- подобное тело, две пары глаз, три пары конечностей. О Хуанди, действительно, сообщается, что он имел че- тыре глаза и три пары ко- нечностей (по другой вер- сии, четыре лица, то есть четыре пары глаз), но о его змееподобном теле ничего не известно. Есть, правда, упоминание, что Фу-си, дея- тельность которого относит- ся совсем к другому време- ни (два тысячелетия после Хуанди), имел "тело змеи".
В какой мере это можно от- носить и к Хуанди - остается неясным. Впрочем, и Фу-си изображался в человеческом облике. Так на миниатюре он изображен вместе с пра- родительницей Нюй-ва в ви- де существ с туловищем че- ловека и хвостом змеи, что символизирует супружескую близость. О персонаже до- гонской мифологии Номмо говорится, что он "имел крас- ные глаза и три пары гиб- ких конечностей без суста- вов. Тело гладкое, блестя- щее, покрытое зелеными во- локнами". Наконец, индуист- ский бог Шива-Натараджа "изображается с двумя лица- ми (две пары глаз) и двумя парами рук (три пары ко- нечностей). Эти данные при-
водит Арский. Отмеченные параллели кажутся ему столь значительными, что он при- ходит к заключению: тело Шивы (как и тело Номмо) должно быть змееподобным и, следовательно, фигура, изображающая Шиву с чело- веческим телом, с руками и ногами, согнутыми в су- ставах,- неверна. Надо искать изображение Шивы, на котором тело и конечно- сти змееобразны, а суставы отсутствуют. Крайне ради- кальный вывод! Конечно, изображение богов основано на древней традиции, а не на домыслах современных "па- леоконтактологов". Шива традиционно изображается с
человеческим телом, но вот количество лиц и конечно- стей у него различно; на не- которых изображениях Ши- вы пять лиц и четыре руки.
В какой степени описания (и изображения) мифических персонажей могут свиде- тельствовать о реальном об- лике предполагаемых прото- типов? Если считать их реаль- ными, то как быть с тысяче- руким и тысячеголовым Ви- рабхадрой, исторгнутым изо рта Шивы? Нельзя же брать за основу одни мифы и от- брасывать другие. Внешний облик мифических персона- жей часто имеет символиче- ское значение. Учитывая это обстоятельство, весьма сом- нительными кажутся попытки связать облик мифических
персонажей с видом "косми- ческих пришельцев".
Значительное место В. Н. Арский уделяет мифо- логии догонов. Астрономи- ческие знания их поразитель- ны. Наиболее подробно они изложены в книге В. В. Руб- цова и А. Д. Урсула "Проб- лема внеземных цивилиза- ций" (Кишинев, 1987). Я ду- маю, что это серьезная проб- лема, от которой невозмож- но просто так отмахнуться. Попытки объяснить эзотери- ческие знания догонов позд- нейшими заимствованиями из европейских источников не представляются убеди- тельными. По-видимому, до- гоны хранят следы соприкос- новения с очень высокой культурой. Каковы истоки этой культуры - мы не зна- ем. Однако это не дает ос- нования утверждать, что один из персонажей догон- ской мифологии Номмо при- летел на Землю с Сириуса.
Напомним, что известно о Номмо. Номмо - божест- венные близнецы, полулюди- полузмеи. История их до- вольно запутана. В общих чертах она сводится к следу- ющему, Номмо родились от брака верховного бога Амма с Землею, которую он сам создал из комка глины. Прой- дя сложные изменения на Земле, усовершенствованные водой и словом, Номмо под- нялись в небо. Увидев с неба мать-землю нагой и лишен- ной речи, они сделали ей юб- ку из небесных растений, а затем дали Земле речь. Ном- мо называют первопредками, так как от них произошел предок догонов Лебе. Один из вариантов мифа повеству- ет о том, как Амма принес в жертву Номмо, но потом воскресил его. После воскре- сения Номмо спустился на Землю в ковчеге, сделан- ном из его плаценты, вме- сте с предками людей, жи- вотными, растениями, мине- ралами, Все это очень мало напоминает историю звезд- ных космонавтов.
Придание змееподобно- го облика звездным "при- шельцам" на основании ми- фологических сюжетов представляется неоснова- тельным. Он - символ пло- дородия, женской произво- дящей силы и мужского оп- лодотворяющего начала. Символ Змея связан с до- машним очагом, водой, зем- лей и огнем. Согласно ми- фам догонов, когда созда- вался мир, смерти еще не было. Состарившись, люди превращались в змей, и но- чами змеи-предки появля- лись в жилищах людей в поисках пищи.
Образ Змея (Дракона, На- га) очень многогранен. Он играет значительную роль в космогонических мифах, на- чиная от архаических космо- гоний и кончая развитыми метафизическими система- ми. Так, согласно мифам ин- дейцев Боливии, небо неког- да упало на землю, но Змей, обвившийся вокруг них, вновь разъединил их и про- должает держать разъеди- ненными до сего времени. В индуистской мифологии тысячеголовый змей Шеша поддерживает Землю и слу-
жит ложем для Вишну, когда тот спит в океане. В космо- гонических мифах догонов Земля - плоский круг - ок- ружена, как ободом, соле- ной водой, и все это обви- вает громадная змея, при- кусившая свой хвост. В буд- дийской космогонии образ Змея, прикусившего свой хвост, является эмблемой вечности, символом вечно чередующихся циклов. Ак- тивные периоды в развитии миров (манвантары) череду- ются с пассивными периода- ми (пралайями). В индуист- ской мифологии это выража- ется понятием День и Ночь Брамы. Один день Брамы ра- вен 4 320 000 000 земных лет. 360 Дней и Ночей Брамы со- ставляют один Год Брамы. 100 Лет Брамы определяют самый большой цикл - Ма- хакальпу. "Наг просыпается, он испускает тяжелый вздох", и творческий им- пульс начинает новую ман- вантару.
Но космогонией не исчер- пывается роль Змея. В од- них мифах он выступает как символ зла (библейский миф об искушении Евы, миф о святом Михаиле - победи- теле змея и о Георгии По- бедоносце - победителе дракона); в других - как символ Добра, Мудрости, Знания. Высоко в Гималаях находится озеро Великих На- гов, из которого вытекает река Брамапутра; озеро по- читается священным (с. 21). На севере Индии, в Кашмире и Лахоре, сохранился древ- ний культ Нагов (Л. В. Шапош- никова "От Алтая до Гима- лаев", М„ 1987). Их почитают в образе человека, как ве- личайших мудрецов. Может возникнуть вопрос - почему один и тот же образ явля- ется и символом добра и символом зла. Возможно, разгадку следует искать в древних Мистериях, где всту- пивший на путь Посвящения должен был победить драко- на низших страстей. Побе- дивший сам становился Дра-
коном, то есть Посвящен- ным.
Я привел эти примеры, чтобы подчеркнуть, что ми- фология - это огромный и сложный пласт человеческой культуры. Потому работа с ним, в частности привлече- ние мифологии к проблеме внеземных цивилизаций, тре- бует систематических зна- ний. Упрощенная, прямоли-
нейная трактовка мифов в плане космических пришель- цев способствует лишь дис- кредитации проблемы. Не говоря уже о том, что в по-
добной профанации сказы- вается и неуважение к куль- турному наследию народов. Разумеется, не может быть запретных тем для пытливо- го человеческого ума. Но желающий вступить в новую неизведанную страну дол- жен прежде всего запастись знанием, терпением и готов- ностью трудиться.
Земля и Вселенная № 5,1989
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|