Каменная летопись вторжений
Акоп ТОНАКАНЯН, председатель уфологической комиссии, г.Ер.еван, Вадим ОРЛОВ, научный обозреватель журнала Еще в недавнем прошлом при истолковании наскальных рисунков исследователи исходили, хотя и неявно, из положения о стерильности Земли от разумного влизяния извне. Однако этой точке зрения не удалось сохранить свою лидирующую роль при объяснении многочисленных феноменов далекого исторического прошлого. . Деятельность членов Общества древней астронавтики (об одном из его конгрессов говорилось в статье "Марс ждет, мы ждем". - "ТМ"№ 10 за' 1988 г.), обоснование идеи 06 астросоциологических связях в ра"-ботах отечественных исследовате- лей В.Авинского, M.Aapenoa^':E.Ee-севича, Р.фурдуя вывели представления о Иалеоконтактах из стадии "космического утопизма". В памятниках древней культуры разных народов обнаружено множество.: так называемь1х техницизмов типа летательных аппаратов, скафандряпо-добных изображений. Выявлены и сотни неидентифицированных ри-- сунков, возможно, отображающих увиденные в небе аномальные явления. Их наблюдения в более позднее время зафиксированы в пись- менных источниках. Например. американский ученый Р.Дрейк разыскал описания наблюдавшихся в атмосфере аномальных явлений в l текстах 50 древне-римских авторов. Тем самым выпол- няется научный завет Константина Эдуардовича Циолковского о необходимости изучать историко-куль-турные и литературные свидетельства, ранее отодвигавшиеся в сторону как непонятные и необъяснимые. "Теперь,-писал он,-ввиду доказанной возможности межпланетных сообщений следует относиться к таким "непонятным" явлениям внимательнее". Хотя в орбиту астросоциологи-ческих изысканий ныне уже вовлечены огромные массивы информации из прошлого человеческой цивилизации, открываются все новые и новые пласты данных, которые после соответствующего анализа могут быть "подшиты к делу" о па-леоконтактах. Немало свидетельств о необычном хранится в анналах одной из самых древних культур-культуре армянского народа. В подтверждение сказанного со-шлемся хотя бы на труды просветителя XVII века Захария Саркофага,жившего в Канакере, неподалеку от Еревана. Он оставил два интереснейших сочинения. Одно озаглавлено "Относительно падения света с неба", другое - "О небесных знамениях". В первом из них содержится описание феномена, который Захарий наблюдал в 1641 году. "В день воздвижения креста, - пишет он,-во время захода Солнца, не было еще темно и дневной свет продолжался. Неожиданно разорвался эфир на восточной стороне, и стал опускаться большой и синий свет. Широкий и длинный, он опустился до сближения с Землей, и его луч осветил все вокруг ярче, чем Солнце. И передняя часть света вертелась подобно колесу, двигаясь на север, спокойно и медленно испуская свет, красный и белый, а впереди света на расстоянии открытой ладони была звезда размером как Венера. Пока мой отец спел с плачем шесть шараканов, свет еще виднелся, а потом удалился и стал невидимым, и мы потом слышали, что этот чудесный свет видели до Ахалцихе". Эти скупые и точные слова ри- суют нам типичное аномальное атмосферное явление. Подобную картину можно при желании найти и в архивах современных уфологов. Указана даже продолжительность наблюдения - около 15 минут, ибо шаракан-короткая молитва, поется она 2 - 3 минуты. А вот выдержка из рукописи За-хария Саркофага "О небесных знамениях". "В одну ночь все видели в воздухе что-то вроде древка и копья. Концы были как у пики. Они постепенно стали поворачиваться на восток и запад. Так продолжалось 20 дней, а потом быстро исчезло. После этого появилась звезда, очень большая, желтого цвета, с длинными и крупными волосами, которые отбрасывались на запад. И волосы сияли и, как искры, падали на Землю. Так продолжалось в течение месяца и двух дней. Никогда не двигалась с места, виднелась иногда вечером, иногда утром, а иногда среди ночи, но потом исчезала". Эти феномены наблюдались в 1679 году. Но еще больший интерес с точ- ки зрения палеокосмической гипотезы представляют собой наскальные изображения и петроглифы Армянского нагорья. Самые древние из них относятся к V тысячелетию до нашей эры. Они сгруппированы в нескольких местах: в районе Гегамского хребта (горы Большой и Малый Пейтасар, Шейхи-Чингил), на горе Севасар Варденисского хребта, наконец, в районе Горы паломничества, входящей