Чертов прадедушка
Если бы вам довелось попасть на праздник: современных язычников или белых магов, то вы увидели бы, как одетые в длинные белые одежды мужчины и женщины водят хоровод вокруг алтаря, на котором стоят статуэтки богини и бога. Приглядимся к мужской фигурке: курчавые волосы, из них выступают рожки, плутоватая физиономия, мужской торс и обросшие шерстью козлиные ноги. Что за странный бог?
Христианин, увидев его, скажет: "Это черт!" Историк или искусствовед-тут же узнает персонаж греческой мифологии - бога Пана. Именно он и послужил прообразом Дьявола и его подручных - чертей. Интересно, как же жил этот чертов прадедушка?
Сын двух матерей
По одной из легенд Пан был сыном Пенелопы. Она была еще подростком, когда бог Гермес узрел ее, почивавшую в тенистом гроте^ пленился ее красой, воззвал к Эросу, чтобы тот помог ему, и молниеносно овладел девушкой.
Но коварный и капризный божок любви подшутил над Гермесом и в момент оргазма придал ему облик козла. Потому и дитя явилось на свет с рожками на голове, густой шерстью на нижней половине тела и расщепленными копытцами. Единственным утешением опечаленной мамы было то, что Пан - сын великого бога. Как выяснилось потом, у него была еще одна выдающаяся черта - мужское достоинство превеликого размера.
Прошло время. Пенелопа вышла замуж за Одиссея. Оставив сына на родине, она открыла ему тайну его рождения. И Пан захотел повидаться с отцом. Но это оказалось непросто. Ведь у посланца богов было множество разных обязанностей: Гермес убирал пиршественную залу на Олимпе, раскладывал подушки в зале собраний Утром Зевс, пробудившись, давал ему тысячу приказаний. Разнести вести богам было нелегко, ибо многие из них находились на противоположных концах света. Весь день крылышки на волшебных сандалиях Гермеса трепетали в полете. Были у него и другие занятия: наделить красноречием ораторов, проследить за гимнастическими упражнениями молодежи, охранять путников и дороги, покровительствовать торговле. Ну а где торговля, тут и обман, воровство, разнообразные хитрости.
Да, Гермес был самым ловким вором на свете- украл в шутку у Зевса скипетр, у Посейдона - трезубец, у Аполлона - золотые стрелы и лук, у Ареса - меч.
Очень удивился Гермес, когда однажды перед ним появился какой-то козлоногий тип и назвал его отцом. Пан напомнил отцу о минутах страсти, пережитых с юной Пенелопой, и бог-отец признал его.
- Обними меня, сын мой, - сказал он. - Но никогда не называй меня отцом.
И улетел. Не очень приятен Гермес в этой сцене. (Так описывает их встречу древнегреческий автор Аполлодор.)
Однако есть и другая версия рождения козлоногого бога. Гомер называет матерью Пана нимфу Дриопу. Увидев плод своего греха с Гермесом, она ужаснулась и обратилась в бегство. Но Гермес, обрадованный появлением на свет сына, отнес его на Олимп и рассказал небожителям, как все произошло. Богам понравилась история - они так и нарекли Пана: ПОНРАВИВШИЙСЯ ВСЕМ.
Когда Пан вырос, то не остался на Олимпе - он ушел в горные тенистые леса, жил вместе с пастухами. Вставал на рассвете, отправлялся по делам или на охоту, возвращаясь около полудня. Подкрепившись чем придется, укладывался отдыхать в тени Х деревьев у журчащего ручейка. И тогда вся окружающая природа и люди знали, что наступил "час Пана", тишину которого не смеет нарушить никто. Ибо Пан вспыльчив: может наслать тяжелый, полный кошмаров сон. Или вызвать такой ужас, что потревоживший его неосмотрительный путник бросается бежать очертя голову, не разбирая дороги. Отсюда, говорят, и пошло выражение "панический ужас".
Любовные утехи Рогатого По вечерам Пан играл на звучной свирели - сиринге. Нимфы, сбежавшись толпой, танцевали вокруг него на лесной поляне. Их легкие одежды развевались, обнажая лиловые тела, - казалось, волны необычного тумана струятся меж темных стволов. Сиринга была волшебным инструментом - в ней жила душа девушки с милым и чистым голосом. Ее так и звали - Сиринга Она пасла коз, танцевала с нимфами, пела очень красиво. Пан увидел ее и полюбил. Но Сиринга отвергла уродливого любовника - ни козел, ни человек. Да над ней будут все потешаться! Так пишет римский поэт Овидий.
