Шаман-коллективная душа
Все громче удары бубна и крики шамана, все быстрее вертится он в танце... И вот наступает кульминация: шаман последний раз потрясает жезлом и падает у костра буквально бездыханным. Словно душа его покидает тело и отправляется в запредельное странствие. Через несколько минут шаман "возвращается" из потусторонних странствий, постепенно приходит в себя и вскоре рассказывает зрителям о том, что он видел и слышал в мире мертвых. Происходит это в наши дни, на Камчатке, на кочевой стоянке корякских оленеводов. Многие зрители шаманской пляски смотрят телевизор, их дети посещают школу, где изучают строение Вселенной и биологию. Тем не менее никто не смеет усомниться в том, что шаман, увешанный сухими мухоморами и клочками оленьей шкуры, действительно связывает мир живых и мир мертвых. В своей пляске он пытается открыть дверь между двумя мирами и узнать от духов, чего ждать в будущем.
Кроме прорицания, шаман, по убеждению коряков и других северных народов, наделен способностями лекаря. До сих пор во многих случаях к постели больного зовут не врача, а шамана. Между прочим, нередко шаман помогает изгнать болезнь... К шаману идут и для разрешения бытовых споров, и за советом по любому важному вопросу. Х Сейчас, когда на проявления мистики в нашей жизни смотрят более терпит, выясняется, что шаманы, как и другие представители древнейшей профессии колдунов, магов и целителей, действительно обладают "сокровенным знанием". Ничего удивительного в этом нет. Школа того же шаманизма насчитывает не одно тысячелетие. Она не подвергалась "чисткам", не меняла радикальный курс, что всегда отличало официальную науку - будьте медицина или философия. Знания накапливались медленно, передавались от поколения к поколению. Причем не какие-нибудь абстрактные знания, а конкретные сведения - о взаимозависимости человеческого организма от питания и погоды, о рациональном образе жизни, о полезных свойствах растений. И нет ничего удивительного в том, что опытные шаманы могут, не прибегая к сложной электронной аппаратуре, диагностировать заболевание и подобрать наиболее эффективные методы лечения. Таким образом, шаман является носителем древних сведений о растениях, минералах, человеческой психологии, поведении животных и даже движении небесных тел. От века шаманы воспринимают природу в образе живого человеческого существа, у которого тоже есть голова, руки и внутренние органы. Такое представление основано на верованиях первобытных народов, которые считали, что и душа человека является "маленьким человечком". Известный английский этнолог Джеймс Фрэзер, например, отмечал, что у эскимосов бытует представление, что душа обладает формой тела, частью которого она является. Только более тонкой и воздушной природы. Шаман - на древних языках индоевропейской и финно-угорской групп означает "тот, кто знает". И здесь понятие гораздо шире знания. Недаром в русском языке "знает" и "ведает" имеют
почти одно значение. Шаман именно "ведает". Главным его ведовством является знание природы духа, запредельных для бытового мышления феноменов. Поэтому и шаманское знание с полным правом можно назвать магическим. Кроме знания связей в природе, шаман должен хорошо владеть техникой трансиндукции. В христианской традиции трансиндукция воспринималась как одержимость бесами, как прямой контакт со сверхъестественными злыми силами. Шаманская пляска разделяется на приведение в экстаз и переход в транс, которые многие исследователи до сих пор считают обманом невежественных зрителей.
Последние исследования показывают, что транс шамана - это особая форма пребывания человека на ином уровне нашей реальности. В Америке, например, были попытки изучить транс, привлекая к исследованиям добровольцев из числа студентов и преподавателей психологии. Подопытные участники исследований свидетельствовали, что во время транса действительно переживаются красочные картины "иного мира", а душа способна совершать удивительные путешествия, наблюдать за телом. Зафиксированы также рассказы людей, которые в состоянии болезни, под воздействием музыки, также переходили в "иное измерение", путешествуя в пространстве и времени. Известно, что многие шаманы доводят себя до состояния экстаза с помощью различных психотропных препаратов - мухоморов на нашем Севере или коки в лесах Южной Америки.
Значит, есть психофизиологические основания действий шамана, и его видения - не спекуляция на примитивном мышлении зрителей, а результат предельных способностей человеческого сознания прорываться в высшую духовную сферу.