в состав Зангезурского хребта. Последняя из названных серий выполнена в виде полосы, протянувшейся на расстояние 12 км. Высотное расположение наскальных изображений-от 2200 до 3500 м над уровнем моря. В разные годы нынешнего столетия, начиная с двадцатых, эти мастерски выполненные рисунки привлекали к себе взоры археологов, геологов, историков. Постепенно большая часть уникальной коллекции из художественной галереи под открытым небом была сфотографирована, а снимки опубликованы (главным образом в трудах Института истории и этнографии АН Армянской ССР). Есть и немало научных комментариев к ним. Однако исследователи обращались к изучению каменной летописи, исходя из ограниченного числа посылок. В поле зрения ученых попадали в основном лишь рисунки, отобразившие астрономические знания древних (своеобразные солнечно-лунные календари), сцены охоты на зверей и различные бытовые сюжеты, наконец, религиозно-культовая символика. Так, группа точечных изображений (1) имеет отношение к исчислению времени года, месяца и дня; точка, помещенная внутрь одного или двух колец, обычно символизирует Солнце. Фигуры животных (2) изящны и динамичны, несмотря на предельный лаконизм. Они лишний раз свидетельствуют, с какой достоверностью передают древние художники увиденные ими сцены. Однако в горной галерее армянских наскальных рисунков есть и немало довольно странных сюжетов. Некоторые из них не допускают однозначных толкований, и отнесение их к сценам охоты весьма сомнительно. Исторически "неправомерные", "аномальные" и просто неидентифицированные изображения никогда не выделялись из обще- го массива и не изучались в качестве таковых. Между тем упрочение гипотезы о палеоконтактах и ее продолжающееся обогащение фактическим материалом делают эту работу не лишенной смысла. Представляем читателям журнала именно ту часть каменной летописи- около четырех десятков сюжетов, - которая отобрана с помощью целенаправленного применения принципа аномальности или повышенной трудности в процессе истолкования. Так, рисунок (6) имеет все шансы, чтобы пополнить собранную В.Авинским коллекцию древних техницизмов типа дисковидных летательных аппаратов: перед нами, похоже, типичная "летающая тарелка", выпустившая опоры и совершившая посадку. В сюжете (26) показаны животные, но рядом - скафандроподобная фигура, а над головой у нее-символ Солнца. Двум рисункам (40) даже А.Маритросян, исследователь, придерживающийся традиционных версий, дает такую трактовку: "солнечные боги, сошедшие на землю и траву". Еще одно такое "божество", но уже в скафандре, находим в сюжете (34). Интересны антропомоофные существа, показанные с отведенными в сторону руками или идущие танцующей походкой (33 и 35). По поводу сходных изображений, найденных и в других частях света, В.Авинский замечает: "поза пляски" в действительности может означать способ передвижения внеземных существ в условиях непривычной для них земной гравитации. Как будто балансируют и две безголовые фигуры (39). Но со свидетельствами очевидцев, повстречавших существа без головы, вернее, с неким бугром вместо нее, мы в последнее время имели возможность познакомиться. Медузообразный объект (41) заставляет нас вспомнить о различных аномальных явлениях, самым ярким из которых был Петрозаводский феномен. Например, сфотографированное в Австрии в июне 1976 года светящееся образование с несколькими отростками почти в точности повторяет то, на которые мы указали. А ведь оно относится к III тысячелетию до нашей эры. Загадочен и сюжет (3). Если в правой его части представлено обычное колесо, то в центре помещена странная повозка без какого-либо животного, способного ее двигать. Такое ощущение,что два ее колеса шарнирно соединены и конструкция при перемещении по неровной местности может изменять свою форму, наподобие лунохода. Быть может, историческим аналогом этого аппарата послужит горная "повозка-сосуд", описание которой обнаружил в древнекитайской "Книге установлений" доктор филологических наук И.