Естественно, Пан разгневался и хотел овладеть девушкой силой. Но она ловко увернулась и бросилась бежать.
Услышав позади настигающий топот копыт, Сиринга прыгнула в заросли камыша и воззвала о помощи. Речной бог, сжалившись, превратил ее в тростник, скрыв среди тысяч одинаковых зеленых стеблей. В поисках беглянки Пан начал срезать тростник, но тот весь выглядел одинаковым. Тогда лесной бог набрал тростинок, уложил их в неровный ряд и, склеил воском. Получился инструмент из поющих на разные голоса свирелей. Его Пан и назвал сирингой. Когда божок начинал играть на этом инструменте, он отзывался голосом безвременно погибшей девушки: каждая мелодия была жалобой ее души.
Эту первую сирингу отдал Пан в храмгрот, посвященный ему в древнегреческом городе Эфесе. Он был удивителен - этот грот: когда в него входила невинная девушка, лежавшая на алтаре сиринга издавала чистые и нежные звуки, а через некоторое время двери сами собой отворялись, и испытуемая, в венке из фиговых листьев, оказывалась в объятиях ожидавших родственников. Ежели в гроте оказывалась не сумевшая сохранить чистоту девица, сиринга молчала, а из глубины пещеры доносились жалостные стенания, сменявшиеся отчаянным хохотом.
Но боги, как известно, выше людской морали. Ну а поскольку у Пана из-за его внешности были серьезные проблемы с женским полом, он нередко сам участвовал в обряде, "распечатывая" своим огромным фаллосом "амфоры наслаждений". Те девушки, что удостоились такой чести, даже став беззубыми старухами, вспоминали самое великое наслаждение своей жизни.
Но случались и "накладки". Вот что рассказывает древнегреческий автор Ксенобол. Одну благонравную девицу родители отвели в грот истины, объяснив, что если ею заинтересуется Пан, сопротивляться не надо. Однако вскоре из грота послышались крики испытуемой. Родичи с факелами бросились внутрь и узрели виновницу переполоха, вцепившуюся, словно львица, в дрожавшего от страха мужчину в жреческой одежде. Он был весь избит и исцарапан ногтями девицы-фурии. "Хотел лишить меня невинности!" - объяснила она, глотая слезы.
Оказывается, вначале девушка не противилась ласкам, но потом ощупала "Пана" и не обнаружила признаков козлоногости. Прикоснулась к его лбу - и не нашла рогов! Тогда и начала кричать, сопротивляться. Ее родичи хотели тут же забить охальника каменьями, но жрец стоявшего неподалеку храма Артемиды спас коллегу: - Богохульники! Великий Пан так занят,
что мог лишь на мгновение вселиться в тело этого человека, чтобы совершить таинство! Девицу следует примерно наказать, а жреца изгнать из селения! Пан сам определит кару для него!
Так и поступили. Но свято место пусто не бывает, и скоро в волшебном гроте появился новый жрец. Испытания опять пошли своим чередом, и все были довольны, и все славили великого Пана!
Увы, счастье не сопутствовало Пану в любви. Женщины, на которых обращался его страстный взор, избегали объятий бога. Поэтому он часто преследовал быстроногих нимф и брал их силой. Глупые, они сопротивлялись, пока не начинали чувствовать, каким "подарком" наградил их дикий лесной бог. Когда было невмоготу, Пан, к возмущению пастухов, обижал их коз. Он-то и ввел эту дурную привычку, которая породила и русскую поговорку - "драть как Сидорову козу".
Только нежная и мечтательная богиня Луны Селена проявила благосклонность к нему. Известен был грот, в котором романтическая возлюбленная козлоногого божка прижимала свое бледное лицо к косматой груди сына Пенелопы и стонала в пароксизме страсти.
Но увы. Селена была одной из немногих женщин, раскрывавших свои объятия Пану. Большинство же вело себя подобно Сиринге или нимфе Эхо. Она была дочкой дриады (духа дерева) и пастуха, севшего отдохнуть под деревом, в котором жила ее мать. Эхо выросла очень красивой. Музы учили ее играть на сиринге, флейте, лире и кифаре. Она танцевала вместе с другими нимфами, пела с музами в общем хоре. И стойко хранила свое девичество, избегая мужчин, волшебных существ и даже богов. И снова Пан влюбился. И снова - без взаимности. Тогда божок впал в неистовство, передавшееся местным пастухам, которые, обезумев, словно бешеные псы, набросились на бедную Эхо и разорвали ее на мелкие кусочки.