Для этого служат атрибуты магического обряда - нагрудные украшения, маска, бубен. Из техники коллективного гипноза известно, как влияет на зрителей ритмичный блеск, музыка, стук барабана. Возбуждение зрителей нужно шаману, чтобы еще больше подпитаться экстатическим настроением, разжечь себя. Это помогает быстрее и глубже впасть в транс. Характерно, что шаманство весьма широко распространено у многих народов, независимо от географических и исторических различий. Индейцы Южной Америки, островитяне Полинезии, северные оленеводы России - все они считают, что шаман является выразителем коллективной души общества, носителем главных свойств племени или народа. Кто же на самом деле шаман? Это не вождь, не глава рода, которыми становятся лучшие из лучших, сильные из сильных. Наоборот, шаманы нередко отличаются тщедушием и даже увечьем. Но уважение, которое ему оказывают, зиждется на том самом глубинном "сверхзнании", о котором мы уже говорили. Шаман обеспечивает, если можно так выразиться, психологический настрой племени, и в этом заключается его главная функция - носителя коллективной души. Шаман излечивает больного, как правило, не столько средствами народной медицины, но создает у постели больного коллективный настрой, позволяющий с помощью коллективного сознания
ять на сознание пациента, заставлять его организм мобилизовать ресурсы. Как законодатель шаман использует знание социальных норм, закрепленных в традициях, но опять же взывает к коллективному разуму. Шаман хранит племенной эпос и следит за календарем. Все это позволяет ему служить хранителем все того же коллективного сознания, но на уровне магии. Некоторые исследователи магии считают, что в основе магического эффекта лежит дополнение нормального коллективного мышления патологическим мышлением шамана. Вот что пишет по этому поводу французский психоаналитик К.Леви-Строс:
"Здоровое мышление жадно стремится познать вселенную, механизмы которой ему не удается подчинить, поэтому оно пытается постигнуть смысл непостижимых вещей. А патологическое мышление, напротив, всегда имеет множество толкований, которыми оно готово с излишеством снабдить недостаточно богатую действительность". То есть шаман может излечить больного, исходя из традиций и своего личного опыта, хотя и не представляет реальных причин болезни.
Антрополог Б.Малиновский много лет наблюдал магические обряды островитян Тихого океана. Он заметил любопытную особенность. Шамана призывали тогда, когда собирались сажать сельскохозяйственные культуры. А перед уборкой урожая никаких магических обрядов не устраивали. Если рыбаки выходили в море ловить акул, их также напутствовал шаман, отводя злых акульих духов. Однако перед "нормальной" ловлей обходились без шаманского благословения. То есть, сферой магии была область повышенного риска, шаман приходил на помощь там, где соплеменники могли ошибиться и жестоко поплатиться за ошибку. Выходит, шаман в этих случаях принимал на себя ответственность за промах? Ведь несмотря на его магические заклинания мог случиться неурожай, а рыбаки рисковали пасть жертвами акул. Вероятно, цель магии шамана заключалась не в безнадежном воздействии на будущее. Тогда - в чем? Было подмечено, что в заклинаниях всегда присутствовало много разнообразных советов, как бы исходящих отдухов. Причем духи всегда настаивали на точном выполнении своих рекомендаций. Сажать семена надо было в определенные сроки и в определенным образом подготовленную почву. А ловить акул надо было, соблюдая целый комплекс правил. Все эти советы духов, конечно же, зиждились на богатом опыте самого шамана, на знании им традиций. И если земледельцы или рыбаки точно соблюдали указания шамана, то у них появлялся реальный шанс добиться успеха. А в случае неудачи у шамана всегда была возможность сослаться на то, что люди не выполнили одно из потусторонних предписаний и сами виноваты в плачевном результате их деятельности. Магия - попытка познания мира и воздействия на его развитие. А шаман в этом случае - хранитель вечности и связник между "тем, что было" и "тем, что будет".
Выражаясь современным языком, это аналитик и прогностик. Хоть и с бубном...
М.Михайлов
Незримая сила 10,1999
|
При использовании материалов с сайта активная ссылка на него обязательна
|