Лисевич. Эта конструкция, как следует из текста, передвигается автономно, без тягловых животных. "Горная повозка- это естественная повозка, - говорится в манускрипте. - Свисают крючья, никто не гнет, не направляет - сама собой закручивается, изгибаясь". Удивительно, но некий свисающий в форме вытянутой капли элемент изображен и на анализируемом рисунке. Левая же его часть вообще не поддается какой-либо идентификации. На нескольких рисунках мы видим каркас с двойным дугообразным верхним контуром и горизонтальным основанием, опирающимся на четыре, пять или даже шесть ножек. Нередко дугообразный контур полностью замкнут (4,5,9,11,14,17,19,20,23, 30), внутри его или рядом помещены изображения существ, схожих с людьми, а иногда не под- дающихся опознанию (9, II, 14, 17, 19, 20). В некоторых случаях фигурки своим лаконичным, почти условным изображением напоминают пляшущих человечков из новеллы Конан Доила. Все без исключения предметы с верхней дугой А.Мартиросян квалифицировал как символы длиннорогого безоарового козла. Заметьте: как символы, а не изображения самого животного. Но в таком случае весьма нелогично выглядит показ тех или иных фигур внутри этих символов, а рядом - изображений самого козла хотя и в упрощенной, но все же достаточно реалистической манере, без всякой символики и зашифровки (4, 5, 10, 19, 20, 21, 23). И ни один исследователь не мо-_ жет привести сколько-нибудь' убедительных доводов, почему же первобытный художник должен был идти на такие нарушения здравого смысла и логики. Поэтому концепцию символов в качестве основы для истолкования этих рисунков нельзя признать состоятельной. Скорее всего перед нами техницизм, изображение какого-то аппарата, конструкции. Это ощущение усиливается, когда мы видим изображенную в момент динамичного прыжка антропо- морфную фигурку, соединенную с аппаратом фалом или канатом (19). В сюжете (23) все тот же предмет с дугообразной верхней частью показан в двух положениях-горизонтальном и вертикальном. Этот художественный прием воспринимается как стремление передать мысль о возможности предмета двигаться, причем в разных направлениях. В таких случаях автор рисунка иногда помещает рядом еще и изображение колеса (24). Не поддается опознанию рослая фигура, увешанная какой-то сложной оснасткой (25). Однако ощущение необычности происходящего блестяще передано через изображения животных, изготовившихся к прыжку. И это сцена охоты? Вряд ли. Типичным представлением охотничьей ситуации может служить сюжет (15). В манере, пригодной скорее для показа конструкции, нежели живого существа, выполнены массивные изображения (7, 8 и 12). Однако насыщенность многочисленными деталями не дает возможности однозначно оценить их назначение. И даже если мы имеем дело с символом безоарового козла, то опять-таки надо учитывать, что в древнейших армянских мифах и легендах это животное так или иначе олицетворяет проявления стихийных сил: молнию, гром, разного рода световые всполохи и зарницы. Не исключено вообще внимание древних людей к животным как предвестникам грозных и разрушительных явлений - землетрясений, сходу лавин, нередких в тех горных местностях. Класс не вполне идентифицируемых техницизмов неоднороден по семантике, набору и сложности элементов. Здесь возможен широкий спектр трактовок непонятных на первый взгляд изображений (18, 27, 28), где мы видим парящие фигуры. Однако древний художник в некоторых случаях помещает рядом много-витковую спираль - символ космоса (28). А гигантское антропоморфное существо (13) показано на фоне каких-то летящих предметов. На рисунке (36) в центре - снова символ космоса. В нескольких сюжетах человекоподобные фигурки имеют на головах устройства, напоминающие антенны (21, 29, 31, 32, 33). Но эти элементы можно толковать по-разному. Не вполне ясно и значение волнистых линий на рисунках (29, 37, 38), которые обычно расшифровываются как изображение змей. Но ведь в сюжете (37) у ног существа и в самом деле расположилась змея, а вот идущие от его рук вверх извилистые линии таковыми уж никак не могут быть. Согласно литературным данным, за ними иногда закрепляется значение небесного огня. Тонкие различия можно провести, по-видимому, лишь после компьютерной обработки больших изобразительных массивов. Точно так же не выявить с ходу значение элементов типа экранов, как на рисунке (22). В целом рассматриваемых примеров, пожалуй, достаточно, чтобы убедиться: армянские наскальные изображения действительно представляют большой интерес для исследователей, вот уже четверть века ведущих поиск космитов в запыленных коридорах тысячелетий. Oaoieea-Iiei?a?e ? 6, 1991
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|