Мать-земля (она же - богиня Гея), полюбившая Эхо, укрыла ее продолжавшие петь останки в своем лоне, навеки сохранила голос девушки и подарила ей новую жизнь. С тех пор Эхо повсюду повторяет услышанные звуки: голоса богов, людей, животных, игру инструментов и т.д.
Козлоногий "соблазняет"
Геракла
Однажды, странствуя по лесистым холмам Эллады, Пан узрел издалека пышный кортеж. Это царица Омфала в окружении двора и многочисленных слуг совершала поездку вместе с Гераклом, проданным ей, по воле всемогущих богов, в рабство за убийство. Он был ее спутником, возлюбленным и слугой, подчинялся всем ее прихотям. Пан, увидев царицу, так был поражен ее
необыкновенной красотой, что забыл о всех своих предыдущих увлечениях. Наученный горьким опытом, он следил за ней из укрытия, решив дождаться темноты.
Кортеж Омфалы расположился лагерем вокруг пещеры, где собирались ужинать царица и Геракл. Пан, конечно, не мог видеть, что происходило внутри. Омфала придумала очередную забаву - решила нарядить героя в женские одежды. Сначала приказала силачу раздеться догола: он стоял перед ней, как статуя, вытесанная из твердой скалы, - огромный, смуглый. Собственными руками надела на него хитон, потом вышитый узорами и звездами пеплос, завязала пурпурный пояс. Застегнула браслеты на запястьях, надела на волосы диадему.
Надушенный, напомаженный, с карминовыми губами, возлег Геракл на пиршественное ложе рядом с Омфалой, одетой в шкуру чудовища - немейского льва, уничтожение которого было одним из двенадцати подвигов великого героя. Царица обвила рукой шею сына Зевса, а второй оперлась на палицу героя. Пиршество началось. Слуги, вносившие блюда, с трудом сдерживали смех...
После пиршества все отошли ко сну. Сопровождающие - на траве, под звездами теплой ночи. Царица и ее любовник - в гроте, одетые так же, как во время застолья.
ПоЬле полуночи, когда все затихло. Пан двинулся вперед. Вошел в грот, вытянув руки, нащупал ложе, на нем - львиную шкуру. Это - Геркулес! Потихоньку обошел с другой стороны - о, какие благоуханные, легкие одежды! А теперь надо действовать осторожно, но смело: только бы не разбудить царицу раньше времени. Впрочем, она сама проснется, когда своим поцелуем Пан заглушит стон неги... Но отчего у очаровательной женщины такое грубое тело? Почему...
Мощный удар отбросил его, как полупустой бурдюк с вином, к стене пещеры. Когда Пан пришел в себя, грот был полон людей с факелами. Они оглушительно хохотали, увидев вздыбленную плоть божка, покусившегося на "невинность". Геракла. Напуганный и униженный, лесной бог ударился в "паническое бегство".
После этой истории он, как и раньше, иногда присоединялся к веселой и пьяной свите бога Диониса (римского Бахуса), но это был уже не прежний Пан. Он стал капризным и злым. Не переносил общества людей, сатиров бил по щетинистым головам, обижал вакханок - не мог забыть своего позора. Когда видел спокойно пасшиеся стада, приводил их в ужас, так что животные бежали, словно в ослеплении, падая в пропасти или бушующее море. Мольбы пастухов мало трогали его.
Правда, со временем Пан успокоился: наконец он обрел любовь - ею незадачливого божка наградили сразу аж четыре дриады!
Всех историй о боге лесов Пане не перескажешь. Можно только напомнить о его музыкальном состязании с Аполлоном, когда Рогатый возомнил, что его простая тростниковая сиринга звучит лучше кифары, и проиграл.
Классик древнегреческой трагедии Эсхил писал, что Пан помог своей родине против персов в знаменитой битве близ острова Саламин. Историк Геродот указывает, что без его содействия греки не выиграли бы Марафонское сражение. А римские авторы всерьез утверждают, что Пан не был бессмертным, а только долгожителем и умер в период царствования императора Тиберия в 1 веке нашей эры.
Со временем люди уже забыли подлинный вид своих древних богов, так как те перестали являться им. Но Пана они помнят. Для церкви это в общем-то безобидное, по сравнению с другими олимпийцами, существо стало образом Сатаны и его слуг - чертей. Для художников и скульпторов он превратился в символ свободной, дикой любви. Они во множестве писали и ваяли сценки из мифов, запечатлевая моменты, когда Козлоногий овладевал очередной юной красавицей. А взглянув на Пана глазами нашего современника, можно назвать его первым экологом - ведь он был охранителем и покровителем всей природы.
Сергей ПЕРВУШИН
Тайная власть 2,2000
|
|